Главная / Обществознание / Классный час "Право на образование"

Классный час "Право на образование"

hello_html_m64dbc216.gifhello_html_45cd3872.gifКлассный час

Право на образование




Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с принципами и задачами образования в РФ;

  • воспитание в духе гуманизма;

  • развитие навыков демократического общения.

Интерактивные стратегии

  1. игра-разминка «Строим плотину».

  2. игра «Конституция класса».

  3. два упражнения о дисциплине.

  4. игра «Снимаем кинофильм».

  5. игра «Данетка».

  6. игра «Новые правила».

  7. оформление плаката «Образование».

Дидактический материал

    1. «Язычки»-карточки для игры «Конституция класса».

    2. Карточки-«кадры» для игры «Снимаем кинофильм».

    3. Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».


Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.


Игра «Строим плотину»

Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.

1 группа – «взрыватели». Когда вы махнёте рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв «бух!»

2 группа – «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имитируя ходьбу.

3 группа – «бурильщики». Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить, издавая звук «бр-бр-брррр…»

4 группа – «машины», которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей машины «ж-ж-ж-ж»

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигрывают свою роль.

В конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному каналу.

Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.


Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение задание зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами, обязательными для всех, является Конституция.

Проведите игру «Конституция класса»

Инструкция. Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары.


Путём открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в «Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми всегда.

«Язычки» для игры (учитель может составить их по своему усмотрению):



-ДИСЦИПЛИНА

-ЧИСТОТА

-АККУРАТНОСТЬ

-ПОСЛУШАНИЕ

-УВАЖЕНИЕ

-ТОЧНОСТЬ

-ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

-ВЕЖЛИВОСТЬ


-НЕ ОБЗЫВАЙ ДРУГИХ

-НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ

-НЕ СПИСЫВАЙ

-НЕ ДЕРИСЬ

-НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ

-НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ

-НЕ ВЫКРИКИВАЙ

-НЕ ОПАЗДЫВАЙ



Можно отрепетировать одно из правил –«ДИСЦИПЛИНА». Для этого проведите два упражнения для детей младшего и среднего школьного возраста (использованы материалы из книги К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»).


Упражнение №1. «Тихие и громкие голоса»

Цель. Эта игра поможет детям, заходя в класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.

Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик.

Инструкция.

–Можете ли вы сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или в коридоре?

–Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать?

–Почему в классе нам нужны тихие голоса?

–Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.

–Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?


Анализ упражнения

- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?

-Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?

-У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?

-Кто в вашем классе умеет говорить спокойным громким голосом?

-Нравится ли тебе голос учителя?


Упражнение №2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»


Цель. Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция.

- Я хочу сейчас задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.

-Когда все получат достаточно времени для размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я научу считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.


-Какой сегодня день недели?

Другие возможные вопросы:

- Номер вашей школы?

-Как зовут директора?

-Название улицы, где стоит наша школа?

-Сколько учеников в классе?

-Сколько минут длится урок?

- Сколько минут длится перемена? и т.д.


Игра «Снимаем кинофильм»

Инструкция. Учитель предлагает ребятам стать режиссёрами фильма о школьной жизни. На каждую парту по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «плёнку» и «озвучивает».

Остальные ребята или дополняют или исправляют ход «фильма».

-Определите, в каком жанре получился ваш фильм: триллер, мелодрама или комедия?

Культурные правила – это правила на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.) и другие права.

Эти права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.


ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


-Почему государство считает обязательным получение основного общего образования?


Принципы государственной политики

в области образования


Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):

-проявляется в сознании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением тех или иных предметов, школы для особо одарённых детей, школы для детей страдающих физическими недугами);

-в возможности получения образования в различных формах:

очной, заочной, вечерней, в форме семейного образования, экстерна.

Гуманистический и светский характер:

-означает формирование личности ребёнка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;

-отсутствие в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.

Единство федерального образовательного пространства:

-означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;

-возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.


На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей.

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.

Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».


Игра «Данетка»

Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если ответ «да»; при ответе «нет» сидят спокойно.

  • Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?

  • Могут ли учителя обзывать детей?

  • Может ли ученик обзывать учителя?

  • Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?

  • Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?

Содержание образования должно быть ориентировано на:

    • развитее личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка;

    • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

    • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

    • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

    • бережное отношение к окружающей среде.

В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.

Школьный анекдот

Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».

Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»

-Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?





Игра «Новые правила»

Инструкция. Разделитесь на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по 2 шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и 2 действительно серьёзных и нужных правила. Например, считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в синей одежде, по вторникам только в красной и т.д.

Теперь презентуйте свои правила перед классом и спросите остальных, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят класса?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое правило оказалось самым смешным?

  2. Какое из предложенных правил кажется самым важным?

Настоящие друзья

Благополучие

Крепкая семья

Считаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?




Здоровье


Хорошая

зарплата


Экология






Нравственность







Воспитание







Воля

Целеустремлённость

Знания





Знания

Любимая работа

Творчество

Наука

Школа,

ВУЗ

Государство

Общество

Семья



















Рефлексия

Учитель раздаёт всем ребятам по листочку цветной бумаги с написанным на нём понятием о роли образования.

Детям предлагается оформить плакат, на котором растёт пальма знаний.

Пальма растёт всё время, пока живёт человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование – это единственное богатство.

Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.

-Назовите эти три коллектива. Приклейте свои карточки внизу.

-Из чего состоит образование?

-Что помогает в наше время образованию?

-Какая польза от образования?


Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат.


В конце тренинга поблагодарите детей за участие.


Контрольные вопросы:

  1. Что говорит Основной закон об образовании?

  2. Зачем нужны Правила в школе?

  3. Что даёт человеку хорошее образование?




ЗАПОМНИ!

  1. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утверждённым компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.

Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании РФ, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребёнок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.

  1. Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона, как для учителей, так и для учеников.

  2. На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.


7


Классный час "Право на образование"
  • Обществознание
Описание:

Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека.

Задачи:

ü  познакомить учащихся с принципами и задачами образования в РФ;

ü  воспитание в духе гуманизма;

ü  развитие навыков демократического общения.

Интерактивные стратегии

30.  игра-разминка «Строим плотину».

31.  игра «Конституция класса».

32.  два упражнения о дисциплине.

33.  игра «Снимаем кинофильм».

34.  игра «Данетка».

35.  игра «Новые правила».

36.  оформление плаката «Образование».

Дидактический материал

29.«Язычки»-карточки для игры «Конституция класса».

30.Карточки-«кадры» для игры «Снимаем кинофильм».

31.Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».

Автор Елеусузова Айгерим Тилековна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1075
Номер материала 8084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓