Методическая разработка классного часа в 5
классе
Тема:
«Здоровым
быть – в радости жить!»
Задачи:
-
формировать у школьников целостное представление о здоровом образе жизни;
-
способствовать профилактике вредных привычек у подростков;
-
развивать творческие способности учащихся, расширить их кругозор.
Цель:
приобщение школьников к здоровому образу жизни через профилактическую работу, воспитание
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование
и материалы: слайды, карточки с заданиями для групп, карточки с тестом.
Ход классного часа.
I.
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А теперь повернитесь к нашим
гостям и поприветствуйте их! Присаживайтесь.
II. Введение
в проблемную ситуацию.
1.
«Интересные факты».
-
Недавно я обнаружила очень интересные факты и хотела бы с вами поделиться,
думаю, вам тоже будет интересно. (на слайде 1)
Знаете
ли вы что … (факты о долгожителях)
-
А как называют людей, которые живут долго? (ответ – долгожители) К сожалению,
в мире таких случаев не так уж много. На сегодняшний день официально
зарегистрировано 5 долгожителей, возраст которых 115 лет, двое из них – жители
США и трое живут в Японии. Вопрос о том, как сохранить молодость, бодрость и
здоровье интересовал людей во все времена. Великие умы человечества хотели и до
сих пор хотят создать « эликсир долголетия», но пока разработать такое
чудодейственное средство не удалось никому.
-
Как вы думаете, что необходимо человеку, в первую очередь, чтобы прожить
долго? (ответ – крепкое здоровье) Учёными доказано, что сохранение здоровья и
работоспособности на долгие годы во многом зависит от самого человека. Так ли
это, попробуем выяснить и мы в ходе нашей сегодняшней беседы.
2.
Выбор, формулировка темы классного часа.
На
слайде 2 появляются пословицы и поговорки о здоровье:
Болен
– лечись, здоров – берегись.
Здоровым
быть – в радости жить!
Где
здоровье – там и красота.
Учащимся
предлагается прочитать, обсудить их и выбрать одну в качестве темы классного
часа с аргументацией.
III. Раскрытие
темы классного часа.
1.Дискуссия.
Учитель:
Мы все согласны, что здоровье – самое ценное в нашей жизни, его, как известно
не купить, а из чего складывается наше здоровье? Что нужно делать, чтобы
оставаться здоровым? Что вредит нашему здоровью? (ответы учащихся)
2.Комментирвание
модели ЗОЖ.
Слайд
3
отказ от вредных привычек
|
положительные эмоции
|
двигательная
активность
|
режим дня
|
правильное питание
|
гигиена
|
1
ученик: Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней
относится чистота тела и ежедневный уход за полостью рта. Немаловажное
значение также имеет выбор белья. Оно должно соответствовать климату, времени
года и роду занятий. После возвращения из школы ученическую форму необходимо
сменить на домашнюю одежду. Она должна быть удобной и лёгкой, это способствует
отдыху.
2
ученик: Не менее важно для здоровья правильное питание. Рацион школьника
должен содержать витамины, поэтому нужно больше есть овощей и фруктов. Соблюдая
режим питания, не следует переедать и «перекусывать» на ходу. И никаких чипсов,
газировки и жевательной резинки!
3
ученик: Соблюдение режима дня способствует плодотворной работе и полноценному
отдыху. Продолжительный глубокий сон в течение 8-9 часов заряжает бодростью,
поднимает настроение. Ложиться и вставать лучше в одно и тоже время, пред сном
проветривать комнату.
4
ученик: Двигательная активность – это путь к силе, выносливости, красоте.
Начнёшь утро с зарядки – значит за день успеешь сделать много хороших дел.
Несколько энергичных упражнений вовлекут в работу важные органы и системы
организма, укрепят мышцы. Давайте попробуем сделать это прямо сейчас!
(физминутка)
Мы
поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
5
ученик: Укреплению здоровья способствуют так же хорошее настроение и добрые
слова. Начинайте день с улыбки, с любимой музыки. Будьте приветливы, вежливы,
не стесняйтесь благодарить окружающих за хорошие дела, добрые слова и
положительные эмоции к вам обязательно вернутся.
Учитель:
Какие вредные привычки вы знаете? (слайд 4) Почему они считаются
вредными? (ответы детей)
6
ученик: Вредные привычки – это коварные враги, они доставляют удовольствие
человеку, но потихоньку отравляют ему жизнь, наносят огромный вред здоровью.
Вредные привычки могут совсем появиться в любом возрасте, они растут и меняются
вместе с нами. И что самое печальное - вредные привычки со временем молодеют,
ребята юного возраста попадают под их пагубное воздействие.
Учитель:
Давайте посмотрим, как это происходит.
3.
Сценка «Глупый Вова»
Вот мальчик Володя идёт по бульвару,
Он
юн и прекрасен, красавец он прямо.
Он
шествует, весело взгляды бросая,
И
вся его жизнь – дорога прямая …
2.
Но вот из школьного портфеля,
Украдкою,
таясь от всех,
Он
пиво достаёт «Емеля»
И
пачку сигарет.
1.
Не боясь, что юн годами
И
того, что ростом мал,
С
папироской меж зубами
Гордо
Вова наш шагал.
2.Он
потягивал спиртное
И
табачный дым вдыхал,
Но
от этого взрослее
Глупый
Вовочка не стал.
|
Вова:
Когда
я синий дым курю,
Вдыхая
глубоко,
Я
чувствую, что я горю,
Мне
это нелегко.
Я
чувствую, как жжет в груди,
Как
горько мне во рту,
И
кашель рвётся из груди,
И
тянет мокроту.
И в синем пламени горят мои дела, мечты.
Они,
сгорая, говорят:
«О,
что же сделал ты?»
Вы
спросите: зачем курю,
Коль
неприятно мне?
Но
курят все и я курю,
Сгорая
как в огне.
1.Бедный
Вова, глупый Вова,
Ты
не крут и не удал!
Повторим
мы снова, снова:
Береги
своё здоровье,
Пока
молод, пока мал!
|
Учитель: Ребята, почему люди курят? Почему начинают курить
подростки, а иногда даже младшие школьники? (ответы детей) Попробуем вместе
разобраться, почему табакокурение считают врагом человечества.
4.
Выступление в группах.
«Историки»
Колумб
Америку открыл,
Великий
был моряк.
Но
заодно он научил
Весь
мир курить табак.
От
трубки мира у костра,
Раскуренной
с вождём,
Привычка
вредная пошла
В
масштабе мировом.
·
В
результате неумеренного потребления табака распространились случаи отравления,
поэтому власти многих государств начали кампанию по борьбе с курением.
·
В
король Испании Филипп III издал
указ, ограничивающий выращивание табака.
·
В
Японии и Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, а при повторном
уличении в курении дело могло дойти и до смертной казни.
·
В
Италии папа Урбан VII отлучал
от церкви куривших и нюхавших табак.
·
В
Россию табак был завезён в начале 17 века и его потребление так же
преследовалось. Царь Михаил Романов приказал наказывать курильщиков палочными
ударами и плетьми, а при повторном уличении ссылали в отдалённые земли.
·
Сейчас
такие радикальные меры к курильщикам не применяются, но каждому стоит задуматься.
Прислушайтесь, о чём говорят «никотиновые» цифры.
«Статисты»
слайд
5
·
Никотин
– один из самых опасных ядов растительного происхождения.
·
При
табакокурении 50% вредных веществ отравляют воздух, 25% сгорают, а остальные 25
поглощает сам курильщик.
·
Уже
через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин проникает в кровь и в клетки
головного мозга.
·
В
день заядлый курильщик выкуривает 20 - 25 сигарет.
·
В
течение жизни около 20 000 сигарет или 160 килограммов табака.
·
Половина
курильщиков теряет 20 – 25 лет своей жизни.
«Эксперты»
·
Систематическое
поглощение никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
·
Если
подросток курит, у него появляются головные боли, головокружение, спазмы в
животе, затруднение при дыхании, перепады кровяного давления.
·
Пассивный
курильщик, находясь в накуренном помещении, в 2 раза больше поглощает вредных
веществ.
·
Живущие
в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают от бронхитов и пневмоний.
·
Никотин,
попадая в организм человека, проникает во все органы и системы, нарушая их
работу.
Учитель: «Кто курит табак – тот сам себе враг» -
гласит народная мудрость. Каждый сам решает, согласиться или отказаться от его
употребления. Я предлагаю небольшой тест, который поможет вам разобраться в
себе.
5. Тест «Легко ли тебе отказаться от
вредной привычки?» слайд 6
Прочитайте вопросы и выберите вариант ответа «да» или
«нет», затем суммируйте баллы.
1. Быстро ли тебя можно переубедить в чём-либо?
Да – 3 балла Нет- 1 балл
2. Когда ты занят своей работой, интересуешься ли работой
товарища?
Да – 3 балла Нет- 1 балл
3. Трудно ли тебе переключиться с одного урока на
другой?
Да – 2 балла Нет-4 балла
4. Всегда ли ты доводишь до конца начатое дело, если
предстоит другое, более интересное?
Да – 2 балла Нет-1 балл
5. Трудно ли тебе отказаться от привычки, которая не
по душе?
Да – 2 балла Нет-4 балла
6 Легко ли тебе перейти с одного дела на другое?
Да – 3 балла Нет-2 балла
7. Расстраиваешься ли ты, если приходится менять
планы?
Да – 2 балла Нет-4 балла
Результаты:
Слайд 7
От 21 балла и выше – вы быстро и легко
приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые
ситуации не вызывают неловкости. Круг ваших интересов достаточно широк. От
вредных привычек отказываетесь легко, если этого сами захотите.
От 13 до 20 баллов – в случае необходимости вы сумеете
отстоять свою точку зрения, но сможете признать и свою неправоту. В ваших силах
отказаться от вредных привычек.
От 13 баллов и ниже – вы не склонны менять свои
привычки и взгляды. Будьте осторожны! Ваши привычки могут быть далеко не такими
безобидными, как кажется.
Учитель: Довольны ли вы результатом теста? Для кого
результат оказался неожиданным? Не стоит расстраиваться, самое главное -
понимать насколько вредна та или иная привычка и вовремя сказать «нет». И
тогда не придется переживать о своём здоровье.
IV.
Подведение итогов беседы.
Работа в группах.
«Историки» - обсудить и разыграть ситуации, когда
нужно сказать «Нет», при этом никого не обидев.
Тебе предлагают попробовать сигарету.
Твой друг угощает тебя чипсами и кока-колой.
«Статисты» -составить коллаж на тему «Здоровью – да!»
«Эксперты» - восстановить поговорки о здоровье. Слайд
8
1.Много ходить -
|
не оставайтесь ни на мгновение.
|
2. Не шаркай ногами, ходи с
|
найди себе по душе увлечение.
|
3. Хороший, качественный сон -
|
поднятыми, расправленными плечами.
|
4. Спите в прохладной комнате,
|
от всех болезней заслон.
|
5. В прокуренном помещении
|
об этом твёрдо помните.
|
6. Не плыви пассивно по течению,
|
а лучше песни распевать!
|
7. Не хныкать, не стонать,
|
в хорошей форме быть.
|
Учитель: Каждый из нас – маленькая частичка огромного
мира. И если мы считаем свой организм частью природы, то не должны допускать
небрежного отношения к нему. От того, насколько будет здоров каждый из нас,
зависит насколько интересной, долгой и радостной будет наша жизнь на нашей
планете. И ничто не сближает людей так, как хорошая песня. (звучит песня)
V.Рефлексия.
Учитель: - Понравился ли вам классный час?
- Что особенно запомнилось?
- О чём сегодняшняя беседа заставила задуматься?
Тебе предлагают попробовать сигарету.
|
Твой одноклассник угощает тебя чипсами и
кока- колой.
|
|
|
ПИВО
«ЕМЕЛЯ»
|
Самоанализ классного часа.
Классный час на тему «Здоровым быть – в радости жить
проводился в 5 г классе. В классе обучается 26 человек
с разным уровнем учебных способностей, навыков и умений.
Классный час является обобщающим, так как в течение
учебного года была проведена серия классных часов по формированию ЗОЖ, подробно были рассмотрены такие темы: «Мой режим дня», «Правильное питание»,
«Я и компьютер», «Гигиена», «Профилактика заболевания гриппом»,«Профилактика
заболевания туберкулёзом», «Осторожно, клещи!».
Цель данного классного часа: формирование целостного
представления о ЗОЖ, воспитание внимательного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих через профилактику вредных привычек. В ходе сегодняшней
беседы мы подводим итог всей проделанной работе за год. Особое внимание уделено профилактике вредных привычек, а именно –
табакокурению, поскольку на сегодняшний день эта очень актуальная проблема в
школе.
Выбранные
формы и методы взаимодействия, последовательность этапов занятия обусловлены
поставленными задачами и направлены на достижения цели.
Основным методом работы является проблемно-
диалогическое взаимодействие. Этот метод помог
заинтересовать детей, настроить на диалог, применить полученный опыт в
конкретной ситуации.
В начале беседы использован метод «Мозгового штурма» -
интересный факт о долгожителях, постановка темы так же вводилась через проблемную
ситуацию – выбор формулировки темы самими учащимися. Раскрытие темы классного
часа проходило через дискуссию , комментарий модели ЗОЖ способствовало
формированию представления о составляющих здоровья человека.
Основная форма работы – групповая, оптимальная форма для проведения открытого мероприятия, создаёт
условия для речевого взаимодействия, помогла снять напряжение, вовлечь в
работу всех участников. Каждая группа готовила задание по одному из
направлений:»Историки» сообщили о возникновении табакокурения и о мерах
наказания, «Статисты» проанализировали данные о курении, «Эксперты» изучали как
никотин воздействует на организм человека.
Подведение итога беседы проходило так же через выполнение
задания в группе и дало возможность проявить творчество, применить знания о
ЗОЖ в конкретной ситуации. 1 задание формировало умение отстаивать свою точку
зрения, 2 задание – коллаж, как форма наглядной агитации, 3 задание
(восстановление поговорок) направлено на расширение кругозора, пополнение
словаря учащихся.
Небольшой тест направлен на самопознание, позволяет
задуматься, насколько каждый подвержен влиянию вредных привычек.
Элемент драматизации не только оживил беседу, но и послужил
наглядным примером пагубного влияния табакокурения на организм подростка.
Применение информационно- коммуникативных технологий
заключалось в использовании Интернет-ресурсов в качестве дополнительного
источника информации, и мульмедийной поддержки как технического средства.
Использованное согласно требованиям к презентации мультимедиа не отвлекало от
главной деятельности – речевого взаимодействия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.