Главная / Начальные классы / Классный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)

Классный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)

hello_html_m3f6ae5c0.gifНиженский филиал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района, Курской области





hello_html_1d025f6f.png







3 класс




Извекова Е.А.

учитель начальных классов

базовая категория









2014 г.

Классный час "Наши права и наши обязанности"

3 класс

Извекова Е.А.

учитель начальных классов

базовая категория

Ниженский филиал

М КОУ«ПокровскаяСОШ»

Черемисиновского района,

Курской области



Цель: Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.


Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

  2. На основе имеющихся у обучающихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях детей.

  3. Обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

  4. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

  5. Создать законы нашего классного коллектива

  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

  7. Способствовать формированию активной гражданской позиции, коммуникативной компетентности.


Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка – Приложение 1), карточки с ситуациями из жизни литературных героев (Приложение 4), выставка литературы по правовому воспитанию; плакаты и картинки по теме (Приложение 5)


Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.


Ход урока

1. Приветствие.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!


2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Начинаем классный час, речь пойдёт сейчас о нас.

Постарайтесь всё понять, что – то новое узнать

Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду! (Высказывания детей)


Сегодня мы поговорим о наших правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. Вы отвечали на вопросы анкеты. После нашей беседы вы ещё раз ответите на те же самые вопросы и сравните ваши ответы.


3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.


Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение и показ картинок, соответствующих обсуждаемому праву)

  • Право на жизнь

  • Право на имя при рождении

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на отдых и досуг

  • Право иметь имущество

  • Право свободно выражать свои взгляды

  • Право на свободное перемещение

  • Право на заботу и воспитание родителями

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции. (Приложение 2)



1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой -
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки,
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым:
Это право всем дано. Статья 6.





Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее.

(Учитель раздает памятки «Мои права и обязанности» (см. Приложение 1).

Работа в группах. Класс делится на две группы. Каждая получает листок с картинками к сказке (Приложение 4):

- Определите, какие права сказочных героев были нарушены?

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).


Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

4. Игра «Разрешается – запрещается».

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).


Релаксация.


“Воздушный шарик и ветерок ”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что ты – красивый воздушный шарик, а, выдыхая, превращаешься в легкий ветерок, несущий по воздуху парашютики одуванчика. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства станут лёгкими и воздушными.


5. Создание законов нашего классного коллектива:
Скажите мне, а что ещё может повлиять на ваше поведение в обществе, на осуществление каких-то поступков? (Наш внутренний ограничитель - совесть)
- Ребята, в нашем школьном коллективе есть свои права и обязанности. Также в нём действуют правила этикета (правила поведения в обществе) Давайте сформулируем, по каким же законам будет жить наш с вами класс.

- Сейчас мы с вами разделится на группы. Задача каждой группы: сформулировать  важные, на ваш взгляд, законы, по которым будет жить наш коллектив, и записать их. (Работа в группах)

Законы нашего классного коллектива:
1. Закон порядка:
* Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы;
* Соблюдай порядок в школе и на её территории;
Не бегай по классу.
2. Закон организованности:
* Не опаздывай в школу;
* К урокам готовься заранее, на перемене.  
3.Закон уважения:
* Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя;
* Проявляй сдержанность и терпение друг к другу.
4. Закон дружбы:
* В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
* Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания;
* В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился конфликт, то разрешай его мирным путём.
5.Закон храбрости:
* Будь храбрым, не бойся препятствий.
6.Закон любви:
* Люби своих родителей, друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
7.Закон доброты:
 * Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
8.Закон милосердия:
 * Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
9.Закон трудолюбия:
* Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!;
* Стремись хорошо учиться.

(Все законы вывешиваются на доску)

6. Итоги классного часа.

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. После нашей беседы я прошу вас ещё раз ответить вопросы знакомой вам анкеты и сравнить ваши ответы с предыдущими ответами. Скажите, что изменилось в ваших ответах?


Рефлексия: Катится, катится волна, ручеёк льётся, а за ним и мысли вслух наших ребят вьются. (Высказывания каждого участника мероприятия).

  • Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

  • Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

  • Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

  • Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

  • Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

  • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?


Наш классный час еще раз доказал, что, независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и  обязанности одинаковы.  Возьмите смайлики, лежащие у вас на столах, и выберите тот, который наиболее подходит вашему настроению. Прикрепите смайлик к доске. Все молодцы, хорошо поработали. Всем спасибо.  А я хочу вам пожелать побольше друзей!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

hello_html_3be30535.png

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Статья 7.

Статья 9.

Статья 12, 13, 14.

Статья 32.

Статья 24.

Статья 30.

Статья 28.

Статья 31.

Статья 6.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3.


1. Закон порядка:

2. Закон организованности:

3.Закон уважения:

4. Закон дружбы:

5.Закон храбрости:

6.Закон любви:

7.Закон доброты:

8.Закон милосердия:

9.Закон трудолюбия:

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.




hello_html_4f24cf61.jpg





ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

hello_html_m22cc79e1.png


ПРИЛОЖЕНИЕ №6.



АНКЕТА


1. Какие права ты имеешь, как ученик? _____________________________________________________________________________________


2. Что обязан делать ученик? _____________________________________________________________________________________


3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей? _____________________________________________________________________________________


4.Что такое права? _____________________________________________________________________________________


5. Что такое обязанности? _____________________________________________________________________________________


6.Зачем придумали права людей и обязанности? _____________________________________________________________________________________
































Используемая литература:



Gigabaza.ru

http://gigabaza.ru/doc/101772.html


Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

http://festival.1september.ru/articles/104015/


Наши права и наши обязанности в картинках

http://yandex.ru/images/search


Классный час "Наши права и наши обязанности" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Автор Извекова Елена Алексеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 838
Номер материала 17494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓