Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКлассный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)

Классный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)

Скачать материал

Ниженский филиал

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района, Курской области

 

 

 

 

 

 

 

Классный час 
"Наши права и наши обязанности"

 

 

3 класс

 

 

 

                                           

 Извекова Е.А.

учитель начальных классов

базовая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Классный час "Наши права и наши обязанности"

3 класс

Извекова Е.А.

учитель начальных классов

базовая категория

Ниженский филиал

М КОУ«ПокровскаяСОШ»

Черемисиновского района,

Курской области

 

 

Цель: Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.

 

Задачи:

1.                  Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

2.                  На основе имеющихся у обучающихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях детей.

3.                  Обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

4.                  Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

5.                  Создать законы нашего классного коллектива

6.                  Формировать уважительное отношение к правам других людей.

7.                  Способствовать формированию активной гражданской позиции, коммуникативной компетентности.

 

Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка – Приложение 1), карточки с ситуациями из жизни литературных героев (Приложение 4), выставка литературы по правовому воспитанию; плакаты и картинки по теме (Приложение 5)

 

Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.

 

Ход урока

1. Приветствие.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

 

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

 Начинаем классный час, речь пойдёт сейчас о нас.

Постарайтесь всё понять, что – то новое узнать

Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду! (Высказывания детей)

 

Сегодня мы поговорим о наших правах, обязанностях и ответственности,  попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. Вы отвечали на вопросы анкеты. После нашей беседы вы ещё раз ответите на те же самые вопросы и сравните ваши ответы.

 

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»  

  Что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

 

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Конвенция -  это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

 К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

 Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение и показ картинок, соответствующих обсуждаемому праву)

-        Право на жизнь

-        Право на имя при рождении

-        Право на медицинскую помощь

-        Право на образование

-        Право на отдых и досуг

-        Право иметь имущество

-        Право свободно выражать свои взгляды

-        Право на свободное перемещение

-        Право на заботу и воспитание родителями

-         Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

-        Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции. (Приложение 2)


1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой -
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки,
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым:
Это право всем дано. Статья 6.


 

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее.

 (Учитель раздает памятки «Мои права и обязанности» (см. Приложение 1).

Работа в группах. Класс делится на две группы. Каждая получает листок с картинками к сказке (Приложение 4):

- Определите, какие права сказочных героев были нарушены?

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

 

Обязанности ребёнка.

  Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

         Уважать права, честь и достоинство всех участников;

         Прилежно учиться;

         Иметь аккуратный вид;

         Соблюдать правила техники безопасности;

         Беречь школьное здание, оборудование;

         Придерживаться общепринятых правил поведения;

         Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

4. Игра «Разрешается – запрещается».

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

 

Релаксация.

 

“Воздушный шарик и ветерок ”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что ты – красивый воздушный шарик, а, выдыхая, превращаешься в легкий ветерок, несущий по воздуху парашютики одуванчика. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства станут лёгкими и воздушными.

 

5. Создание законов нашего классного коллектива:
Скажите мне, а что ещё может повлиять на ваше поведение в обществе, на осуществление каких-то поступков? (Наш внутренний ограничитель - совесть)
- Ребята, в нашем школьном коллективе есть свои права и обязанности. Также в нём действуют правила этикета (правила поведения в обществе) Давайте сформулируем, по каким же законам будет жить наш с вами класс.

- Сейчас мы с вами разделится на группы. Задача каждой группы: сформулировать  важные, на ваш взгляд, законы, по которым будет жить наш коллектив, и записать их. (Работа в группах)

Законы нашего классного коллектива:
1. Закон порядка:
* Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы;
* Соблюдай порядок в школе и на её территории;
Не бегай по классу.
2. Закон организованности:
*  Не опаздывай в школу;
*  К урокам готовься заранее, на перемене.  
3.Закон уважения:
* Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя;
* Проявляй сдержанность и терпение друг к другу.
4. Закон дружбы:
 * В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
* Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания;
* В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился конфликт, то разрешай его мирным путём.
5.Закон храбрости:
* Будь храбрым, не бойся препятствий.
6.Закон любви:
* Люби своих родителей, друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
7.Закон доброты:
 * Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
8.Закон милосердия:
 * Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
9.Закон трудолюбия:
* Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!;
* Стремись хорошо учиться.

(Все законы вывешиваются на доску)

6. Итоги классного часа.

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. После нашей беседы я прошу вас  ещё раз ответить вопросы знакомой вам анкеты и сравнить ваши ответы с предыдущими ответами. Скажите, что изменилось в ваших ответах?

 

Рефлексия: Катится, катится волна, ручеёк льётся, а за ним и мысли вслух наших ребят вьются. (Высказывания каждого участника мероприятия).

*     Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

*      Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

*      Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).

*      Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

*      Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

*      До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

 

Наш классный час еще раз доказал, что, независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и  обязанности одинаковы.  Возьмите смайлики, лежащие у вас на столах, и выберите тот, который наиболее подходит вашему настроению. Прикрепите смайлик к доске. Все молодцы, хорошо поработали. Всем спасибо.  А я хочу вам пожелать побольше друзей!


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Статья 7.

Статья 9.

Статья 12, 13, 14.

Статья 32.

Статья 24.

Статья 30.

Статья 28.

Статья 31.

Статья 6.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

 

1. Закон порядка:

2. Закон организованности:

3.Закон уважения:

4. Закон дружбы:

5.Закон храбрости:

6.Закон любви:

7.Закон доброты:

8.Закон милосердия:

9.Закон трудолюбия:

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.



 

 



 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

 

 

АНКЕТА

 

1. Какие права ты имеешь, как ученик? _____________________________________________________________________________________

 

2. Что обязан делать ученик? _____________________________________________________________________________________

 

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей? _____________________________________________________________________________________

 

4.Что такое права? _____________________________________________________________________________________

 

5. Что такое обязанности? _____________________________________________________________________________________

 

6.Зачем придумали права людей и обязанности? _____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

 

Gigabaza.ru

http://gigabaza.ru/doc/101772.html

 

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

http://festival.1september.ru/articles/104015/

 

Наши права и наши обязанности в картинках

http://yandex.ru/images/search

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 3199
    • DOCX 2.9 мбайт
    • 189 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Извекова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Извекова Елена Алексеевна
    Извекова Елена Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 308977
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции