Главная / Начальные классы / Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)

Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)


Классный час в 4-м классе (УМК « Начальная школа ХХI века»)


Тема: «Тайна старого леса». 22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.


Киданова Марина Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанский район Белгородской области


Авторский медиапродукт : презентация


Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.


Ход занятия:

Чтец:

Плач Земли


О, люди! О, люди!

Как вы допустили,

Вы самое главное

В жизни забыли,

Забыли о том,

Что природа - ваш дом,

А в доме не убрано,

Грязно жить в нем.

Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,

А вы посмотрите, что сними творится?

Завалены мусором,

Нефтью залиты.

О, люди! О, люди!

Ну, что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?

Зачем пестрых бабочек ловите в поле?

Все звери и птицы хотят жить на воле,

Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?

Ребята гурьбой отдыхали в лесу.

Костер разожгли, пили, ели, смеялись,

Собрали вещички, домой разбежались.

Костер не потушен. Зачем суетиться?

Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.

Что делать, не знаю,

И жить - то мне как?

О, люди, зачем поступаете так?

Учитель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

Загадка

Богатырь стоит богат, Почему мы с лесом дружим,

Угощает всех ребят: Для чего он людям нужен?

Ваню - земляникой. Лес -это наше богатство.

Таню - костяникой, Лес - это зеленый наряд нашей

Машеньку - орешком, земли.

Петю - сыроежкой, Лес -это дом для зверей и птиц.

Катеньку - малинкой. Лес - это наш друг: задерживая

Васю - хворостинкой. влагу, он помогает человеку

(Лес). выращивать хороший урожай.

Лес -это богатая кладовая.


Чтец: Здравствуй, лес, дремучий лес, Ночью темной, грозовою?

Полный сказок и чудес! Что там шепчешь на заре,

Ты о чем шумишь листвою Весь в росе, как в серебре?

С. Погореловский


Учитель: Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки станций.


«Пойманная птичка.»

Дети: А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети; Не расстанемся с тобой Ни за что на свете!

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам, Миленькие дети? Отпустите полетать, Развяжите сети!

Дети: Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами: Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями...

Птичка: Ах, конфет я не клюю, Не люблю я чаю: В поле мошек я ловлю, Зернышки сбираю ...

Дети: Там замерзнешь ты зимой Где-нибудь на ветке; А у нас-то в золотой Будешь жить ты клетке!

Птичка: О! Не бойся: в теплый край Улечу зимою. А в неволе - светлый рай Будет мне тюрьмою.

Дети: Птичка, птичка! Как любить Мы тебя бы стали! Не позволили б грустить: Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, детки; но для нас Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз Я навеки глазки.

Дети: Правда, правда! Птичка, ты Не снесешь неволи ... Ну, так Бог с тобой - лети И живи на воле!


«Кукушка и воробей»

Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!

Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:

- Кукушка!

- Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать: «Воробей!» Приготовились!

Репетируют.

- Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая сторона, вот эта,

громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона

говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!

Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей...

Как лента узкая, речушка

Лишь разделяла двух друзей.

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.


Наш Воробей имел свой угол

В лесной сторожке, над окном,

Он был известен всей округе,

Как лучший врач в краю лесном.

Лечил он птиц и насекомых -

Козявок, бабочек, стрекоз...

Среди больных - его знакомых -

Был даже сам почтенный дрозд.


Ну, а Кукушка не из знатных

(Она в глуши лесной жила). _

Зато у птиц - подруг пернатых -

Вещуньей доброю слыла... ,

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма кукушка,

Когда в гостях был Воробей.


Но как-то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей.

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей:

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей…»


Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след,

Ну, а друзья за время это

Не помирились еще, нет...


Давно не слышала опушка И впрямь, лежит в жару Кукушка,

Веселый шум лесных друзей: А пульс то чаще, то слабей,

Была упрямою Кукушка, Болит живот, крыло и ушко.

Настойчив был и Воробей... Ах, где ты, доктор Воробей!..

Однажды белка увидала: _ А Воробей, узнав про горе,

Лежит Кукушка на боку... Поник печально головой.

«Неужто птица захворала... Забыв о тягостном раздоре,

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»? Спешит на помощь он к больной...


Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом - доктор Воробей!


Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и Воробей?

(Дети отвечают).

- Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из

них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка или

воробей?

(Дети отвечают).

- Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны

тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

Для проведения этой игры учитель может подготовить две таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на другой- воробей.

Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово, учитель показывает им соответствующий рисунок.

Учитель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения.

Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.

(Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).


Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан Шренка.

На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно больше лекарственных трав.

Станция «Родник»

Учитель: Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь

человек обижает природу.


Ученик: Родник


В угоре за деревней - Наверно, ради смеха

Заброшенный родник. Поставил в желобок.

Свалил в него коренья А этот- камень кинул,

Какой-то озорник, А этот - палкой ткнул,

Какой-то неумеха Насыпал липкой глины.

Дырявый свой сапог, Ушел и не взглянул.

Ученица:

А я о том не знала, И яростно копаю,

Я дома не была, И весело пою,

А то бы им попало И струйка голубая

За грязные дела! Спешит в ладонь мою.

Печаль твоя понятна, Несу по огороду

Звоночек мой родной! На утренней заре

Бегом бегу обратно Серебряную воду

За заступом домой. В серебряном ведре.

О. Фокина.

Учитель: Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.

А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.


Для чего говорят: «Спасибо!»

По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку. -

Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А

мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит

«спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял

долгий...

Учитель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это

слово?

(Дети отвечают).

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Бегу я, как по лесенке, Издалека по песенке

По камушкам звеня, Узнаете меня.

(Ручей).

Учитель: Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом.

Ученик:


Река

Лентой изумрудной А теперь и лодка

Вдаль течет река. Сядет на мели.

Вся горит под солнцем, Скоро речка высохнет,

Но уже мелка. Зарастёт травой.

Раньше в этом месте Обыватель молча

Плыли корабли, Лишь махнет рукой.

Олег Фрагин.


Учитель: Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми. (Дети рассказывают).


Станция «Древесное семечко»


Учитель: Лесные деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.

А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут все деревья!

Ученик:


Верный друг

Протянуло ветку Никому обидеть

деревце в окно: их не разрешу!

От моей вам тени, Деревцу я землю

люди, не темно? в лунке разрыхлю


Нет, она от зноя И полью водою,

нас убережет, стволик побелю.

От нее к нам в окна Утром друг мой веткой

ветерок течет. постучи т в окно.

Деревце довольно, «Здравствуй, просыпайся!

плещется в окно. Жду тебя давно!»

И лопочут листья, Л. Склярская.

шепчутся: «Шу-шу...».



Игра «Кусты и деревья»

Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к ребятам:

- Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:

- Были.

- Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?

Слышатся ответы:

- Береза, клен, сосна и т.д.

- Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают сосны? Покажите...

Ребята показывают руками, что сосны высокие.

- А какие бывают кусты? Покажите!

Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают кусты.

- Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают

сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!

Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх руки-Ребята делают то же самое.

- Кусты?

И учитель, и ребята опускают руки вниз.

- Сосны? - снова спрашивает учитель.

Ребята поднимают руки вверх.

- Сосны? - повторяет вопрос учитель.

А сам в это время опускает руки вниз. Несколько человек в классе

делают то же самое.

- Вот так сосны! - укоризненно качает головой.

- Раз, два, три,четыре, пять.... Шесть человек ошиблись: двое на этой стороне класса

и четверо на другой. Правая сторона класса будет состязаться с левой.

Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет. Начинаем!

Учитель продолжает игру, время от времени делая движения, которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у которой окажется меньше ошибок.


Станция «Лужайка»


Учитель: Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях.

Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим

знакомым Антошкой. Я начну рассказ:


Сгреб кузнечика рукой Буд то жалуется всем:

На лугу Антошка, «Грустно мне без солнца.

В кулаке принес дом ой: Мне стеклянный этот круг

«Спой мне, хоть немножко... Холоден и тесен!

Ты ж весь день до темноты Отпусти меня на луг,

На лугу стрекочешь. В мир цветов и песен!

Почему же в банке ты Приходи ко мне потом.

Петь совсем не хочешь?» Я тебе за это,

Но кузнечик тих и нем, Не смолкая, день за днем

Лишь скребется в донце, Буду петь все лето».


- Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется поскакать по зеленой травке.

- Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.


Поймал кузнечика в траве, Когда я выпустил его

А он вдруг заскучал. Среди травы опять,

Он ничего не пил, не ел Он вновь про лето и про степь

И в склянке петь не стал Мне начал распевать.

В. Полынок.


- Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-

нибудь поняли из этой истории?

Дети отвечают, а затем читают стихи.


Про ежа

Тропкой в лес иду спеша - Бабочка, давай дружить!

Отпустить хочу ежа. Веселее в дружбе жить.

Я нашел его вчера, Есть в саду у нас цветы,

Жил со мной он до утра. Поле тай над ними ты!

А теперь назад несу, Ну, а дождь пойдет над садом -

Пусть опять живет в лесу. Волноваться зря не надо!

Он, наверно, жил под елкой, Ни о чем не беспокойся -

Потому что тоже колкий. Под моей панамой скройся!

В. Мавродиев. А. Сарсеков.


Станция «Листок»


Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны

к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите природу!» -

пишется на листьях деревьев.

Количество букв соответствует количеству листьев. Каждый лист имеет неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!», о которой заранее не знают. Это и есть тайна старого леса.

К каждому слову изготавливается отдельный шаблон. hello_html_1fe0e363.png


Учитель: Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной

и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром.

Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы





Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.

 

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.

 

Нам, людям, давно стоит задуматься над тем, почему многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

 

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

 

Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

 

По ходу путешествия учитель  вывешивает  на доску рисунки станций.

 

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить

Станция «Родник»

 

Станция  «Древесное семечко»

 

Станция «Лужайка»

 

Станция «Листок»

 

Автор Киданова Марина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 50671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓