Классный час в 4-м
классе (УМК « Начальная школа ХХI века»)
Тема: «Тайна старого леса». 22 апреля - День Земли и
защиты окружающей среды.
Киданова Марина Николаевна
учитель начальных
классов МОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанский район Белгородской области
Авторский
медиапродукт : презентация
Цель: воспитывать
любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль
о важности бережного отношения к природе, любви к животным.
Ход занятия:
Чтец:
Плач Земли
О, люди! О, люди!
Как вы допустили,
Вы самое главное
В жизни забыли,
Забыли о том,
Что природа - ваш дом,
А в доме не убрано,
Грязно жить
в нем.
Текли,
извиваясь, речушки-сестрицы,
А вы
посмотрите, что сними творится?
Завалены мусором,
Нефтью
залиты.
О, люди! О, люди!
Ну, что вы творите?
Зачем обижаете маленьких птичек?
Зачем пестрых бабочек ловите в
поле?
Все звери и
птицы хотят жить на воле,
Но скоро вы их не увидите боле!
Деревья редеют. А что за причина?
Ребята
гурьбой отдыхали в лесу.
Костер разожгли, пили, ели,
смеялись,
Собрали вещички, домой
разбежались.
Костер не потушен.
Зачем суетиться?
Скорее домой. А пожар приключился!
Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.
Что делать, не знаю,
И жить - то мне как?
О, люди,
зачем поступаете так?
Учитель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим.
Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.
Сегодня мы
собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.
Загадка
Богатырь стоит богат, Почему мы с лесом
дружим,
Угощает всех ребят: Для чего он
людям нужен?
Ваню - земляникой. Лес -это наше богатство.
Таню - костяникой, Лес - это
зеленый наряд нашей
Машеньку - орешком, земли.
Петю - сыроежкой, Лес -это дом для зверей и птиц.
Катеньку -
малинкой. Лес
- это наш друг: задерживая
Васю - хворостинкой. влагу,
он помогает человеку
(Лес). выращивать хороший урожай.
Лес -это
богатая кладовая.
Чтец: Здравствуй, лес, дремучий лес, Ночью темной,
грозовою?
Полный сказок и чудес! Что
там шепчешь на заре,
Ты о чем шумишь листвою Весь в
росе, как в серебре?
С. Погореловский
Учитель: Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».
По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки
станций.
«Пойманная птичка.»
Дети: А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети; Не
расстанемся с тобой Ни за что на свете!
Птичка: Ах, зачем, зачем я вам, Миленькие дети? Отпустите
полетать, Развяжите сети!
Дети: Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами: Мы
дадим тебе конфет, Чаю с сухарями...
Птичка: Ах, конфет я не клюю, Не люблю я чаю: В поле мошек
я ловлю, Зернышки сбираю ...
Дети: Там замерзнешь ты зимой Где-нибудь на ветке; А у
нас-то в золотой Будешь жить ты клетке!
Птичка: О! Не бойся: в теплый край Улечу зимою. А в неволе
- светлый рай Будет мне тюрьмою.
Дети: Птичка, птичка! Как любить Мы тебя бы стали! Не
позволили б грустить: Все б тебя ласкали.
Птичка: Верю, детки; но для нас Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз Я навеки глазки.
Дети: Правда, правда! Птичка, ты Не снесешь неволи ... Ну,
так Бог с тобой - лети И живи на воле!
«Кукушка и воробей»
Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она
«Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо
интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко
произнести слово «Кукушка». Приготовились!
Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой
половине класса, громко произносят:
- Кукушка!
- Теперь попрошу правую часть класса по взмаху
моей руки громко сказать: «Воробей!» Приготовились!
Репетируют.
- Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая
сторона, вот эта,
громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая
сторона
говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!
Жила-была одна Кукушка
И жил-был старый Воробей...
Как лента узкая, речушка
Лишь разделяла двух друзей.
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма Кукушка,
Когда в гостях был Воробей.
Наш Воробей имел свой угол
В лесной сторожке, над окном,
Он был известен всей округе,
Как лучший врач в краю лесном.
Лечил он птиц и насекомых -
Козявок, бабочек, стрекоз...
Среди больных - его знакомых -
Был даже сам почтенный дрозд.
Ну, а Кукушка не из знатных
(Она в глуши лесной жила). _
Зато у птиц - подруг пернатых -
Вещуньей доброю слыла... ,
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма кукушка,
Когда в гостях был Воробей.
Но как-то раз моя вострушка
Спор подняла среди друзей.
«Полезней я!» - кричит Кукушка.
«Нет, я!» - щебечет Воробей.
Сова, кукушкина подружка,
Всем говорила: «Верьте ей:
Три дня проплакала Кукушка,
Не плакал только Воробей…»
Прошла зима, весна и лето,
Промчалась осень им во след,
Ну, а друзья за время это
Не помирились еще, нет...
Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и
Воробей?
(Дети отвечают).
- Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между
собой, кто из
них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка
или
воробей?
(Дети отвечают).
- Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны!
Полезны
тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.
Для проведения этой игры учитель может подготовить две
таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на
другой- воробей.
Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово,
учитель показывает им соответствующий рисунок.
Учитель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц.
Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А
задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят
косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и
другие растения.
Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем,
что они сами нам об этом скажут.
(Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).
Станция «Цветочная поляна»
Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках
или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны
быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан Шренка.
На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно
больше лекарственных трав.
Станция «Родник»
Учитель: Невозможно
представить себе жизнь без воды. Но и здесь
человек обижает природу.
Ученик: Родник
В угоре за деревней - Наверно, ради
смеха
Заброшенный родник. Поставил в желобок.
Свалил в него коренья А этот- камень
кинул,
Какой-то озорник, А этот - палкой
ткнул,
Какой-то неумеха Насыпал липкой
глины.
Дырявый свой сапог, Ушел и не
взглянул.
Ученица:
А я о том не знала, И яростно копаю,
Я дома не была, И весело пою,
А то бы им попало И струйка голубая
За грязные дела! Спешит в ладонь
мою.
Печаль твоя понятна, Несу по огороду
Звоночек мой родной! На утренней заре
Бегом бегу обратно Серебряную воду
За заступом домой. В серебряном ведре.
О. Фокина.
Учитель: Ребята,
как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.
А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.
Для чего говорят: «Спасибо!»
По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было
жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная
вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик
засмеялся.
Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку. -
Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей
благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо»
не сказал. А
мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек
говорит
«спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь
предстоял
долгий...
Учитель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это
слово?
(Дети отвечают).
Учитель: Ребята,
отгадайте загадку.
Загадка
Бегу я, как по лесенке, Издалека по песенке
По камушкам звеня, Узнаете меня.
(Ручей).
Учитель: Реки,
озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто
случается так, что человек забывает об этом.
Ученик:
Река
Лентой изумрудной А теперь и лодка
Вдаль течет река. Сядет на мели.
Вся горит под солнцем, Скоро речка высохнет,
Но уже мелка. Зарастёт травой.
Раньше в этом месте Обыватель молча
Плыли корабли, Лишь махнет рукой.
Олег Фрагин.
Учитель: Ребята,
расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и
оставались чистыми. (Дети рассказывают).
Станция «Древесное семечко»
Учитель: Лесные
деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети
без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые,
неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.
А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух
очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли
исчезнут все деревья!
Ученик:
Верный друг
Протянуло ветку Никому обидеть
деревце в окно: их не разрешу!
От моей вам тени, Деревцу я землю
люди, не темно? в лунке разрыхлю
Нет, она от зноя И полью водою,
нас убережет, стволик побелю.
От нее к нам в окна Утром друг мой веткой
ветерок течет. постучи т в окно.
Деревце довольно, «Здравствуй, просыпайся!
плещется в окно. Жду тебя давно!»
И лопочут листья, Л.
Склярская.
шепчутся: «Шу-шу...».
Игра «Кусты и деревья»
Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к
ребятам:
- Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:
- Были.
- Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?
Слышатся ответы:
- Береза, клен, сосна и т.д.
- Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают
сосны? Покажите...
Ребята показывают руками, что сосны высокие.
- А какие бывают кусты? Покажите!
Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают
кусты.
- Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают
сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!
Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх
руки-Ребята делают то же самое.
- Кусты?
И учитель, и ребята опускают руки вниз.
- Сосны? - снова спрашивает учитель.
Ребята поднимают руки вверх.
- Сосны? - повторяет вопрос учитель.
А сам в это время опускает руки вниз. Несколько человек в
классе
делают то же самое.
- Вот так сосны! - укоризненно качает головой.
- Раз, два, три,четыре, пять.... Шесть человек ошиблись:
двое на этой стороне класса
и четверо на другой. Правая сторона класса будет
состязаться с левой.
Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет.
Начинаем!
Учитель продолжает игру, время от времени делая движения,
которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой
команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у
которой окажется меньше ошибок.
Станция «Лужайка»
Учитель: Скоро
наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на
полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных
жителях, травах и деревьях.
Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим
знакомым Антошкой. Я начну рассказ:
Сгреб кузнечика рукой Буд то
жалуется всем:
На лугу Антошка, «Грустно мне
без солнца.
В кулаке принес дом ой: Мне стеклянный
этот круг
«Спой мне, хоть немножко... Холоден и тесен!
Ты ж весь день до темноты Отпусти меня на луг,
На лугу стрекочешь. В мир цветов и
песен!
Почему же в банке ты Приходи ко мне
потом.
Петь совсем не хочешь?» Я тебе за это,
Но кузнечик тих и нем, Не смолкая, день
за днем
Лишь скребется в донце, Буду петь все лето».
- Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется
поскакать по зеленой травке.
- Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.
Поймал кузнечика в траве, Когда я выпустил
его
А он вдруг заскучал. Среди травы
опять,
Он ничего не пил, не ел Он вновь про
лето и про степь
И в склянке петь не стал Мне начал
распевать.
В. Полынок.
- Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-
нибудь поняли из этой истории?
Дети отвечают, а затем читают стихи.
Про ежа
Тропкой в лес иду спеша - Бабочка, давай дружить!
Отпустить хочу ежа. Веселее в дружбе жить.
Я нашел его вчера, Есть в саду у нас
цветы,
Жил со мной он до утра. Поле тай над ними ты!
А теперь назад несу, Ну, а дождь пойдет
над садом -
Пусть опять живет в лесу. Волноваться зря не надо!
Он, наверно, жил под елкой, Ни о чем не беспокойся -
Потому что тоже колкий. Под моей панамой
скройся!
В. Мавродиев. А. Сарсеков.
Станция «Листок»
Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны
к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите
природу!» -
пишется на листьях деревьев.
Количество букв соответствует количеству листьев. Каждый
лист имеет неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно
раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!»,
о которой заранее не знают. Это и есть тайна старого леса.
К каждому слову изготавливается отдельный шаблон.
Учитель: Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной
и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить
добром.
Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.