Главная / Классному руководителю / классный час "Невидимые нити взаимоотношений" 9 класс

классный час "Невидимые нити взаимоотношений" 9 класс

Внеклассное мероприятие «Невидимые нити взаимоотношений»

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса

Форма проведения: час общения с элементами тренинга

Классный час посвящен методам эффективного общения.

Цель:  формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия. 

Задачи:

  • уточнить представления учащихся о различных вариантах межличностного общения;

  • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и выхода из нее;

  • создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать;

  • формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, сплочение детского коллектива

Оборудование и материалы:

  • воздушные шары по количеству участников;

  • клубок прочной нити;

  • табличка с названием «проблема»

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют 

1.формированию у ребят таких личных качеств, как:

  • уверенность в себе;

  • честность и открытость;

  • умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;

  • быстро принимать решения;

  • успешно преодолевать кризисные ситуации.

2.формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:

  • умение безопасно и эффективно общаться;

  • умение понимать и выражать свои чувства;

  • умение противостоять давлению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Задачи: - обеспечить готовность учащихся к работе;

- психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

- организация внимания.

Учитель: разрешите рассказать вам одну восточную притчу:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- В жизни человека очень многое зависит от него самого, так и результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

Садятся по кругу. Слушают учителя.

Установление контакта

2. Введение в тему

Задача: - мотивировать учащихся для изучения нового материала;

Игра «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвез­дия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объ­единитесь в созвездия, в которых количество человек соответствует названному числу. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д. Итак, под музыку вы объединяетесь в созвездия . (данное упражнение проделываем 2-3 раза)

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в раз­ных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими се­мейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличитель­ные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас пе­ред вами лужа. Что вы видите в ней?

Учитель. Спасибо.Совпали ли ваши мнения? Какой вывод можно сделать?

Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.

Учитель. О чем пойдет речь на сегодняшнем мероприятии?

Учащиеся выполняют упражнение.







Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь и др.

Обсуждение ответов учащихся, формулирование вывода.

Упражнение направлено на активизацию деятельности учащихся. А также позволяет учителю увидеть выбор учащихся, их предпочтения в создании микрогрупп.

3. Основное содержание мероприятия

Задачи: - уточнить знания по теме

- показ практической значимости при изучения данного материала,

Учитель: Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

Учитель: Объединим все ваши высказывания в одно правило: Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. А всегда ли, получается, понимать друг друга? (Ответы учащихся)

Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга? (Ответы учащихся)

Упражнение «Преграда»

На полу лежит стул. Учитель поясняет, что стул это преграда на вашем пути. Покажите ваши действия, как вы поступите при движении по пути. (учащиеся демонстрируют разные способы решения проблемы)- Почему конфликты нельзя оставлять неразрешенными?

Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит… Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалась бы маленькая проблема, но становится большой.

Учащиеся участвуют в диалоге, высказывают свои предположения.

Формулируют выводы.



Выполняют упражнение, определяют конструктивное решение проблемных ситуаций, формулируют выводы.

Упражнение направлено на выявление разных способов поведения в проблемных ситуациях, определение наиболее конструктивного поведения при разрешении конфликтов.

Игра «Невидимые нити» Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. « Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью. Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. « Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлой споре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами. Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Ребята! – обращается учитель. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют « натянутыми». А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем…. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя». Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: « посадил себе на шею»

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, - продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние.

Вопросы:1. Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

2. Что было легко, а что трудно, в этой игре?

3. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Учащиеся становятся в круг, слушают учителя, активно участвуют в игре, моделируя, разнообразные отношения между людьми в процессе межличностного общения.













































Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, обсуждая результаты игры формулируют выводы.

Упражнение показывает разные модели взаимоотношений между людьми, их характер, способствует сплочению коллектива

4. Рефлексия

Задачи: - проанализировать деятельность детей, дать оценку успешности достижения цели

- формировать у воспитанников осмысление результатов собственной деятельности.

Учитель: Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научитесь писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставьте немного времени для жизни! И пусть вам будет легко и светло...

Давайте возьмем воздушные шары и каждый, глядя на шар представит или обиду, которая есть у него в душе, или вспомнит радостное событие, которое оставило след в его жизни. А теперь отпуская эти шары отпустите свои обиды или поделитесь радостью, чтобы этот мир стал еще лучше.

Учитель, держа в руках какой-либо предмет (сердце, свечу, солнце): Мне очень приятно было с вами сегодня общаться, и я хотела бы передать частичку своего тепла, чтобы поделиться с каждым из вас. Пусть каждый, держа в руках это солнце, поделится своими впечатлениями о сегодняшнем мероприятии.

Учитель. Здесь и сейчас мы изменили часть нашей жизни и сделали это вместе! Пусть это будет точкой отсчета по изменению нашего поведения в разных ситуациях, в том числе и конфликтных

Учащиеся выбирают шар, мысленно формулируют или проблему или представляют радостное событие. Отпускают шары.









По кругу передавая символический предмет, высказывают свое впечатление о мероприятии.

Рефлексивные упражнения направлены на формирование толерантного поведения, осознание своей уникальности и вместе с тем единения с одноклассниками.


классный час "Невидимые нити взаимоотношений" 9 класс
  • Классному руководителю
Описание:

 

Межличностное общение - сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Мы постоянно находимся во взаимодействии с другими людьми, мы постоянно общаемся, но очень часто наше общение не продуктивно, мы порой не понимаем друг друга.Форма тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство, раскрыть основные причины трудностей межличностного общения. Элементы тренинга позволяют сформировать внешнюю и частично внутреннюю мотивацию деятельности, способствующей преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, и совершенствованию коммуникативных навыков у учащихся.Содержание мероприятия было обращено преимущественно к воспитательному направлению, основной целью которого стало формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия .

 

Автор Истомина Ирина Александровна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 980
Номер материала 7838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы