Классный час
Право на образование
Цель:
показать приоритетность образования как основы культурных прав человека.
Задачи:
ü
познакомить учащихся с принципами и задачами
образования в РФ;
ü
воспитание в духе гуманизма;
ü
развитие навыков демократического общения.
Интерактивные стратегии
30. игра-разминка «Строим плотину».
31. игра «Конституция класса».
32. два упражнения о дисциплине.
33. игра «Снимаем кинофильм».
34. игра «Данетка».
35. игра «Новые правила».
36. оформление плаката «Образование».
Дидактический материал
29. «Язычки»-карточки
для игры «Конституция класса».
30. Карточки-«кадры»
для игры «Снимаем кинофильм».
31. Лист ватмана
и аппликации для плаката «Образование».
Конституция
Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 43
1.
Каждый имеет право на образование.
2.
Гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях.
3.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении и на предприятии.
4.
Основное общее образование обязательно. Родители
или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего
образования.
Игра
«Строим плотину»
Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.
1 группа – «взрыватели». Когда вы махнёте рукой, они должны издать звук, похожий
на взрыв «бух!»
2 группа – «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны
начать стучать ногами, имитируя ходьбу.
3 группа – «бурильщики». Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить,
издавая звук «бр-бр-брррр…»
4 группа – «машины», которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей
машины «ж-ж-ж-ж»
Проиграйте
условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по
очереди проигрывают свою роль.
В
конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному
каналу.
Спросите
у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят
другой группы.
Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение
задание зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей
команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами,
обязательными для всех, является Конституция.
Проведите
игру «Конституция класса»
Инструкция. Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в
парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию
класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары.
Путём
открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного
правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в
«Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми
всегда.
«Язычки»
для игры (учитель может составить их по своему усмотрению):
Можно
отрепетировать одно из правил –«ДИСЦИПЛИНА». Для этого проведите два упражнения
для детей младшего и среднего школьного возраста (использованы материалы из
книги К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»).
Упражнение
№1. «Тихие и громкие голоса»
Цель. Эта игра поможет детям, заходя в
класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами.
Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены
к сосредоточенной учебной деятельности.
Материалы:
полиэтиленовый или бумажный пакетик.
Инструкция.
–Можете ли вы
сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или в
коридоре?
–Что происходит с
вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать?
–Почему в классе
нам нужны тихие голоса?
–Я принесла вам
красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие
голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у
кого не вызывали боли в ушах.
–Кто хочет обойти с
этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Анализ
упражнения
- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким
голосом?
-Трудно ли тебе говорить
в классе более спокойным и тихим голосом?
-У кого в вашем
классе особенно красивый и сильный голос?
-Кто в вашем классе
умеет говорить спокойным громким голосом?
-Нравится ли тебе
голос учителя?
Упражнение
№2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»
Цель.
Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос.
Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем
сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают
больше времени для размышлений.
Инструкция.
- Я хочу сейчас задать вам несколько вопросов.
Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой
палец поднять вверх.
-Когда все получат достаточно времени для
размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я научу считать: «Раз,
два, три…» На счёт «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
-Какой сегодня день
недели?
Другие возможные вопросы:
- Номер вашей
школы?
-Как зовут
директора?
-Название улицы,
где стоит наша школа?
-Сколько учеников в
классе?
-Сколько минут
длится урок?
- Сколько минут
длится перемена? и т.д.
Игра
«Снимаем кинофильм»
Инструкция. Учитель
предлагает ребятам стать режиссёрами фильма о школьной жизни. На каждую парту
по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди
выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «плёнку» и «озвучивает».
Остальные ребята
или дополняют или исправляют ход «фильма».
-Определите, в каком жанре получился ваш
фильм: триллер, мелодрама или комедия?
Культурные правила – это правила на образование, право на участие в культурной жизни, на
доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную
самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и
т.д.) и другие права.
Эти права, свободы
и обязанности, закреплённые в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой
и подлежат повышенной защите.
Федеральный закон
«Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.
ОБРАЗОВАНИЕ
– ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ВОСПИТАНИЯ
И ОБУЧЕНИЯ
В
ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
|
-Почему государство
считает обязательным получение основного общего образования?
Принципы государственной политики
в области образования
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):
-проявляется в
сознании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с
разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углублённым
изучением тех или иных предметов, школы для особо одарённых детей, школы для
детей страдающих физическими недугами);
-в возможности
получения образования в различных формах:
очной, заочной, вечерней, в форме семейного
образования, экстерна.
Гуманистический и светский характер:
-означает
формирование личности ребёнка на лучших традициях человечества, на идеалах
мира, взаимопонимания между народами;
-отсутствие в
системе образования идеологической и религиозной пропаганды.
Единство федерального образовательного
пространства:
-означает наличие
общих черт в содержании образования всех типов и форм;
-возможность
продолжения образования в учреждении последующего уровня.
На основании
Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой
Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и
обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала,
учащихся и их родителей.
В школе
взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными
характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.
Если участники
учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может
привести к «войне».
Игра «Данетка»
Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если ответ «да»; при
ответе «нет» сидят спокойно.
·
Могут ли ученики попросить директора заменить
учителя?
·
Могут ли учителя обзывать детей?
·
Может ли ученик обзывать учителя?
·
Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?
·
Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?
Содержание
образования должно быть ориентировано на:
o
развитее личности, талантов и умственных и
физических способностей ребёнка;
o
воспитание уважения к правам человека и основным
свободам;
o
воспитание уважения к родителям, культурной
самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает,
страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
o
подготовку к сознательной жизни в духе
взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между
народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа
коренного населения;
o
бережное отношение к окружающей среде.
В рамках
Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать,
поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных
стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.
Школьный анекдот
Пришедшим в первый
раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как
пролетит муха».
Учитель что-то
рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый
голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите
муху?»
-Как вы думаете,
понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?
Игра «Новые правила»
Инструкция. Разделитесь
на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по 2 шуточных, даже абсурдных, правила
для учеников школы и 2 действительно серьёзных и нужных правила. Например,
считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам
на роликах или приходить в школу по понедельникам только в синей одежде, по
вторникам только в красной и т.д.
Теперь презентуйте
свои правила перед классом и спросите остальных, что они об этом думают.
Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят
класса?
Вопросы для обсуждения:
1.
Какое правило оказалось самым смешным?
2.
Какое из предложенных правил кажется самым важным?
3.
Считаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных
правил?
Рефлексия
Учитель раздаёт
всем ребятам по листочку цветной бумаги с написанным на нём понятием о роли
образования.
Детям предлагается
оформить плакат, на котором растёт пальма знаний.
Пальма растёт всё
время, пока живёт человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть
для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее,
потому что хорошее образование – это единственное богатство.
Корнями дерева
будут те три коллектива, которые «образуют» человека.
-Назовите эти три
коллектива. Приклейте свои карточки внизу.
-Из чего состоит
образование?
-Что помогает в
наше время образованию?
-Какая польза от
образования?
Дети по очереди
выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат.
В конце тренинга
поблагодарите детей за участие.
Контрольные
вопросы:
1.
Что говорит Основной закон об образовании?
2.
Зачем нужны Правила в школе?
3.
Что даёт человеку хорошее образование?
ЗАПОМНИ!
1.
Родители имеют право приоритета в выборе
вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно
посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям,
предписанным или утверждённым компетентными органами образования, и обеспечить
религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их
собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям
право выбора образования для своих детей.
Это совершенно не означает, что среднее образование не является
обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании РФ,
основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его
завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения.
И если ребёнок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни
дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.
2.
Ответственность за дисциплину, за правила
поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона, как для
учителей, так и для учеников.
3.
На протяжении всего школьного дня ответственность
за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя
часть родительских обязанностей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.