Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКлассный час "Тайна старого леса" (4 класс)

Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)

Скачать материал

 

Классный час в 4-м классе   (УМК « Начальная школа ХХI века»)

 

Тема:  «Тайна старого леса». 22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.

 

 Киданова Марина Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанский район Белгородской области

 

Авторский  медиапродукт : презентация

 

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.

 

Ход занятия:

     Чтец:

Плач Земли

 

 О, люди! О, люди!

Как вы допустили,

Вы самое главное

В жизни забыли,

Забыли о том,

Что природа - ваш дом,

А в доме не убрано,

Грязно жить в нем.

                                         Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,

А вы посмотрите, что сними творится?

Завалены мусором,

Нефтью залиты.

О, люди! О, люди!

Ну, что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?

Зачем пестрых бабочек ловите в поле?

Все звери и птицы хотят жить на воле,

Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?

Ребята гурьбой отдыхали в лесу.

Костер разожгли, пили, ели, смеялись,

Собрали вещички, домой разбежались.

Костер не потушен. Зачем суетиться?

Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.

        Что делать, не знаю,

           И жить - то мне как?

                              О, люди, зачем     поступаете так?

                              

 Учитель: Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

Загадка

Богатырь стоит богат,                Почему мы с лесом дружим,

Угощает всех ребят:                     Для чего он людям нужен?

Ваню - земляникой.                     Лес -это наше богатство.

Таню - костяникой,                   Лес - это зеленый наряд нашей

Машеньку - орешком,                земли.

Петю - сыроежкой,                   Лес -это дом для зверей и птиц.

Катеньку - малинкой.                Лес - это наш друг: задерживая

Васю - хворостинкой.                влагу, он помогает человеку

(Лес).                                             выращивать хороший урожай.

Лес -это богатая кладовая.

 


Чтец: Здравствуй, лес, дремучий лес,             Ночью темной, грозовою?

            Полный сказок и чудес!                       Что там шепчешь на заре,

            Ты о чем шумишь листвою                 Весь в росе, как в серебре?

                                    С. Погореловский

 

Учитель: Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

По ходу путешествия учитель  вывешивает  на доску рисунки станций.

 

«Пойманная птичка.»

Дети: А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети; Не расстанемся с тобой Ни за что на свете!

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам, Миленькие дети? Отпустите полетать, Развяжите сети!

 Дети: Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами: Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями...

 Птичка: Ах, конфет я не клюю, Не люблю я чаю: В поле мошек я ловлю, Зернышки сбираю ...

 Дети: Там замерзнешь ты зимой Где-нибудь на ветке; А у нас-то в золотой Будешь жить ты клетке!

Птичка: О! Не бойся: в теплый край Улечу зимою. А в неволе - светлый рай Будет мне тюрьмою.

 Дети: Птичка, птичка! Как любить Мы тебя бы стали! Не позволили б грустить: Все б тебя ласкали.

 Птичка: Верю, детки; но для нас Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз Я навеки глазки.

 Дети: Правда, правда! Птичка, ты Не снесешь неволи ... Ну, так Бог с тобой - лети И живи на воле!

 

«Кукушка и воробей»

Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!

Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:

-           Кукушка!

-           Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать: «Воробей!» Приготовились!

Репетируют.

-           Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая сторона, вот эта,

громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона

говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!


Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей...        

Как лента узкая, речушка    

Лишь разделяла двух друзей.         

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.

 

Наш Воробей имел свой угол       

В лесной сторожке, над окном,                            

Он был известен всей округе,

Как лучший врач в краю лесном.          

Лечил он птиц и насекомых -         

Козявок, бабочек, стрекоз...           

Среди больных - его знакомых -    

Был даже сам почтенный дрозд.    

 

Ну, а Кукушка не из знатных         

(Она в глуши лесной жила). _

Зато у птиц - подруг пернатых -

Вещуньей доброю слыла...  ,

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма кукушка,

Когда в гостях был Воробей.

 

 Но как-то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей.

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей:

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей…»

 

Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след,

Ну, а друзья за время это

Не помирились еще, нет...    


 

 


Давно не слышала опушка                        И впрямь, лежит в жару Кукушка,

Веселый шум лесных друзей:                    А пульс то чаще, то слабей,

Была упрямою Кукушка,                           Болит живот, крыло и ушко.

Настойчив был и Воробей...                     Ах, где ты, доктор Воробей!..

Однажды белка увидала:     _                   А Воробей, узнав про горе,

Лежит Кукушка на боку...                        Поник печально головой.

«Неужто птица захворала...                      Забыв о тягостном раздоре,

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?           Спешит на помощь он к больной...

 

Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом - доктор Воробей!



Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и Воробей?

(Дети отвечают).

-           Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из

них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка или

воробей?

(Дети отвечают).

-           Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны

тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

Для проведения этой игры учитель может подготовить две таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на другой- воробей.

Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово, учитель показывает им соответствующий рисунок.

Учитель: Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы? Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения.

Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.

(Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).

 

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан Шренка.

На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно больше лекарственных трав.

                          Станция «Родник»

Учитель: Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь

человек обижает природу.

 

Ученик:                              Родник

 

В угоре за деревней -                       Наверно, ради смеха

Заброшенный родник.                     Поставил в желобок.

Свалил в него коренья                     А этот- камень кинул,

Какой-то озорник,                         А этот - палкой ткнул,

Какой-то неумеха                          Насыпал липкой глины.

Дырявый свой сапог,                      Ушел и не взглянул.

Ученица:

А я о том не знала,                        И яростно копаю,

Я дома не была,                              И весело пою,

А то бы им попало                         И струйка голубая

За грязные дела!                            Спешит в ладонь мою.

Печаль твоя понятна,                  Несу по огороду

Звоночек мой родной!                   На утренней заре

Бегом бегу обратно                      Серебряную воду

За заступом домой.                      В серебряном ведре.

                                                                                             О. Фокина.

Учитель: Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.

А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.

 

Для чего говорят: «Спасибо!»

      По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

-           Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку. -

Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

-           Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А

мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит

«спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял

долгий...

Учитель: Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это

слово?

(Дети отвечают).

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Бегу я, как по лесенке,          Издалека по песенке

По камушкам звеня,              Узнаете меня.

                                                                                (Ручей).

Учитель: Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом.

Ученик:

 

Река

Лентой изумрудной               А теперь и лодка

Вдаль течет река.                Сядет на мели.

Вся горит под солнцем,        Скоро речка высохнет,

Но уже мелка.                      Зарастёт травой.

Раньше в этом месте          Обыватель молча

Плыли корабли,                   Лишь махнет рукой.

                                                                            Олег Фрагин.

 

 Учитель: Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми. (Дети рассказывают).

 

Станция  «Древесное семечко»

 

 Учитель: Лесные деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.

А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут все деревья!

Ученик:

 

Верный друг

Протянуло ветку      Никому обидеть

деревце в окно:          их не разрешу!

От моей вам тени,   Деревцу я землю

люди, не темно?        в лунке разрыхлю

 

Нет, она от зноя      И полью водою,

нас убережет,           стволик побелю.

От нее к нам в окна  Утром друг мой веткой

ветерок течет.         постучи т в окно.

Деревце довольно,     «Здравствуй, просыпайся!

плещется в окно.       Жду тебя давно!»

И лопочут листья,                                        Л. Склярская.

шепчутся: «Шу-шу...».

 

 

Игра «Кусты и деревья»

         Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к ребятам:

-           Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:

-           Были.

-           Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает?

Слышатся ответы:

-           Береза, клен, сосна и т.д.

-           Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают сосны? Покажите...

Ребята показывают руками, что сосны высокие.

-           А какие бывают кусты? Покажите!

Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают кусты.

-           Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают

сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!

Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх руки-Ребята делают то же самое.

-           Кусты?

И учитель, и ребята опускают руки вниз.

-           Сосны? - снова спрашивает учитель.

Ребята поднимают руки вверх.

-           Сосны? - повторяет вопрос учитель.

А сам в это время опускает руки вниз. Несколько   человек в классе

делают то же самое.

-           Вот так сосны! - укоризненно качает головой.

- Раз, два, три,четыре, пять.... Шесть человек ошиблись: двое на этой стороне класса

и четверо на другой. Правая сторона класса   будет состязаться с левой.

Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет. Начинаем!

Учитель продолжает игру, время от времени делая движения, которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у которой окажется меньше ошибок.

 

Станция «Лужайка»

 

Учитель: Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях.

Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим

знакомым Антошкой. Я начну рассказ:

 

Сгреб кузнечика рукой                        Буд то жалуется всем:

На лугу Антошка,                             «Грустно мне без солнца.

В кулаке принес дом ой:                   Мне  стеклянный этот круг

«Спой мне, хоть немножко...          Холоден и тесен!

Ты ж весь день до темноты           Отпусти меня на луг,

На лугу стрекочешь.                         В мир цветов и песен!

Почему же в банке ты                    Приходи ко мне потом.

Петь совсем не хочешь?»              Я тебе за это,

Но кузнечик тих и нем,                   Не смолкая, день за днем

Лишь скребется в донце,               Буду петь все лето».

 

-           Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется поскакать по зеленой травке.

-           Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.

 

Поймал кузнечика в траве,               Когда я выпустил его

А он вдруг заскучал.                           Среди травы опять,

Он ничего не пил, не ел                     Он вновь про лето и про степь

И в склянке петь не стал                Мне начал распевать.

                                                                                                В. Полынок.

 

-           Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-

нибудь поняли из этой истории?

Дети отвечают, а затем читают стихи.

 

Про ежа

Тропкой в лес иду спеша -           Бабочка, давай дружить!

Отпустить хочу ежа.               Веселее в дружбе жить.

Я нашел его вчера,                      Есть в саду у нас цветы,

Жил со мной он до утра.            Поле тай над ними ты!

А теперь назад несу,                   Ну, а дождь пойдет над садом -

Пусть опять живет в лесу.      Волноваться зря не надо!

Он, наверно, жил под елкой,     Ни о чем не беспокойся -

Потому что тоже колкий.             Под моей панамой скройся!

В. Мавродиев.            А. Сарсеков.

 

Станция «Листок»

 

 Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны

к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите природу!» -

пишется на листьях деревьев.

Количество букв соответствует количеству листьев. Каждый лист имеет неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!», о   которой заранее не знают. Это и есть тайна старого леса.

К каждому слову изготавливается отдельный шаблон.  

 

Учитель: Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной

и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром.

Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы





 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Тайна старого леса" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

22 апреля - День Земли и защиты окружающей среды.

 

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей земле; довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.

 

Нам, людям, давно стоит задуматься над тем, почему многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

 

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса. Для этого мы отправимся в путешествие.

 

Первая станция на нашем пути - станция «Кукушкино гнездо».

 

По ходу путешествия учитель  вывешивает  на доску рисунки станций.

 

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить

Станция «Родник»

 

Станция  «Древесное семечко»

 

Станция «Лужайка»

 

Станция «Листок»

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 476
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киданова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киданова Марина Николаевна
    Киданова Марина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25758
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 35 регионов