Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКлассный час "Россия - Родина моя"

Классный час "Россия - Родина моя"

Скачать материал

Кичменгско-Городецкий муниципальный район

БОУ «Косковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по гражданскому образованию

на тему: «Россия – Родина моя!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

учитель начальных классов

Тэн Мария Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Косково

2014 г.

Цели: Познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову Родина, с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества; развить кругозор учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.

    Учебные материалы: Рисунки на тему «Россия – Родина моя»; мяч; мультимедийный проектор с презентацией; музыкальный центр; аудиозапись Гимна России.

 

I.                  Определение темы урока

    Учитель. Тему классного часа вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус.

р1       А

 
 

 

 

 

 


Какое слово получилось?

   Дети. Родина.

   У. Как называется наша Родина?

Выслушать ответы детей.

- Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя».

 

II.               Беседа по теме.

   У. Мы часто слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием?

Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу «Родина – это…»

- Подберите синонимы к слову Родина.

   Д. Отечество, Отчизна, родная сторона, родная страна.

   У. Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные и близкие. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово Родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

   Как называется страна, где мы живем?

   Д. Россия, Российская Федерация.

   У. Как называют граждан, живущих в России?

   Д. Россияне.

   У. Назовите прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина.

   Д. Моя Родина прекрасная, могучая, единственная, необъятная, любимая, великая.

Подготовленные ученики читают стихотворение М. Пляцковского «Родина»:

«Родина» - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспомнится, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое.

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена.

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

 

   - Как вы представляете свою Родину, мы видим на рисунках, которые вы приготовили к классному часу.

   Наша страна отличается от других государств:

·        языком, на котором мы разговаривает народ;

·        своими символами;

·        историей;

·        обычаями, традициями;

·        географическим положением;

   Россия – самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн км2. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями.

   Для сравнения проведу примеры: на нашей территории может поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких, как Индия.

   У каждой страницы есть свои официальные символы, означающие независимость. Эти гимн, герб и флаг.

   Слово флаг греческого происхождения. Произошло от слова флего, что означало сжигать, озарять, гореть. Оно сохраняется и в наше время.

   Сколько цветов в нашем флаге? В каком порядке они расположены на флаге?  Что означает каждый цвет? Где можно увидеть Государственный флаг?

   Д. Государственный флаг развевается над правительственными учреждениями. Он имеет три горизонтальные полосы: белую, синюю, красную. Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости. Синий – верность и честность, стремление к миру. Красный – отвагу, героизм и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

   У. Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, самое высокое здание в городе, высоту. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь. Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.

   Было проведено целое историческое исследование замен разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, что корабельный флаг был трехцветным: белым, синим, красным.

   Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.

   Какой основной цвет на нашем гербе? Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел? Почему у орла две головы? Что держит в лапах орел? Кому раньше принадлежали скипетр и держава? О чем они напоминают? Что вы видели в центре герба? Кто изображен на гербе Москвы? Что делает всадник?

   Дети отвечают на вопросы.

   У. Слово герб произошло от немецкого слова эрбе, что означает наследство, фамильное достоинство. В X-XII веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика, занимающаяся составлением и толкованием гербов.

   Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой он держит скипетр, в левой у него держава. Скипетр – жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица - солнце. Орел – царь-птица, которая символизирует силу., мудрость и мужество. Одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, так как наша страна расположена и в Евразии, и в Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. Всадник – Георгий Победоносец. В его правой руке серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. С именем Георгия Победоносца связана легенда.

   Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону(змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

   Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.

   Двуглавый орел как символ Русского государства появился в XV веке при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственной печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий змея, на обороте – двуглавый орел с распростертыми крыльями и двумя коронами.

   Иван IV Грозный (XVI век) – первый правитель, получивший титул царя. При нем символами царской власти становиться шапка Мономаха, скипетр и держава. Изменяется и герб. На груди орла появляется щит с изображением святого Георгия, убивающего змея. Перемены в государстве отражались и на изображении герба. Вот так выглядел герб при императоре Александре I в начале XIX века,

 

 

таким – в середине XIX века,

                                                  

 

 

 

а таким в конце XIX века.

 

 

 

 

   - Что в них общего и в чем они различаются?

Дети отвечают.

 

 

   - В декабре 1922 года образовался СССР. Щит заменили на изображение земного шара, а девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» расположили на лентах, обвивающих колосья. Девиз был написан на языках народов, которые подписали первый союзный договор. Вначале их было 6, со временем стало 16, затем 15. В верхней части герба появилась пятиконечная звезда.

   Гербы – не только красивые картинки. В их изображения вкладывался глубокий смысл, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербам своей страны и родного города – символам, дошедшим до нас из глубины веков.

   Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит он в особо торжественных случаях, например при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку гимна нашей страны сочинял композитор А. Александров, а слова написал С. Михалков.

 

   Звучит гимн. Дети слушают стоя.

  

   - Что вы чувствуете, когда слышите гимн?

 

   Выслушивают ответы детей.

 

   - Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.

   Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.

   Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из россиян. Этот город главный в нашей стране. Вы догадались о чем идет речь?

   Как вы понимаете выражение: «Москва – сердце России»?

   Вспомните, кто основал Москву? В каком году?

   Д. Москва – древний город. Первое упоминание о нем найдено в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 800 лет.

   У. Как вы понимаете слово уникальная? Какие примеры можете привести?

 

Выслушиваются ответы детей.

 

   - Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима, а на юге люди купаются в море. В Петербурге еще ночь, а в Иркутске уже солнце встало.

   Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…

   В-третьих, на территории нашей страны находиться самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его максимальная глубина достигает 1620 м. Для сравнения: например, глубина озера Виктория, которое находиться в Африке, достигает 82 метра. Глубина озера Чад – 4-11 м.

   Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода – самая прозрачная.

  В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Ее длина составляет 3530 км. Для сравнения: длина реки Сены во Франции всего лишь 776 км. Длина реки Рейн в Германии – 1320 км.

   В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.

   В-шестых, посмотрите, как красив русский лес! А теперь представьте тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, березу, распустившую свои листочки под окном, шмеля, колдующего над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!

   Можно еще долго перечислять.

 

 

 

III.           Работа в группах.

   У. Как вы думаете, чем и кем еще может гордиться наша Родина?

   Выслушиваются ответы детей, составляется схема.

 

ГОРДОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Давайте составим «альбом иллюстраций» для данной диаграммы. Для этого поработайте в группах.

 

 

Историки.

 

Надо расположить исторические события в хронологическом порядке. Правильность выполнения работ проверим, используя слайды.

 

      Текст для работы в группе

·        Мы по праву  можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы – французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

·        В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в XIII веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.

·        Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей – пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в IX-XII веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев.

·        Россия гордиться тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной – Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

·        Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованным в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале XIII века.

 

 

Знатоки архитектуры.

 

   Среди перечисленных памятников архитектуры надо выбрать только те, которые были воздвигнуты и построены в России.

 

·           Украшением нашей земли являются знаменитые церкви и соборы, возведенные русскими зодчими и строителями во многих городах и селах России. Это величественные соборы Москвы и Санкт-Петербурга, Новгорода, Суздаля. Например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) причислен к шедеврам мировой архитектуры.

  Много замечательных памятников отражают исторические события: памятник Петру Первому, статуя Свободы, памятники Ивану Федорову, покорителю космоса и т.д.

 

 

Знатоки живописи.

 

Среди перечисленных картин надо выбирать те, которые написаны художниками России.

 

·           Лучшие творения российских художников XVIII-XX веков собраны в знаменитой Третьяковской галерее в Москве, залах русского музея в Санкт-Петербурге. Например, Шишкин и Саврасов, Леонардо до Винчи и Рафаэль изображали неповторимую красоту природы.

             Левицкий и Веницианов, Крамской и Рембрандт изображали

         портреты наших соотечественников.

             Корин, Авилова, Пряшникова изобразили важнейшие исторические   

         события нашей истории.

 

   Ребята из каждой группы рассказывают, на слайдах появляется картинка, памятник или фрагмент текста.

 

У. Россия может гордиться своими учеными М.В. Ломоносовым и М.И. Менделеевым. Ломоносов основал первый русский университет, который носит сейчас его имя. Он занимался исследованиями в области математики, физики, географии, геологии, биологии, истории, языкознания. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов.

   У К.Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к нашей Родине».

   Какие события последних лет вы бы увековечили в архитектурных памятниках, скульптурах, стихах, музыке? (Дети вспоминают пословицы)

Народная мудрость скрыта в пословицах. Найдите пословицы и поговорки о Родине. Попробуйте объяснить их смысл.

 

   На доске – пословицы:

Старая пословица век не сломится.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Человек живет век, а доброе дело – два.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

 

   У. Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить всё, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. Край, где вы родились и живете, - это Вологодчина. Кичменгско-Городецкий район – ваша малая родина, это край лесов и многотравье лугов. И сейчас мы посмотрим небольшой фильм о Кичменгско-Городецком районе.

Просмотр видеофильма.

   - Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился».

Какие слова может сказать настоящий патриот своей страны?              

Выслушиваются ответы детей.

 

IV.            Итог классного часа.

 

У. Продолжите предложения:

·        Сегодня я узнал(-а), что…

·        Мне было интересно потому, что…

·        Мне стало интересно узнать…

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Россия - Родина моя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Родина есть у каждого человека. Мы любим ее, гордимся ее успехами и достижениями, переживаем неудачи. Это наш общий дом. Родина у нас на всех одна.

Цели: Познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову Родина, с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества; развить кругозор учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.

    Учебные материалы: Рисунки на тему «Россия – Родина моя»; мяч; мультимедийный проектор с презентацией; музыкальный центр; аудиозапись Гимна России.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 586 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 375
    • DOCX 73 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тэн Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тэн Мария Александровна
    Тэн Мария Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2488
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека