Всероссийский конкурс
«Лучший классный час»
на тему
«Государственные символы России и
Адыгеи»
ФИО – Куржева
Марина Юрьевна
Телефон – 8-
918-224-84-50
Страна – Россия
Регион – Республика
Адыгея
Район – Красногвардейский
аул Уляп,ул.Кумпилова,7
Место работы- Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение -средняя образовательная школа №9,
учитель начальных классов.
e-mail:
marina.kurzheva63@mail.ru
Классный
час для 3-4классов
ТЕМА:
«Государственные символы России и Адыгеи»
Цели:
-формирование
у учащихся понимания сущности и значения государственных символов,воспитания
уважения к ним.
-способствовать
развитию нравственных ценностей детей (любовь к Родине, патриотизм,
гражданственность).
-привитие
любви к своей стране,республике.
Оформление к классному часу:
Плакат-эпиграф: Тот, кто не любит свою страну,ничего
любить не сможет.
-Стенд
с изображением Флага Российской Федерации и Адыгеи, Герба Российской
Федерации и Адыгеи.
Оборудование:
мультимедийная
установка, компьютер, плакат « Овеянные славою флаг наш и герб», стенд с
изображением символики РФ и Адыгеи,запись гимна Российской Федерации и Адыгеи.
Ход классного
часа
Учитель:
-Сегодня, ребята,мы с вами познакомимся с символами Российской Федерации и
Республики Адыгея. (слайд 1)
Вопросы:
-Как
называется страна,в которой мы живём? (Россия) (слайд2)
-Столица
России? (Москва)
-Достопримечательности
Москвы? (Красная площадь.Кремль) (слайд3)
Ученик:
Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни
За Кремлёвскою стеной.
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На семи своих холмах.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя
Москва!
(В. Брюсов «Москва»)
-В
любой стране есть лидер, который её возглавляет. А кто возглавляет нашу страну?
? (Владимир Владимирович Путин) (сдайд4)
Учитель:
- Как у каждого государства, у России есть свои
символы.
-Посмотрите,
пожалуйста, на этот слайд. (слайд 5)
Что
вы видите? Правильно, ребята, это Флаг
Российской Федерации, один из символов нашей Родины. А что знаете про
него?
-Где
можно увидеть государственный флаг России? (Ответы ребят).
Учитель:
-Над
Большим Кремлёвским дворцом всегда, ночью и днём, в хорошую погоду и
в ненастье, гордо развевается бело-сине-красное полотнище. Государственный
флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях органов
государственной власти. Изображение Государственного флага наносится на
российские воздушные суда, космические аппараты, корабли и суда пограничной
службы.
Что же означают цвета на государственных флагах? Красный цвет символизирует
отвагу, героизм; синий – верность, честность; белый – мир,
совершенство.Государственный флаг – важный символ страны. В торжественные и
праздничные дни флагами украшают дома и улицы. В дни траура флаг приспускается
или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей
скорби народа. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
День государственного флага Российской Федерации торжественно отмечается 22 августа.
Ученик:
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Флаг родной
В синем небе над
Москвою
Реет флаг наш дорогой.
В каждой русской деревеньке
Ты увидишь флаг родной.
Флаг российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном,
И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет.
Будем Родину любить мы
И хранить её от бед.
(С. Зайцева)
Воины всегда шли под
флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, на
самое высокое здание в городе. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь.
Любое мероприятие государственной важности начинается с поднятия
государственного флага и под звуки гимна. У победителей соревнований часто
наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны.
Учитель:
-Ребята, как вы считаете, как
нужно обращаться с государственным флагом? (Ответы ребят).
-Правильно, долг каждого
гражданина– оберегать честь нашего флага. Государственному флагу, как святыне,
отдаются высшие государственные почести.
Учитель:
Везде орел, везде с ним
слава.
Везде
он гордый , впереди-
Крестом
увенчана держава,
Святой
Георгий на груди.
-Ребята, вы догадались о
чем пойдет речь? Совершенно верно. Сейчас мы с вами поговорим о Гербе
Российской Федерации. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Что представляет
собой наш герб? (Ответы ребят).
( слайд 6)
Учитель:
Герб
– это отличительный знак государства, который изображается на флагах,
монетах, печатях. Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого
орла, помещенного на красном щите, над орлом три короны, две малые и одна большая,
в лапах орла – скипетр и держава, а на груди орла – всадник, поражающий копьем
дракона. Тогда три короны означали единство трех царств Астраханского,
Казанского, Сибирского, которые вошли в состав России. Всадник, поражающий
дракона, олицетворяет готовность нашего народа дать отпор врагу и защитить
Родину.
Герб хорошо передает
географическое положение России: одна голова орла обращена на Запад – в Европу,
другая смотрит на Восток – в Азию. Двуглавый
орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет,
единение народов европейской и азиатской частей современной России. Современный
государственный герб свидетельствует о том , что наша страна – независимое
государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
А теперь, скажите, пожалуйста,
где мы можем увидеть
герб,
где он может изображаться?
(Ответы ребят).
-на
знамени
- на
печатях
-на
государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении,
аттестатах, вузовском дипломе, правительственных наградах)
- на
фасадах зданий руководителей нашего государства
-на пограничных столбах
Ученик:
Герб
России
У
России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Учитель:
-Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы
слышим торжественную величественную песню. Все люди
встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и
строго. Как вы думаете, ребята, что эта за песня? (Ответы ребят).
Учитель:
- Совершенно верно, ребята, это - гимн.
(Пояснения учителя). Гимн – это торжественная песня,
исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн.
Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же,
как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Учитель:
Скажите,
кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего
современного
российского гимна? (следуют ответы учащихся)
-Сегодня гимн России
звучит на слова С. Михалкова и музыку А. В. Александрова.
-Ребята,прошу встать под
гимн России. (звучит запись)(слайд7)
-Скажите, пожалуйста, когда официально
используется гимн? (Ответы учащихся)
-вступление на должность
президента и руководителей органов государственной власти
- при открытии и закрытии
заседаний Совета Федерации и Государственной Думы
- во время церемоний встреч и
проводов глав или официальных представителей иностранных государств
-во время проведения воинских
ритуалов
-во время торжественных
мероприятий и праздников
Учитель:
-Ребята, наша большая Родина – Россия, а как называется наша
малая Родина? Да, Адыгея – это частица нашей великой Родины – России.Ребята,
мы с вами живем в одной из красивейших республик России. (слайд 8)
Ученик: Адыгея
моя!
Край любимый навеки,
Где поют даже камни
И нивы, и реки.
Где цветы на лугах,
словно
пламя цветут,
Где дороги широкие
К счастью
ведут.
(К.Жанэ)
Учитель:
-Ребята, как называется столица нашей республики?
-Правильно,столица нашей республики-Майкоп
Ученик:
Будь вечно молод, город наш Майкоп – столица славной Адыгеи!
Учитель:
-Ребята,назовите главу нашей республики? (Тхакушинов Асланчерий
Китович)
(слайд9)
Место рождения человека – это его малая Родина. Для многих из
нас – это Республика Адыгея. Адыгея тоже
имеет свои символы.
-А теперь, посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Ребята,
что вы знаете про флаг нашей
республики? Что означают символы на нем ?
(Ребята высказывают свои предположения).
. (слайд 10)
Учитель:
-Каков же
он - флаг Адыгеи ?
Ученик:
Адыгский
флаг-символ свободы,
Надежда
народа.его оплот,
Под флагом живет Адыгея моя,
Полна изобилием наша земля.
И пусть им гордятся адыги земли.
Мы к нашему флагу надеждой полны.
Учитель:
Зеленый
цвет флага республики Адыгея в современной трактовке - символ жизни, вечности.
12 золотых звезд соответствуют 12 основным племенам адыгского народа, а три
перекрещенные стрелы - единство, союз этих племен.
Флаг представляет собой поле
цвета густого аквамарина, на котором
расположены полукружьем 9
золотых звезд и три звезды по прямой линии
ниже этого полукружия. В
средней и нижней части флага расположены
три, направленные остриями
вверх перекрещенные стрелы.
Государственный флаг
Республики Адыгея имеет прямое отношение к
истории и культуре адыгского
народа.
-Посмотрите,пожалуйста, на следующий слайд 11
.
Что вы на нем видите? (Ответы). Вы правы, ребята, это герб нашей
республики. Что вы можете про
него рассказать? (Следуют ответы
учащихся).
(Пояснения учителя):
-В
постановлении Верховного Совета о гербе сказано, что он представляет собой
круг, сверху обрамленный ленточкой с надписью "Республика Адыгея" на
русском и адыгейском языках.
-Ребята,
посмотрите внимательно на герб. Как вы видите, в середине ленты большая звезда,
с боковых сторон - листья дуба, клена (слева), золотистые колосья пшеницы,
початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов "Российская
Федерация" - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол - анэ с
хлебом и солью. В середине круга - главный герой нартского эпоса Нарт Саусруко
на огненном летящем коне. На гербе в руке всадника - пылающий факел, богатырь
похитил его у богов для блага людей. И лучи от этого огня , как бы рассыпаются
по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует
полет молодой республики в будущее, к прогрессу. На переднем плане герба
расположен и традиционный адыгский стол с хлебом-солью: тем самым наряду с
мужеством подчеркивается другая главная черта народа - гостеприимство и
устойчивость жизненного уклада. Законченность гербу придает опоясывающая его
гирлянда, включающая в себя характерные для Адыгеи элементы богатой флоры:
колосья пшеницы, початки кукурузы, просо, листья клена, дуба . Они
характеризуют географические и природные особенности республики, что
расположена она на живописных северных склонах Кавказского хребта и долинах рек
Кубани и Лабы, и плодородной Прикубанской равнине, говорят о лесных
богатствах края. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда
, олицетворяет единение и братство многонационального населения Республики
Адыгея. В целом герб выражает желание связать прошлое, настоящее и будущее в их
единстве, историческом развитии. Эскиз герба был исполнен известным художником
Адыгеи, членом Союза художников Д. Меретуковым.
Ученик:
Вот герб адыгов, созданный веками,
В нем
отразилось всё –
Простор и
ширь полей,
И солнца луч
восходит над горами,
Чтоб обогреть теплом своих детей.
Ученик:
На герб внимательнее только посмотри.
Племён
двенадцать – звёздочек лучистых –
Живут в согласии, наперекор судьбе,
И смелый Нарт, огонь несущий людям,
Летит, как птица, к счастью и мечте.
Ученик:
Стол с хлебом–солью и колосья хлеба
Трудом народа созданы не зря –
Гостеприимством славятся адыги,
Их дом всегда открыт для вас, друзья!
Ученик:
Звезда сияет ярко – символ дружбы,
Ведь Адыгея – мирная земля.
Народов много. Счастливо и дружно
Живут на ней – мы все одна семья!
Гордимся мы землёй адыгской нашей,
Прекрасней нет на свете той земли!
Так скажет каждый, кто бывал здесь хоть однажды,
И это правда, что ни говори!
Учитель:
Герб Республики Адыгея, несущий
в себе глубочайший смысл, как нельзя точно отражает особенности и специфику
жизни горских народов.
-Знаете ли вы великого
адыгейского писателя Исхака Машбаша? А какие его произведения вы можете
назвать? А какие читали? А Умара Тхабисимова? А какие –нибудь его песни вы
слышали? (Ответы).
А какую
их совместную работу вы можете назвать? (Ответы). Верно, ребята, это гимн Республики Адыгея.Прошу
встать под гимн.(звучит запись гимна)(слайд12)
-Садитесь,пожалуйста.А
в каких торжественных случаях вам приходилось слушать гимны России и Адыгеи в
нашей школе? Правильно, ребята, на торжественных линейках Первого сентября и
25 мая на последнем звонке. При звуках гимна у многих начинает взволнованно
биться сердце. А какие чувства вы испытываете, когда звучит гимн? (Ответы).
(слайд
13)
Учитель:
История каждого народа как известно начинается с так называемой «малой родины».
Нашей «малой родиной» является Красногвардейский район Адыгеи, и все, что
связано с историей его не может не интересовать нас.Жители нашего района имеют
свой символ, свой герб.На гербе нашего района изображен ритон – сосуд в виде
рога, выполненный древнегреческим мастером. Он имеет форму крылатого коня, и
был найден при раскопках кургана в нашем с вами родном ауле Уляп. Историки и
археологи называют его по-разному. Например: Золотой Пегас или Крылатый конь.Ритон
символизирует древних предков адыгов-меотов. Он вписан в герб на зеленом фоне.
Зеленый цвет - цвет флага Адыгеи. Двенадцать звездочек, изображенных вверху
герба, символизируют двенадцать племен адыгов, живущих в республике.
Надпись
«Красногвардейский район» выполнена желтыми буквами на красном фоне. Красный
цвет отлично сочетается с желтым и зеленым. И чтобы не было никаких лишних
элементов, герб обведен каймой желтого цвета. Этот цвет символизирует золотую
вышивку древних адыгов.
Учитель:
В
заключение мне хотелось бы отметить, что все символы России и Адыгеи воплотили
в себе историю и традиции русского и адыгского народов, историю нашего
государства и нашей республики. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей
страны, своей республики. Государственные символы достались нам от предков.
Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
Ученик:
«Гимн Лиги Мира Республики Адыгея»
Светит ли
солнце,дует ли ветер (слайд 14)
Дождь
проливной или ветер с грозой.
Я
неразлучных вижу два друга:
Флаг наш
Российский и флаг наш родной.
Берег
левый,берег правый,а меж них река Лаба.
Адыгея и
Россия вместе будут на века!
(Дж.Чуяко)
Литература
1.
Алексеев
Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина –
Россия. – М.: Триада – фарм, 2002.
2.
Каменцева Е.
И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М.: Высшая школа, 1974.
3.
Романовский
В.К. Символы Российской государственности. – М.: Русское слово, 2002.
4. Государственные
символы Российской Федерации и Республики Адыгея.
Герб. Флаг. Гимн. –
Майкоп: Адыг. Издат, 2006. – 72 с
5. Закон Республики
Адыгея «О государственных символах Республики
Адыгея».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.