Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"

Классный час на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"



«Согласовано»

Методист

ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ»

_______________ О.Н. Березина

«____» __________ 2014 г.


«Утверждаю»

Заведующий по воспитательной работе

ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ»

_______________ Р.Г. Монгуш

«____» _________ 2014 г.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Цель: Повторить, обобщить, систематизировать.

Материал по теме: «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»».


hello_html_m2a2148c2.jpg













Разработал преподаватель

Бондаренко Н.В.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ПЦК

социально-экономических

дисциплин

протокол № __

от «__» ________ 2014 г

Председатель ПЦК

Н.В. Поданева______________


Содержание


Введение……………………………………………………………...………………

3

Организационный момент.......…………………………………….……………...

4

Конспект урока…………………………………………………………..………….

4

Приложение………………………………………………………………………….

15




Введение:

Цели:

дидактические:

- Изучить понятия правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность;

- Изучить гражданские права и свободы, права ребенка в семье;

- Рассмотреть понятие – благосостояние ребенка;

- Определить основные права несовершеннолетних, основные обязанности несовершеннолетних;

- Меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности, ответственности несовершеннолетних в сфере образования. Ответственность несовершеннолетних в сфере общественного порядка, допускаемые в отношении несовершеннолетних и их виды;

развивающие: формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;

воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, ответственности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, дедуктивный, аналитический, элементы опережающего и проблемного обучения, демонстрация.

Междисциплинарные связи: конституционные и административные отрасли права, уголовное и административное право, материальные отрасли права, история, обществознание.

Организационный момент


Подготовка к проведению урока, предполагает ряд последовательных действий:

  1. Изучение информации по теме (анализ специализированной литературы, конституционного, уголовного и административного законодательства, судебной практики);

  2. Подготовка презентации по теме (Приложение);

  3. Предупреждение классных руководителей групп, о дате и месте проведения классного часа.

Конспект классного часа

  1. Организационный момент

- приветствие присутствующих,

- проверка наличия студентов,

- готовность группы к занятию,

- сообщение темы и цели урока

(тема урока на доске и на экране).

  1. Подготовка к восприятию новой темы: - актуализация опорных знаний студентов; - мотивация учебной деятельности (в течение всего урока)

20 ноября - «Всемирный день ребенка». В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №836 (IX) и рекомендовала всем странам ввести начиная с 1956 года всем странам праздновать Всемирный день ребенка и посвятить его деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Правительствам было предложено назначить этот праздник в любой из дней по их усмотрению. Поэтому в ряде государств Всемирный день ребенка проводится 20 сентября, но в 129 странах-членах ООН, и в том числе в России, это - 20 ноября.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". Для достижения этой цели он призывает "родителей... добровольные организации, местные власти и национальные правительства" соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Наша страна ратифицировала ее в 1994 году.

В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, в которой обозначены восемь целей в области развития. Это план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей - от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку. Хотя цели в области развития относятся ко всему человечеству, тем не менее самое важное значение они имеют именно для детей.

В России ко Всемирному дню ребенка приурочили целый ряд соответствующих событий и мероприятий.

  1. Изучение нового материала

Права граждан РФ:

  1. Гражданские (на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения)

  2. Политические (на свободу мысли и слова, на объединение, на мирные собрания, на участие в управлении государством)

  3. Экономические (на свободное предпринимательство, на частную собственность, на труд)

  4. Социальные: ( на социальное обеспечение, на жилище, на медицинское обеспечение, на образование)

  5. Культурные ( на участие в культурной жизни).

Гражданские права и свободы

  1. Право на имя и гражданство

  2. Право на сохранение индивидуальности

  3. Право на свободу выражения своего мнения

  4. Право доступа к соответствующей информации

  5. Свобода мысли, совести и религии

  6. Свобода ассоциаций и мирных собраний

  7. Право на защиту личности

Права ребенка в семье

  1. Право родителей руководить ребенком

  2. Общая и одинаковая ответственность обоих родителей

  3. Право ребенка не разлучаться с родителями вопреки его желанию

  4. Право на усыновление

  5. Право на защиту от злоупотреблений и отсутствия заботы

Благосостояние ребенка

  1. Право ребенка на развитие

  2. Право на пользование наиболее совершенными услугами в области здравоохранения

  3. Право на социальное обеспечение и доступ к службам по уходу за детьми

  4. Право на уровень жизни

  5. Право на образование

  6. Право на отдых, досуг и культурную деятельность

Обязанности граждан РФ

  1. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  2. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  3. Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.

  4. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

  5. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.

  6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  7. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Обязанности несовершеннолетних

  1. Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны (Конституция РФ), в том числе законы и подзаконные акты субъектов РФ, уставы ОУ, правила внутреннего распорядка и т.д..

  2. Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы (Конституция РФ)

  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. (Конституция РФ)

  4. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ)

  5. Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Несовершеннолетние до 14 лет - не достигшие возраста уголовной ответственности

Несовершеннолетние с 14 лет – уголовная ответственность за некоторые виды преступлений

Несовершеннолетние с 16 лет - полная уголовная ответственность

Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.

Уголовная ответственность с 14 лет:

  1. убийство (ст.105),

  2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111),

  3. умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112),

  4. похищение человека (ст.126),

  5. изнасилование (ст.131),

  6. насильственные действия сексуального характера (ст.132),

  7. кража (ст.158),

  8. грабеж (ст.161),

  9. разбой (ст.162),

  10. вымогательство (ст.163),

  11. неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166),

  12. умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167),

  13. террористический акт (ст.205),

  14. захват заложника (ст.206),

  15. заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207),

  16. разбой (ст.162),

  17. вымогательство (ст.163),

  18. неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166),

  19. умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167),

  20. террористический акт (ст.205),

  21. захват заложника (ст.206),

  22. заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207),

Виды наказаний:

Штраф (как при наличий самостоятельного заработка, так и при его отсутствии) – до 50 тыс. руб.

Лишение права заниматься определенной деятельностью – до 5 лет основного наказания и до 3 лет дополнительного (Например - права управления мопедом в результате неоднократного нарушения ПДД)

Обязательные работы – бесплатные общественно полезные работы до 160 часов в свободное от учебы или основной работы время (Например – благоустройство городов и поселков, уход за больными, очистка улиц, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.).

Исправительные работы – до 1 года, из заработка осужденного производятся удержания в пользу государства до 20% заработка

Ограничение свободы – от 2-х месяцев до 2-х лет

Лишение свободы – от 2-х месяцев до 10 лет. Вид наказания отбывается в воспитательно-трудовой колонии, при достижении 18-летнего возраста, при положительных характеристиках, осужденный может быть оставлен там до 20 лет.

Освобождение от уголовной ответственности:

В связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ) – т.е. при добровольной явке с повинной, способствовании раскрытию преступления и возмещению причиненного вреда

При возмещении причинённого ущерба, либо ином заглаживании вреда, в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ)

Принудительные меры воспитательного воздействия:

(может быть назначено одновременно несколько):

Предупреждение – разъяснение вреда и последствий

Передача под надзор родителей – возложение на родителей обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением

Обязанность загладить причинённый вред

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению – запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, выезда без специального разрешения и т.д.

Административная ответственность несовершеннолених

Административной ответственности подлежит лицо в возрасте с 16 лет

Административные дела несовершеннолетних решаются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

За некоторые правонарушения (например нарушение ПДД)- могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, как и взрослые.

Наиболее распространенные административные проступки:

Мелкое хулиганство (ст.20.1. КоАП РФ) – действия, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам (например – хватание за одежду или руки, срыв головного убора, преграждение прохода и т.д.), действия, сопровождающиеся уничтожением или повреждением чужого имущества (например - надписи на заборах или стенах, порча газонов ночью и т.д.)

Нарушающие порядок в общественных местах:

Распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств в общественных местах. (ст.20.20. КоАП РФ).

Появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст.20.21. КоАП РФ).

Посягающие на здоровье населения:

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9. КоАП РФ).

Незаконный оборот (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта) наркотических средств и психотропных веществ (ст.6.8. КоАП РФ).

Против собственности:

Мелкое хищение (ст.7.27. КоАП РФ) – совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, если стоимость похищенного не более 1000рублей.

Виды наказаний:

Предупреждение – разъяснение вреда и последствий

Передача под надзор родителей – возложение на родителей обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением

Обязанность загладить причинённый вред

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению – запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома в определенное время;

Выговор, строгий выговор;

Штраф до 1000рублей.

На данной стадии целесообразно предоставить анализ ответственности для детей и их родителей.

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.

Категории несовершеннолетних:

Частично дееспособные:

Несовершеннолетние до 14 лет - малолетние

Несовершеннолетние с 14 до 18 лет – относительно дееспособные.

Полностью дееспособные: лица с 18 лет; лица, вступившие в брак;

Эмансипация – с 16 лет, работающие по трудовому договору, решение суда или органов опеки.

Формы ответственности:

Взыскание в пользу потерпевшего имущественных санкций;

Дополнительно:

- Возмещение убытков (ст.15 ГК РФ);

- Уплата неустойки (ст.381 ГК РФ).

Малолетние: ответственность несут родители, независимо от того, кто совершил сделку – сам ребенок или от его имени родители. Причиненный вред подлежит возмещению. Оба родителя (независимо от того, с кем живет ребенок) имеют равные права и обязанности, связанные с воспитанием, т.е. и ответственность за вред, причинённый ребенком.

Несовершеннолетних от 14 до 18 лет:

  1. Самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам (ст.26 ГК РФ);

  2. Самостоятельно несут ответственность за причинённый вред (ст. 1074 ГК РФ);

  3. Если имущества несовершеннолетнего недостаточно, тогда дополнительную ответственность несут родители.

Ответственность несовершеннолетних в сфере образования:

Каждый имеет право на образование (Конституция РФ ст.43). Несовершеннолетние, при всесторонней поддержке родителей, обязаны получить основное общее образование.

Учащиеся обязаны выполнять Устав ОУ. Проявлять уважение к старшим, помогать младшим. Аккуратно обращаться с имуществом ОУ и чужими вещами. Выполнять требования работников ОУ. Не применять физическую силу и не употреблять грубые выражения и нецензурную брань. Не уходить из ОУ без разрешения педагогов во время занятий. Соблюдать офисно-деловой стиль одежды (однотонные, пастельные цвета, классический стиль одежды и обуви, юноши – темный костюм, рубашка в тон, галстук, темные туфли, соответствующая стрижка; девушки – темные, средней длинны юбка, костюм, платье, светлая блузка, классические туфли, запрещены яркая косметика и украшения). Находиться в классе не позднее, чем за 5 минут до начала занятий. Не приносить вещи, не относящиеся к урокам. Соблюдать требования учителя на уроке, не шуметь, не отвлекать других учащихся. Иметь на каждом уроке все необходимые принадлежности.

Учащимся запрещается:

Приносить и использовать в ОУ оружие, пиротехнические изделия, огнеопасные вещества, горючие жидкости, газовые баллончики, сигареты, спиртные напитки, наркотики, одурманивающие вещества и т.д. Включать и использовать на уроках мобильные телефоны. Залезать на подоконники, шкафы, оборудование и т.д. Кататься и сидеть на перилах. С силой толкать других учеников. Входить в хозяйственные помещения, не предназначенные для людей. Открывать электрические шкафы.

Выполнение Устава является обязательным для учащихся. Нарушение норм поведения влечет за собой применение мер дисциплинарного воздействия. Грубое и неоднократное нарушение может повлечь исключение из образовательного учреждения.

Ответственность несовершеннолетних в сфере общественного порядка.

Запрещено: нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 23 до 6 часов, в возрасте от 16 до 18 лет с 23 до 6 часов на объектах, предназначенных для предоставления доступа к сети «Интернет», реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, в развлекательных и досуговых комплексах, иных общественных местах, без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию несовершеннолетних. Запрещено курение табака на территориях и в помещениях образовательных организаций – влечет привлечение к административной ответственности - штраф (ст, 6. ФЗ РФ «Об ограничении курения табака»). Запрещено курение в помещениях, не предназначенных для этого, как нарушение требований пожарной безопасности – влечет привлечение к административной ответственности – штраф (ст. 20.4. КоАП РФ). Запрещено курение в общественных помещениях, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований - влечет привлечение к административной ответственности – штраф (ст. 6.4. КоАП РФ).

  1. Закрепление.

Постановка вопросов по теме:

  1. С какого возраста наступает правоспособность. Дееспособность человека?

  2. Какими гражданскими, политическими, экономическими, духовными правами Вы обладаете?

  3. Какие у Вас есть обязанности?

  4. Какие виды ответственности Вам известны?

  5. С какого возраста наступает уголовная. административная, гражданско-правовая ответственность?

  6. Какие меры наказания Вам известны?

  7. Что должен выполнять обучающийся в ОУ, что ему запрещается?

  8. Что запрещено несовершеннолетнему делать в сфере общественного порядка? Какая ответственность его ожидает, за невыполнение данных норм?

  1. Подведение итогов занятия.

На данной стадии преподаватель оценивает:

1. успехи, недостатки и ошибки своей работы и работы группы в целом;

2. уровень освоения группой материала по теме.

анализирует:

3. работу каждого участника;

4. количество участников;

5. мнения участников, их оценки и предложения.

Данный урок проводился в форме классного часа на базе ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ». к успехам можно отнести – актуальность тем, высокий уровень заинтересованности студентов. Большое количество вопросов с их стороны, что говорит о том, что данная тема вызвала интерес, в некотором роде даже спор. После проведения классного часа студенты вышли из аудитории активно обсуждая рассматриваемые вопросы. К недостатку можно отнести опоздания студентов. В классном часе принимало участие 30 студентов из числа групп ДМО-41 и ТОРА-41.

Приложение

hello_html_4e6e9fe4.png

hello_html_m54a16062.png

hello_html_c21b932.png

hello_html_955b3af.png

hello_html_m33782b17.pnghello_html_m70555f9f.png

hello_html_m51c45bfa.png

hello_html_m3e25cff5.png

hello_html_m73e058d7.png

hello_html_m7ace74bd.png

hello_html_m7df56666.pnghello_html_6d6d05dd.png

hello_html_79c37bee.pnghello_html_m49cb55b0.png

hello_html_1132fa88.pnghello_html_6c1fe1c.png

hello_html_7ae71c5.png

hello_html_m3186f6c5.png

hello_html_m1b63e186.png

hello_html_m657fc61a.png

hello_html_m4f2f9609.png

hello_html_70bd4a5f.png

hello_html_597ca727.pnghello_html_a67df1.png

hello_html_5da8c2bd.pnghello_html_md779a0b.png

hello_html_5da8c2bd.pnghello_html_m7e5be304.png

hello_html_mb330868.png

hello_html_m44c45330.png

hello_html_2cca638a.pnghello_html_m68b78f32.png

hello_html_meeab997.pnghello_html_c191d3d.png

hello_html_m6367ada4.png

hello_html_m3e7dae73.png

hello_html_m1862a622.png

hello_html_397b3bbc.png

hello_html_m50f32ae1.png


hello_html_392c583e.png


Классный час на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"
  • Классному руководителю
Описание:

Цели:

– дидактические:

- Изучить понятия правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность;

- Изучить гражданские права и свободы, права ребенка в семье;

- Рассмотреть понятие – благосостояние ребенка;

- Определить основные права несовершеннолетних, основные обязанности несовершеннолетних;

- Меры уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности, ответственности несовершеннолетних в сфере образования. Ответственность несовершеннолетних в сфере общественного порядка, допускаемые в отношении несовершеннолетних и их виды;

– развивающие: формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и  грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;

– воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности  студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию  гражданственности, ответственности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, дедуктивный, аналитический, элементы опережающего и проблемного обучения, демонстрация. 

 

Междисциплинарные связи: конституционные и административные отрасли права, уголовное и административное право, материальные отрасли права, история, обществознание.

Автор Бондаренко Наталья Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1107
Номер материала 31525
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓