Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 3»
Классный
час
Тема:
«Правонарушения и ответственность»
(7
класс)
Бабинцева
Светлана Викторовна
учитель
математики МБОУ СОШ № 3
стаж
работы в занимаемой должности - 31 год
Цель: Познакомить
учащихся с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», «ответственность»,
с их значением в жизни человека.
Задачи:
·
Профилактика правонарушений
несовершеннолетних.
·
Пропаганда правовых знаний.
·
Формирование законопослушного
поведения учащихся.
·
Развитие у школьников чувства
ответственности.
·
Развитие умения работать в
группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Оборудование:
нетбуки, экран, проектор, бумага, ручки,
ст.20 УК РФ (распечатка).
Ход
классного часа:
1.Вступление.
Классный руководитель:
Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной
важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Тема нашего классного часа «Правонарушения и ответственность».
Эпиграфом к нашему классному часу будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которое вам предстоит расшифровать:
Быть, значит, перед людьми, Человеком -, свою, чувствовать, это,
ответственность.
(Быть Человеком - это значит чувствовать свою
ответственность перед людьми.)
Тема «Правонарушения подростков» актуальна на сегодняшний день. Особенность
преступности несовершеннолетних – её резкое «омоложение» в последние годы. К
сожалению, общественно опасные деяния совершают дети 8-13 лет.
Подростки зачастую не задумываются о своих проступках,
ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые
правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая
на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все
пошли, и я пошёл». Часто подростки отвечают, что не знали,
что этого делать нельзя, что это наказуемо. Но незнание закона не освобождает
от ответственности.
2.Основная
часть:
Классный
руководитель: Сегодня мы пригласили к нам на наш
классный час представителей ОДН и прокуратуры. Они
познакомят нас со статистикой правонарушений, которые совершили подростки в
нашем городском округе Сухой Лог за 2013-2014 год и какие меры были приняты к
этим нарушителям. (Выступление представителей)
Классный руководитель: Но
это цифры сухой статистики. За каждым процентом стоит человек с его с мыслями,
чувствами, судьбой.
Почему же подростки совершают преступления? Ведь
сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно
улучшилось, каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным
путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно,
что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество
малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Каковы причины,
приводящие несовершеннолетних к преступлению? Вот
на этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашего занятия, чтобы
знать, что приводит подростков к преступлению, и постараться этого избежать.
А
сейчас мы с вами разбиваемся на группы и работаем в группах.
Перед вами три понятия «Проступок. Правонарушение.
Преступление». Необходимо к этим понятиям найти определения.
(учащиеся ищут определения и записывают их на доске).
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для
взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или
несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной
ответственности.
Классный руководитель:
Ребята, а вы слышали такую пословицу: «От
тюрьмы и от сумы не зарекайся»? Эта пословица пришла к нам из далекого
прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые необдуманные поступки свойственны молодости,
так как, к сожалению, не каждый подросток осознает, что совершает
противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и подчас неисправимым последствиям.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет
примеры)
-
плохо учатся;
- курят и выпивают;
-
дерутся, обижают маленьких;
- грубят сверстникам, и взрослым;
- лгут;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество;
- и многое другое.
Классный руководитель: Давайте проведем игру по
разбору ситуаций. Каждая команда получает задание с записанной ситуацией.
Разбирает эту ситуацию, разыгрывает ее, и отвечает на поставленные вопросы. А
наши гости, представители ОДН и прокуратуры прокомментируют ваши ответы.
Ситуация № 1. Семиклассник Алеша не приезжает в школу с каникул, говорит,
что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Алеши, как
проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Алеша ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав ОУ, в котором прописаны права и обязанности всех участников
образовательного процесса.)
- Предусмотрено
какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить дисциплинарное взыскание,
директор может вызвать в школу родителей).
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день
собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и
купили бутылку пива. В аллее около Дома Культуры ребята распили пиво. Как можно
расценить их поведение?
(это правонарушение, так
как они распивали пиво в общественном месте на территории Дома Культуры). Это административное правонарушение, предусмотренное статьей
20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
– «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». Штраф в размере от
500 до 1500руб.
Ситуация № 3. Семиклассники Алеша, Ваня и Сергей поджидали детей из младших классов
за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь
расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия этих
подростков, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята
совершили преступление). Это вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163
Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наказывается:
ограничением свободы; арестом; лишением свободы.
Классный
руководитель:
Ну,
и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения
подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток
может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности.
Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного
поведения является юридическая ответственность.
Вопрос: Что вы понимаете под словом
ответственность?
(Ответственность
– это обязанность отвечать за свои действии и поступки, необходимость выполнять
требования, предъявляемые обществом).
Вопрос: С какого возраста
человек несет ответственность за свои поступки?
(Административная
и дисциплинарная ответственность наступает с 16 лет. Гражданская ответственность
– с 18 лет. Уголовная ответственность наступает с 16 лет).
Вопрос: Ребята, назовите
преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет? (Ученики
знакомятся с содержанием Статьи 20 УК РФ, распечатка которой есть у каждого на
парте и называют преступления).
Задание
группам: Определить
виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
Установите соответствие.
Виды
ответственности:
А-
административная ответственность.
Г – гражданско –
правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал
учебник одноклассника(Г)
2. Появление
подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил
одноклассника (У)
4. Совершил
кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил
прогул в школе (Д)
6. Переходил
дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил
мячом окно. (Г)
8. Нецензурно
выражался в общественном месте. (А)
9. Похитил
телефон. (У)
4.Выступление психолога
школы.
Проводится тренинг по профилактике правонарушений среди учащихся.
5.
Заключение:
Классный руководитель: Итак, каковы же, по вашему
мнению, основные причины совершения правонарушений подростками? Что приводит к
правонарушениям? Я попрошу вас сформулировать свой самый главный и самый
важный вывод, к которому вы пришли на сегодняшнем занятии. (учащиеся делают
выводы)
1
группа:
Мы
пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно…
2
группа:
Сегодня
мы поняли, что самое важное для подростка – это…
3 группа:
Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки,
чтобы…
Классный
руководитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа,
мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не
только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.
6.Рефлексия.
Я прошу оценить результаты сегодняшнего занятия с
помощью разноцветных смайликов, которые есть у каждой группы. Красный смайлик
означает, что классный час был для вас очень важным, полезным и интересным. Жёлтый
смайлик означает, что материал важен, интересен, но многое вы уже знали. Зеленый
смайлик означает, что на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще, всё это
не важно для вас.
(Оценка
результатов занятия с помощью разноцветных смайликов).
Спасибо за
работу!
Перечень
используемых источников:
1.
Административный кодекс РФ.
2.
Уголовный кодекс РФ.
3.
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-po-profilaktike-pravonarushenii.html
4.
http://golovanovka2013.ucoz.ru/dlyrodit/klassnyj_chas_po_profilaktike_pravonarushenij.pdf
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.