Главная / Классному руководителю / Классный час, посвященный кадетским традициям, накануне Дня защитника Отечества.

Классный час, посвященный кадетским традициям, накануне Дня защитника Отечества.

РЫЦАРСКАЯ АКАДЕМИЯ


Классный час, посвященный кадетским традициям,

накануне Дня защитника Отечества.


Цели: углубить знания воспитанниц о российской истории;

формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как

благородство, честь, долг, верность;

воспитывать уважение к Российской Армии;

пробуждать интерес к воинской службе.


Форма проведения: ток-шоу.

Время проведения: 40 минут.

Подготовительная работа: подготовка презентации, распределение роли среди воспитанниц: ведущий, военные историки (2), знатоки кадетских традиций (2).

Оформление: мультимедийная презентация, девизы кадетских корпусов, марш кадетов.

План

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Детство кадетства . Информационный блок (ведущий, 2 историка), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

  3. «Школа выживания». Информационный блок (2 знатока), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

  4. Кадетская символика. Информационный блок ( 2 историка), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

  5. «Честь имею!» О кадетских традициях. Информационный блок (ведущий, 2 знатока), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы, 2 историка).

  6. Заключительное слово классного руководителя. Презентация воспитанницы.

  7. Подведение итогов. Классный руководитель, воспитанницы.

(Рефлексия).



Классный руководитель. Все помнят, как популярен был не так давно сериал «Кадетство». Причина его популярности – в героях, которые покорили всех своим благородством, искренностью, надежностью. Эти 15-летние ребята проходили настоящую «школу выживания», и мы видим, что на них действительно можно положиться. Но больше всего покорил всех тот дух кадетского братства, который объединил и этих ребят, и их воспитателей. Не случайно после этого сериала так выросли конкурсы в суворовские училища, в кадетские корпуса. Но современные кадеты – это наследники русских кадетских традиций, которые идут еще с 18 века. Истоки этих традиций мы сегодня и проследим в ходе нашего классного часа «рыцарская академия».

Передаю слово ведущему ….


Ведущий. Традиции – это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Кадетские традиции складывались на протяжении 18-19 веков, в первых кадетских корпусах. Годятся ли они для современной молодежи? Это мы обсудим сегодня. Представляю наших военных историков (называет фамилии воспитанниц) и знатоков кадетских традиций (называет фамилии воспитанниц). Для начала – слово историкам, которые дадут краткую историческую справку о детстве кадетства.

Историк 1. Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных в военную службу, но еще не произведенных в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.

Историк 2. В России первые закрытые учебные заведения для кадетов появились при Петре 1. Навигационные, артиллерийские, инженерные школы, Морской корпус – это были учебные заведения интернатного типа, в которых готовились офицерские кадры для русской армии, а также чиновники для государственной службы. Но учебный процесс в этих заведениях был еще несовершенным, ученики часто совершали побеги, несмотря на жестокие наказания ( вплоть до смертной казни в Морском корпусе). Многие выпускники не хотели служить по получению специальности. Армия и флот испытывали нехватку профессиональных офицеров. Нужна была новая система организации военного образования, которая сделала бы военную службу престижной и привлекательной. Так появилась идея создания новых закрытых школ – кадетских корпусов.

Историк 1. В 1732 г. В России был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В 1800 году он был переименован в Первый кадетский корпус. Это престижное учебное заведение располагалось в роскошном дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге. В его стенах учились генерал Петр Александрович Румянцев, многие герои русско-турецких войн, победители Наполеона. Второй кадетский корпус был открыт ровно через 30 лет, в 1762 году. Тогда он назывался Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. В 1800 г его переименовали во Второй кадетский. В числе его выпускников был сам фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Он, кстати, впоследствии был руководителем Первого кадетского корпуса.

Историк 2. В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской кадетский корпус, который стал центром подготовки офицеров для российского флота. Среди выпускников – адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, отважные мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Блок обсуждения.

Ведущий. Какие современные кадетские школы вам известны?

( воспитанницы отвечают: нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, школы, училища и, конечно, называют наш Пансион воспитанниц МО, который тоже является кадетским корпусом).

В сентябре 2007 года, за год до открытия нашего Пансиона, в Москве прошел первый съезд кадетов России. На этом съезде было сказано, что сегодня в России уже более 100 учебных заведений кадетского типа. Информацию о том, где находятся эти учебные заведения, можно найти в Интернете. А теперь послушаем, что рассказывают сами кадеты о своей «школе выживания». Слово предоставляется знатокам кадетских традиций.


«Школа выживания».

Информационный блок.

Знаток 1. Учеба в кадетском корпусе была для первых кадетов настоящей школой выживания. Будущих воинов родители отдавали с 6, а то и 4 лет. На казарменном положении дети находились до 21 года. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на 15 лет и «даже во время отпуска их брать не будут».

Знаток 2. Воспитание и обучение кадетов строилось так, чтобы подготовить их к трудностям военной жизни. «Надо взрастить младенца, - сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость». Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный. Дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые занятия – 4. Температура в классных помещениях была не выше 15 градусов.

Знаток 1. Ежегодно весь корпус вывозился на 2 месяца в летний лагерь для отработки управления войсками и несения военной службы. Так что условия воспитания были далеко не тепличные. А на встречи с родителями оставались считанные дни!

Знаток 2. К каждому кадету учителя подходили индивидуально: на одного учителя приходилось 5-7 кадетов, а в обычных школах и училищах – 30-50. Да и учителей для кадетов подбирали особых – каждый мог служить примером для воспитанников.

Знаток 1. В распорядке дня отводилось время и для молитвы, и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение иностранных языков. Неудивительно, что Первый кадетский корпус дал так много послов и военных дипломатов.

Знаток 2. Телесные наказания кадетов не приветствовались. Но выбор наказаний был богатым. Послушайте список (читает СЛАЙД):

- выговоры при собраниях своих товарищей;

- штрафной стол (т.е. питание отдельно от товарищей);

- сажание под арест и на осла ( дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла было бесчестьем);

- лишение постели и подушек;

- одевание специальный штрафной китель черного цвета;

- прислуживание кадетам во время обеда;

ограничение в питании (хлеб и вода);

- заключение в кандалы.

Знаток 2 задает вопрос воспитанницам: Что из перечисленного предпочли бы вы? (Дать время воспитанницам на обсуждение, спросить ответы).

Знаток 1. Несколько раз в году кадеты сдавали экзамены, которые проходили публично в присутствии высших чинов военного ведомства. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями. А выпускники, отличившиеся в учебе, приобретали право на чин поручика, а также могли за казенный счет «отправляться в чужие края на три года».

Знаток 2. Выпускников не теряли из виду, следили за их воинскими успехами. Особенно это касалось георгиевских кавалеров. Имена выпускников, награжденных орденом святого Георгия, заносили на мемориальные доски. Были и специальные «черные доски», на которые заносились имена погибших в боях с кратким описанием их подвигов. Все это давало образцы для подражания, наполняло сердца кадетов гордостью за своих товарищей, за свое учебное заведение.

Блок обсуждения.

Ведущий. Да, учеба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – все это было нелегко, особенно для маленьких детей.

(Задает вопрос воспитанницам) .

Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих любимых крошек и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаться с детьми на долгие годы? Что вы думаете по этому поводу?

Примерные ответы:

- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.

- Бедность – многие учились за государственный счет.

- Раньше семьи были многодетные, детей не так опекали, как сейчас.

- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.

- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством.

- Многие дворяне-помещики жили в своих деревнях, не будут же они возить сыновей в город на учебу, а переехать в город всей семьей и жить там - это очень дорого. Поэтому такие интернаты были выходом из положения.

Ведущий задает вопрос.

Какие порядки в кадетских корпусах вам понравились, а какие показались чрезмерно суровыми? (Воспитанницы отвечают на вопрос).

Вновь задает вопрос воспитанницам.

А что же заставляло бедных детей терпеть все эти суровые условия кадетских корпусов? (Воспитанницы отвечают на вопрос).

Ведущий. А может быть, для этого были другие причины? Может быть, все дело в кадетской символике? Послушаем, что нам расскажут историки.


Кадетская символика. Информационный блок.

Историк 1. Кадеты – это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки. В кадетской форме отразилось национальное разнообразие России: у кадетов-казаков были шаровары с лампасами и шапки с красным шлыком, кадеты-горцы носили черкесские кафтаны, бешметы, мохнатые кавказские шапки. К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы надо заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодежи. На кадетов смотрели как на представителей будущей военной элиты.

Историк 2. В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были дороги воспитанникам, преподавателям, воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке. У каждого корпуса было свое знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.

Блок обсуждения.

Ведущий задает вопрос воспитанницам.

Может быть эти значки, жетоны, красивая форма, армейские элементы в одежде привлекали кадетов, помогали им переносить тяжести казарменной жизни?

Примерные ответы:

- Конечно, это имело большое значение: всем хотелось выделиться.

- Вряд ли, ведь кадеты не так часто выходили на люди, в основном они находились в корпусе или в лагере, где все были такими же, как они.

- Все эти символы и атрибуты объединяли кадетов в одну семью, в одно братство. С ним было жалко расставаться.

Ведущий. В нашем Пансионе тоже есть форма, эмблема учебного заведения, которую вы носите на красных жилетах и, возможно, это тоже помогает вам чувствовать себя одной семьей.



«Честь имею!» О кадетских традициях.

Информационный блок.

Ведущий. Жетоны, значки, знамена – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи – это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству. Даю слово знатокам.

Знаток 1. Самая главная традиция – Служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи раненными, не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй.

Знаток 2. Еще одна традиция кадетов – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.

Знаток 1. Обо всех кадетских корпусах можно сказать словами императрицы Екатерины Второй: «рассадники великих людей». Кадеты –это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция.

Кадетами были: (ПОКАЗ СЛАЙДА).

Полководцы – фельдмаршал П.Румянцев и генерал А.Брусилов; адмиралы –Ф.Ушаков и П.Нахимов; декабристы –П.Пестель и К.Рылеев; писатели –В.Даль и А.Куприн; поэты – Ф.Тютчев и С.Надсон; композиторы – Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов и А.Скрябин; художник В.Верещагин; ученый-биолог И.Сеченов… Много других талантливых людей России вышли из стен кадетских корпусов.

Знаток 2. Еще одна традиция – порядочность и честь. Поясню ее на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал-лейтенанту А.Татищеву. И хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорбленный Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызывало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.

Знаток 1. Чувство войскового товарищества – еще одна замечательная кадетская традиция. Приведу пример из истории второго кадетского корпуса. Учились на одном курсе силач Василий Костенецкий и отличник Алексей Аракчеев. Не раз доставалось отличнику за чрезмерное усердие от своего однокурсника. Но вот прошли годы. Силач Костенецкий стал храбрым офицером, проявил себя и в Бородинской битве, и в других лихих столкновениях. За это его неоднократно представляли к орденам святого Георгия, святой Анны, к награждению «Золотой шпагой». И все указы о награждениях терпеливо подписывал его бывший одноклассник Алексей Аракчеев, который стал военным министром и крупным военным чиновником. Ему и в голову не приходило предать кадетское товарищество и отомстить своему обидчику. Кстати, сам граф Аракчеев, который вошел в историю как жестокий царедворец, хранил светлые воспоминания о своем кадетском детстве. На пожертвования графа Аракчеева был учрежден Нижегородский кадетский корпус для детей бедных дворян Нижегородской и Тверской губерний, к которым когда-то принадлежал и сам граф Аракчеев. Все свое имущество после смерти Аракчеев завещал этому корпусу.

Знаток 2. Доброй традицией кадетов стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу. Об этом хорошо написал бывший кадет Федор Николаевич Глинка: «Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные…Многие из товарищей наших уже полковники и в крестах, но обхождение их со мною точно то же, какое было 10 лет назад, несмотря на то, что я только бедный поручик! Как сладко напоминать то время, когда между богатыми и бедными, между детьми знатных отцов и простых дворян не было никакой разницы, когда пища, науки и резвости были общими, когда, не имея понятия о жизни и свете, мы так сладостно мечтали о том и другом!.. Помнишь, как, повторяя слова Екатерины, что корпус кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что все до одного будем полезны Отечеству…»

Блок обсуждения.

Ведущий. Итак, главные традиции кадетов записаны на доске (читает со слайда):

- служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм;

- глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция;

- преданность кадетскому братству, порядочность и честь.

Ведущий задает вопрос воспитанницам:

Какую из этих традиций вы считаете главной?

Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными?

Ведущий. Нам удалось разыскать девизы некоторых кадетских корпусов – (читает со слайда):

- девиз второго кадетского корпуса: «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь –никому»;

- девиз Первого Московского кадетского корпуса: «Бойся Бога, чти царя, уважай власти, люби братии»;

- девиз Нижегородского кадетского корпуса: «Без лести предан».


Ведущий задает вопрос воспитанницам:

Как вы расшифровали каждый из этих девизов?


Примерные ответы воспитанниц:

- Из первого девиза выходит, что честь для офицера выше царя и Отечества.

- Второй девиз – это правила на все случаи жизни: как относиться к Богу, к царю и к товарищам. Бояться- только Бога, уважать только власти, почитать – только царя, а любить – только общество товарищей.

- Третий девиз можно понять так, что кадеты этого корпуса не любят громких разговоров о патриотизме и любви к Богу, Царю и Отечеству, они доказывают свою преданность делом.

Ведущий. Мне кажется, в этих девизах выражены главные традиции кадетов.

За прошедшее время в нашем Пансионе тоже появились традиции, которые не отражают пока наше нравственное воспитание , но которые его формируют. ( ЧИТАЕТ СО СЛАЙДА)

- Прием у Министра обороны РФ отличниц по итогам учебного года.

- Посвящение в воспитанницы Пансиона.

- Научно-практическая конференция.

- Предметные недели.

- День Победы.

- День защитника Отечества.

- День героев Отечества.

- Посещение госпиталей с концертами.

- Классные часы с ветеранами и участниками боевых действий.

- Совместное проведение мероприятий с суворовцами, курсантами.

- Парк ветеранов.

- Долина роз.

- Фестиваль детского творчества «Вдохновение».

-Пленэр.

-Выставки творческих работ.

- Творческая гостиная.

Музыкальная гостиная.

-День именинника.

-День здоровья – выезд на природу.

-Конкурсы опрятности и чистоты.

-КВН – переходящий кубок.


Ведущий.

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: Почему в современной России растет популярность кадетских корпусов?

Примерные ответы воспитанниц:

- Возросший уровень патриотизма, желание защитить Россию.

- Желание чего-то настоящего: трудностей, опасности, друзей и врагов.

- Это хорошая возможность избежать одиночества, на всю жизнь стать членом большой кадетской семьи.

- Получить хорошее образование.


Классный руководитель.

Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям – это свидетельство того, мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым. В нашей речи появились, казалось бы, исчезнувшие навсегда слова: Отечество, кадеты, господа, русский офицер. Мы начинаем понимать, что нельзя разрушать вековые традиции, которые способствуют нашему духовному развитию, терять то богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги.

Подведение итогов.

Классный руководитель.

Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали.


Литература.

Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. Спб., 1998.

Классный час, посвященный кадетским традициям, накануне Дня защитника Отечества.
  • Классному руководителю
Описание:

РЫЦАРСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Классный час, посвященный кадетским традициям,

накануне Дня защитника Отечества.

 

Цели: углубить знания воспитанниц о российской истории;

           формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как

           благородство, честь, долг, верность;

           воспитывать уважение к Российской Армии;

           пробуждать интерес к воинской службе.

 

Форма проведения: ток-шоу.

Время проведения: 40 минут.

Подготовительная работа: подготовка презентации,  распределение роли среди воспитанниц: ведущий, военные историки (2), знатоки кадетских традиций (2).

Оформление: мультимедийная презентация,  девизы кадетских корпусов, марш кадетов.

План

1.    Вступительное слово классного руководителя.

2.    Детство кадетства . Информационный блок (ведущий, 2 историка), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

3.    «Школа выживания». Информационный блок (2 знатока), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

4.    Кадетская символика. Информационный блок ( 2 историка), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы).

5.    «Честь имею!» О кадетских традициях. Информационный блок (ведущий, 2 знатока), блок обсуждения (ведущий, воспитанницы, 2 историка).

6.    Заключительное слово классного руководителя. Презентация воспитанницы.

7.    Подведение итогов. Классный руководитель, воспитанницы.

(Рефлексия).

 

 

 

Автор Елфимова Наталья Федоровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1476
Номер материала 48784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓