Главная / Классному руководителю / Классный час "Нас песня вела к победе"

Классный час "Нас песня вела к победе"

Классный час



НАС ПЕСНЯ ВЕЛА К ПОБЕДЕ

Откуда-то издалека, как бы наплывая на зал, доносится мелодия песни военных лет. На фоне приглушённой музыки звучат слова ведущего.

Ведущий.

Почти 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор ещё не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.

«Когда говорят пушки, молчат музы» - гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла её. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Чтец.

Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведём наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песен слёзы застывали

Каплями смертельного свинца.

Чтец.

Для одних война стала далёким воспоминанием, для других – историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребёнок не останется равнодушным, когда слышит «главную песню Великой Отечественной войны», написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А. Александровым. «Священная война» - это песня-воин, песня-полководец, песня-пророк. Её слова были опубликованы в газете «Известия» 24 июня 1941 года, а 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

/На экране – документальные фотографии о первых днях войны. Включается запись песни «Священная война» и прослушивается 1-й и 2-й куплеты песни/

Чтец.

Ветеран Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю.А.Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост – своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио… Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передавалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слёзы в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд – пели мы «Священную войну».

/Песня прослушивается до конца/

Чтец.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озарённые пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших нашу Родину от врага.

Ведущий.

В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих песен заключалась в том, что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершённые в тылу врага.

Чтец.

Это вы, народные мстители,

Лихой комсомольский отряд.

Над вами чуткими листьями

В ночи деревья шумят.

Вы только что из боя –

Уже отдохнуть пора,

Но кажется вам пальбою

Потрескивание костра.

А кто-то, кажется, ранен –

Белеют ленты бинтов,

Но завтра утренней ранью

Он вновь сражаться готов.

Чтец.

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиотелеграмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать… песню. Этот «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Авторы написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес», премьера которого состоялась в партизанском крае, окружённом со всех сторон врагами.

/Звучит фрагмент песни. На экране – изображение монумента в Брянске, брянские леса/

Чтец.

На площади Партизан в Брянске высится величественный монумент в память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в годы войны. На постаменте выгравированы слова:

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

Так песня стала памятником и спустя десятилетия после освобождения Брянска зазвучала вновь – в музыке и граните.

/Звучит песня «Шумел сурово брянский лес»/

Ведущий.

Песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, весёлые и грустные, общественные и личные.

Об одном трагическом эпизоде войны повествует песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова «Заветный камень», которую сами поэты назвали «Черноморской легендой».

Чтец.

Писатель Леонид Соловьёв на страницах газеты «Красный флот» рассказал легенду о севастопольском камне.

После кровопролитных боёв наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям», отбил гранитный осколок от парапета. Кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, который, уходя из Севастополя, поклялся вернуться сюда и положить камень на место.

Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулемётчиков, каждый из которых стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю.

Такова легенда, которую авторы воплотили в своей песне, легенда, рождённая героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.

/Звучит песня Б. Мокроусова «Заветный камень»/

Ведущий.

Война… Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,

В опасности столица.

Всё громче злобный вой ветров,

На взрывы дни похожи,

А сводки Совинформбюро

Тревожней всё и строже.

Чтец.

Песня о Москве «Дорогая моя столица» появилась почти случайно. Автор её не москвич, он родился у Чёрного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушёл на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир», Лисянский успел передать секретарю редакции своё стихотворение, которое было опубликовано в номере журнала. Прочитав стихи, композитор И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии.

/Звучит 2-й и 2-й куплет песни «Дорогая моя столица»/

Чтец.

Песня была близка не только москвичам и участникам боёв за столицу. Её знали и любили на всех фронтах и в далёком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей.

Чтец.

Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле. На 23-м километре Ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «ежа» из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе памятника-символа высечены знакомые всем слова:

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова…

/Звучит 3-й куплет песни «Дорогая моя столица»/

Чтец.

Через 25 лет после Победы автор песни Марк Лисянский посвятил стихи памятнику под Москвой:

На двадцать третьем километре

По Ленинградскому шоссе,

Где только вехи, только ветры

И нависающие ветви

То в снежной пене, то в росе,-

Стоят открыто перед всеми

У беспощадной той межи

Противотанковой системы

Окаменевшие ежи.



Ведущий.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…».

Чтец.

Алексей Сурков говорил о своей песне: «А родилась эта песня случайно… Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Автор написал их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось ему с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую д\редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…»

/Звучит 1-й и 2-й куплет песни К. Листова/

Чтец.

Передаваясь из уст в уста, молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Шестнадцать стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя то, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» - были не только поэтическими, но и реальными.

/Звучит песня «Бьётся в тесной печурке огонь…»/

Ведущий.

Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

Главная мысль, которую несут послевоенные песни, - об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен – «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

/Звучит фрагмент песни Д. Тухманова «День Победы»/

Ведущий.

Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника – Дня Победы – песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

/Звучит вся песня Д. Тухманова «День Победы» или её поют все участники/



Классный час "Нас песня вела к победе"
  • Классному руководителю
Описание:

     Предлагаю сценарий классного часа, посвящённого песням и стихам, рождённым в дни Великой Отечественной войны и ставшими памятниками военных лет.

     На классный час приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, все те, кто ковал победу над врагами.

     Во время прослушивания песен военных лет можно использовать видео и презентации с видами городов-героев, памятников, документальных фотографий. В промежутках между прослушиванием песен могут выступить приглашённые ветераны.

     Материал данного классного часа имеет большое воспитательное значение, потому что нам всем "нельзя забыть той даты, что покончила с войной".

    

Автор Тумаева Валентина Григорьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 406
Номер материала 39729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓