Ниженский филиал
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Черемисиновского района, Курской области
3 класс
Извекова
Е.А.
учитель начальных классов
базовая категория
2014 г.
Классный час "Наши права и наши
обязанности"
3 класс
Извекова Е.А.
учитель начальных классов
базовая категория
Ниженский филиал
М КОУ«ПокровскаяСОШ»
Черемисиновского района,
Курской области
Цель: Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать
правовую культуру обучающихся.
Задачи:
1.
Познакомить
обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами,
отражающими права и обязанности детей.
2.
На основе имеющихся у обучающихся знаний расширить
и конкретизировать их представления о правах и обязанностях детей.
3.
Обобщить
знания обучающихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
4.
Учить
применять правовые знания в повседневной жизни.
5.
Создать
законы нашего классного коллектива
6.
Формировать
уважительное отношение к правам других людей.
7.
Способствовать формированию активной гражданской
позиции, коммуникативной компетентности.
Оборудование: памятка
«Мои права и обязанности» (на каждого ребенка – Приложение 1), карточки с
ситуациями из жизни литературных героев (Приложение 4), выставка литературы по
правовому воспитанию; плакаты и картинки по теме (Приложение 5)
Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.
Ход урока
1. Приветствие.
Сейчас мы с вами будем
здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте»
руками!
Скажем «Здравствуйте»
глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы
ртом –
Станет радостно кругом!
2. Объявление темы и
постановка цели занятия:
Начинаем классный час, речь
пойдёт сейчас о нас.
Постарайтесь всё понять,
что – то новое узнать
Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый
важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один
момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь –
президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
(Высказывания детей)
Сегодня мы поговорим о наших правах, обязанностях и ответственности, попробуем
разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и
несем ответственность, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать
права и обязанности. Вы отвечали на вопросы анкеты.
После нашей беседы вы ещё раз ответите на те же самые вопросы и сравните ваши
ответы.
3. Мини – лекция «Конвенция
о твоих правах»
Что такое «право», «права»? Как
вы думаете?
Право
– совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил,
регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит
права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить
счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила
и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто
мешает жить другим, нарушает их права.
-
А есть ли права у вас, у детей?
Существуют
ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются
ответы детей.)
В 1959
г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая
объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Декларация
– это некое официальное заявление о чем-либо. В ней утверждается, что
некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые
нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине
возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание
было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако
декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для
исполнения.
Все права детей всего
мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Конвенция - это договор, который должен
неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация
Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после
Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное
право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего
мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не
стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия,
голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим
опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни
нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права
детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это
соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию,
согласились защищать права детей.
Какие же права есть у
всех детей мира? (обсуждение и показ картинок, соответствующих обсуждаемому
праву)
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право иметь имущество
-
Право свободно выражать свои
взгляды
-
Право на свободное
перемещение
-
Право на заботу и воспитание
родителями
-
Право на всестороннее
развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на личную жизнь,
семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Дети читают стихи и держат в руках табличку с
номером статьи по Конвенции. (Приложение
2)
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой -
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9
3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.
6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.
7.Подросла, взяла я книжки,
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.
8.Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.
9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым:
Это право всем дано. Статья 6.
Чтобы вы не забыли о том, какими
правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется
«Мои права и обязанности». Рассмотрите ее.
(Учитель раздает памятки «Мои права
и обязанности» (см. Приложение 1).
Работа в группах. Класс делится на две группы. Каждая получает листок с картинками к
сказке (Приложение 4):
- Определите, какие права сказочных
героев были нарушены?
Законы,
которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции –
основном законе государства. (Демонстрация книги)
Кроме
Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском
кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Устав
школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников
образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей,
педагогов).
Обязанности ребёнка.
Каждый ребёнок должен
знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого
человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29
Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и
обязанности.
- Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная
обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего
обязанностей?
- А какие обязанности
существуют у учеников?
- А откуда вы это
знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами
обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши
обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права,
честь и достоинство всех участников;
Прилежно
учиться;
Иметь
аккуратный вид;
Соблюдать
правила техники безопасности;
Беречь школьное
здание, оборудование;
Придерживаться
общепринятых правил поведения;
Умножать и
развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
4. Игра «Разрешается
– запрещается».
1.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Релаксация.
“Воздушный шарик и
ветерок ”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с
плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что
ты – красивый воздушный шарик, а, выдыхая, превращаешься в легкий ветерок,
несущий по воздуху парашютики одуванчика. Проделай это несколько раз. Твоё
настроение и чувства станут лёгкими и воздушными.
5. Создание законов нашего классного
коллектива:
Скажите мне, а что ещё может повлиять на ваше
поведение в обществе, на осуществление каких-то поступков? (Наш внутренний
ограничитель - совесть)
- Ребята, в нашем школьном коллективе есть свои права и обязанности. Также в
нём действуют правила этикета (правила поведения в обществе) Давайте
сформулируем, по каким же законам будет жить наш с вами класс.
- Сейчас мы с вами разделится на группы.
Задача каждой группы: сформулировать важные, на ваш взгляд, законы,
по которым будет жить наш коллектив, и записать их. (Работа в группах)
Законы нашего классного коллектива:
1. Закон порядка:
* Выполняй правила, предусмотренные Уставом школы;
* Соблюдай порядок в школе и на её территории;
Не бегай по классу.
2. Закон организованности:
* Не опаздывай в школу;
* К урокам готовься заранее, на перемене.
3.Закон уважения:
* Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя;
* Проявляй сдержанность и терпение друг к другу.
4. Закон дружбы:
* В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь
приходит друг.
* Старайся создать в классе атмосферу дружбы и взаимопонимания;
* В работе старайся не создавать конфликтных ситуаций. Если же случился
конфликт, то разрешай его мирным путём.
5.Закон храбрости:
* Будь храбрым, не бойся препятствий.
6.Закон любви:
* Люби своих родителей, друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
7.Закон доброты:
* Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
8.Закон милосердия:
* Рядом с тобой может оказаться кто-то, кому нужна помощь. Помоги.
9.Закон трудолюбия:
* Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!;
* Стремись хорошо учиться.
(Все законы вывешиваются на доску)
6. Итоги классного
часа.
Слово учителя:
Наше государство
провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои
права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у
детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том,
что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь
этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу
собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие
права, которые могут принести вред им самим и окружающим. После нашей беседы я
прошу вас ещё раз ответить вопросы знакомой вам анкеты и сравнить ваши ответы
с предыдущими ответами. Скажите, что изменилось в ваших ответах?
Рефлексия: Катится, катится волна, ручеёк льётся, а за ним
и мысли вслух наших ребят вьются. (Высказывания каждого участника
мероприятия).
Круг
действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
Договор,
который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность
установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в
обществе (права).
Некое официальное заявление о чем-либо не
требующее обязательного выполнения (Декларация).
Документ, в котором записаны права и
обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком
(до 18 лет)?
Наш классный час еще раз
доказал, что, независимо от нации,
веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности
одинаковы. Возьмите смайлики, лежащие у вас на столах, и выберите тот,
который наиболее подходит вашему настроению. Прикрепите смайлик к доске. Все
молодцы, хорошо поработали. Всем спасибо. А я хочу вам пожелать побольше друзей!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.