Главная / Классному руководителю / Классный час "Семья. Члены семьи и их обязанности"

Классный час "Семья. Члены семьи и их обязанности"

Социально-бытовая ориентировка


Тема: «Семья. Члены семьи, их обязанности»


Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

выяснить, как традиционные религии относятся к семье.


Задачи:

Обучающие 

 Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,

«старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,

«культура общения семьи». Выявить особенности семьи, обратить

внимание на характерные особенности этого института

Развивающие 

Развивать речь, внимание, мышление, память,

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные 

Воспитывать любовь и уважение к своей семье. 

Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к

окружающему миру. Формирование у учащихся стремления

помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства

ответственности и заботы за семью.


Оборудование:

- картинки с изображением семьи, членов семьи;

- рисунки детей с изображением их семей;

- предметные картинки-символы занятий членов семьи (книги, компьютер, газета, кукла, магнитофон и др.)

- карточки, на которых записаны члены семьи и их обязанности;

- рассказы о семье, записанные на отдельных полосках на каждого ученика;

- изображение родового дерева на каждого ученика;

- сердечки с вписанными в них именами родных;

- клеевые карандаши;

- мяч;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- презентация урока;

- учебник «Основы мировых религиозных культур»;

- стенд «Заповедники семейной жизни».


Ход урока

  1. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.


  1. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
(Семья!)

Семья – это самое дорогое, самое

близкое, что есть у человека.

Сплоченность семьи – это фундамент

благополучия.


  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

Сегодня на уроке, что мы должны будем выяснить?

(Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?)


  1. Сообщение новых знаний.

Учитель: В православии семья именуется малой Церковью. Главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, отвечая за свои дела и помыслы и за дела и помыслы членов своей семьи, беря на себя все трудности и удары жизни, ради любви к своей семье. Жена должна смиряться перед мужем, быть ему верной помощницей, стремиться разделить все трудности и заботы мужа, любя его и вместе с ним жертвуя собою (своими интересами, желаниями) ради детей. А дети должны почитать своих родителей, соблюдая неуклонно 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».


- Ребята, как вы думаете на основе чего должна создаваться семья? (ответы детей)

Семья создается на основе любви.

- В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. В ней передается народное предание о жизни благоверных правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в XIII столетии и скончавшихся в один день в 1228 году.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

День Петра́ и Февро́нии - православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля.


5. Изучение нового материала.

1.Запись в тетрадь темы урока.

Обсуждение темы урока с обучающимися:

- как вы понимаете тему урока?

- какую роль играет семья в вашей жизни?

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

как традиционные религии относятся к семье.

2. Работа по учебнику - чтение текста (с.74 – 75).

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?

3. Высказывания обучающихся.

4.Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал).


Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

как вы понимаете это выражение?


  1. Физкультминутка


  1. Работа в группах

Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.

Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)

Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.


  1. Чтение произведения. Г.Гребенщиков «Большая семья»

(раздаточный материал)

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…

Над чем заставляет задуматься эта история?

О какой мудрости говорится в этом рассказе?

Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?

Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).


  1. Закрепление

Тренажёр – Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

Составь пословицы:

В семье любовь да совет

Так и душа на месте.

Вся семья вместе,

Так и нужды нет.

Где любовь,

Прибавит разума-ума.

Добрая семья

Там горя нет.

В родной семье

И мышь храбра.

В своей норке

И каша гуще.



В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
В своей норке и мышь храбра
.



  1. Итог урока.

Почему в православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

В чём состоит значение брака в буддизме?


  1. Релаксация.

Что самое интересное было в уроке?

О чём вам хочется рассказать друзьям?


  1. Дом. Задание

Составить генеалогическое древо семьи



Мы семья. 
 
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.



Классный час "Семья. Члены семьи и их обязанности"
  • Классному руководителю
Описание:

Тема: «Семья. Члены семьи, их обязанности»

 

Цель:  Показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

             выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

 

Задачи:

Обучающие 

                Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,

                «старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,   

                «культура общения семьи». Выявить  особенности семьи, обратить

                внимание на характерные особенности этого института

Развивающие 

                Развивать речь, внимание, мышление, память,

                формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

 

способствовать формированию  понимания значимости семейного               воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.  

Автор Нуруллина Гульнара Гильфановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 49148
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓