Главная / Иностранные языки / классный час по теме "Биржа труда-рынок профессий"

классный час по теме "Биржа труда-рынок профессий"

Министерство образования Российской федерации

МОУ Новочарская средняя образовательная школа № 2







РЕФЕРАТ

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА







Работу выполнила:

Учитель англ.,языка

Новочарской средней

Школы №2

Воложанина Е.Н.



2010 год

Содержание


Введение

Глава Ӏ

    1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы;

    2. Пути повышения мотивации при обучении иностранному языку;

    3. Актуальность использования метода проектов на уроках английского языка;

    4. Роль мотивации в обучении иностранному языку.

    5. Технология выполнения проектов при обучении английскому языку. Результативность по предмету.

Глава ӀӀ

2.1. Использование проектной деятельности для повышения мотивации и эффективности его использования;

Заключение



Библиография



Приложение














Введение

Система образования претерпевает серьёзные изменения. Пересматривается отношение к ребёнку: из объекта он становится субъектом, учитель из контролёра переходит в статус координатора или консультанта. Увеличивается доля самостоятельности учащегося по отношению к процессу обучения. Учителю необходимо помнить, что продукт его труда - развитая, самостоятельная, успешная личность, а для этого надо создать ситуацию успеха. Очень часто наблюдается в школе картина, когда ребёнок, окончив школу, остаётся неуверенным в себе, стараясь действовать в рамках своих возможностей, то есть он не научился преодолевать трудности и свою неуверенность, такой человек остаётся не реализованным в жизни. Между тем, у ребёнка, как у каждого человека, есть потребности в самореализации. Для этого нужно создать условия, эмоциональную поддержку ребёнку, чтобы он мог найти в себе реальные возможности и, опираясь на них, выйти из сложной ситуации. Именно этот шаг необходим ему, чтобы обнаружить в себе уже имеющиеся возможности. На выходе из проблемной ситуации, после совершенных им самостоятельных действий, ребёнок имеет опыт нового самоощущения: « я могу быть таким же успешным, как и другие» , «все видели, что я справился с заданием».

Вывод: таким образом, на современном этапе психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса актуальной становится задача обеспечения активизации познавательной деятельности учащихся, создание психологического комфорта, индивидуальный подход к решению проблемных ситуаций.







Глава Ӏ

    1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы

Общеизвестно, что основным требованием к владению иностранным языком на каждом этапе было и остается способность учащегося осуществить коммуникативный акт, коммуникативную задачу.

Свою главную задачу как учитель английского языка, я всегда видела в том, чтобы не только научить детей общаться на английском языке, но и способствовать формированию разносторонне развитой личности. Применение активных методов обучения способствует развитию творческой активности личности, стремлению регулировать своё поведение, влиять на других.

Данная технология более приемлема в среднем звене школы, а это подростковый возраст. Что касается подросткового возраста, здесь, по мнению, российских психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, ведущей деятельностью является межличностностное общение учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте (13-14 лет) у школьников появляется стремление к общению с ребятами вне класса, к участию в происходящих в школе событий, тяга к поиску, исследованию. У них развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому очень важно обращать внимание приданию процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формировать проблемы, вырабатывать способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. К сожалению, в возрасте 13-14 лет учащиеся не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне урока, зачастую теряют интерес к изучению иностранного языка. Метод проектов, несомненно, это один из самых активных методов обучения иностранному языку. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы – «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу знания применить».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Именно в самостоятельной работе учащегося, более всего проявляется мотивация, целенаправленность, самоорганизованность, самоконтроль, и другие личностные качества учащегося. Самостоятельная работа учащегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Для самого учащегося самостоятельная работа должна быть осознана, как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Обучение иностранному языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. При переходе в среднюю школу у детей существенно расширился кругозор, сформированы элементарные коммуникативные умения в 4-х видах речевой деятельности. К началу обучения в старшей школе у учащихся проявляется стремление к самостоятельности и формируется избирательный познавательный интерес. В средней школ е развиваются принципы индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование современных методов и технологий обучения иностранного языка.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научиться анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, то ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни и, возможно его опыт и знание помогут правильно выбрать будущую профессию.





    1. Пути повышения мотивации

при обучении иностранному языку

Наше общество остро нуждается в людях, способных самостоятельно решать возникшие перед ним общественные, научные, производственные и личностные проблемы. Роль учителя занимает одно из самых ответственных мест в воспитании, формировании подрастающего поколения. Естественно, что каждый учитель ищет способ воспитания и развития детей при помощи своего предмета в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Учитель иностранного языка имеет в этом плане очень большие возможности. Предмет ин. яз открывает перед человеком широкую перспективу знакомства с культурой других народов, а это в свою очередь, предполагает бережное отношение к культуре нашей страны, к русскому языку. Сравнивая его с изучаемым языком, сопоставляя, их друг с другом и приводит к осознанию того факта, что язык- это средство достижения взаимопонимания и контакта между людьми. Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Чтобы обеспечить работоспособность ученика, нужна мотивация. Что может повысить уровень мотивации? Прежде всего, это постоянно поддерживаемый интерес к процессу овладения языком и его результативность.

Содержание обучению ин. яз должно отличаться мотивационно-побудительной информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью и языковой доступностью.

Воспитание и развитие ученика находят своё выражение в том, что курс иностранного языка способствует формированию всех сторон его личности, а также развитию его психических процессов: мышление, памяти, воображения, восприятия чувственно-эмоциональной сферы. Развитие личности школьника в значительной мере определяется характером работы над языковым и речевым материалом. Очень важно, чтобы учащиеся, на каждом этапе работы с иностранным языком, проявляли познавательную активность, умели делать выводы, обобщения и были способны формировать мысли на родном и иностранном языке.

Процесс обучения иностранного языка должен иметь личностно-ориентированную направленность, т.е в центре системы обучения находится ученик: его интересы, мотивы, потребности. Нужно создать особые условия для развития и реализации индивидуальных особенностей, способностей каждого учащегося. Также важно учитывать то, что общение невозможно без взаимодействия участвующих в нём личностей. Необходимо рассматривать в качестве совместной деятельности не только личность, но и коллектив. Вот почему эффективность современного процесса обучения иностранного языка определяется умением учителя объединять школьников в коллектив посредством личностной и общественно значимой и интересной для учителя и учеников деятельности общения, понимать психологию коллектива учащихся, организовывать парную и групповую формы работы.

Российские и зарубежные исследователи в области обучения ИЯ подчеркивают, что важность профессиональной языковой компетенции учителя, особенности учебного предмета и индивидуальность особенностей учащихся, а в частности, их мотивации (потребность, интерес, мотив) эквивалентны. Процесс обучения слагается из 3-х равных по значимости компонентов: a)преподаватель и его мастерство б) ученик и его стремление в) предмет, усвоение которого надо обеспечить. Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку, как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей владения им. В то же время, во многом он существенно отличается и от любого другого школьного предмета.

Овладение иностранного языка отличается от овладения родным:

1 Направлением пути овладения (по Л.С. Выгодскому «Путь овладения родным « снизу-вверх», а иностранным «сверху-вниз»);

2 Плотность общения: (Плотность общения на родном языке несравнимо выше, чем на иностранном, а общение на нём зависит от количества часов занятий);

3 Совокупность реализуемых им функций: («овладение родным языком – это стихийный процесс, человек овладевает им в процессе «присвоения» общественного опыта, а иностранный язык служит орудием учебно-познавательной потребности»).

Иностранный язык является одновременно и целью и средством обучения, в отличие от других учебных предметов. Продуктивность учебной деятельности зависит от мотивации. Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Примечательно то, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками, петь песни, читать и узнавать о других странах, при путешествии активно им пользоваться. Многие ребята усматривают в его изучении что-то «приключенческое», проникновение в другой мир и даёт возможность перевоплощаться. Но начинается процесс обучения, который предполагает накопление материала и упорную работу и у многих учащихся меняется отношение к предмету и наступает разочарование. Следовательно – снижение мотивации. К концу 20 века мотивация к изучению иностранного языка стала активно возрастать т.к у людей появилась возможность беспрепятственно выезжать в другие страны. Поэтому интерес к иностранному языку, как к учебному предмету, возрос до такого уровня, какого у него ещё не было. Несмотря на достаточно высокую мотивацию к изучению языка, однако, по прежнему существует недостаток активной устной практики, в расчёте на каждого ученика подгруппы или класса. Отсутствует необходимая индивидуализация и дифференциация, ведь в основном учебник рассчитан на «среднего» ученика, однако это можно компенсировать за счёт разработанных в методике технологий и методов подходов обучения, которые прорабатываются для того, чтобы реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка. Существует разнообразие педагогических технологий. Каждый учебный предмет имеет свою особенность использования разных методов и технологий в обучении. Известно, что каждый урок, и каждый из его элементов имеют свой содержательный и методические и психологические аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приёмов, которые связаны с функционированием психологических процессов, т.е. с восприятием, запоминанием и мышлением в речевой деятельности учащегося.

    1. Актуальность использования метода проектов на уроках английского языка.

Впервые, я услышала о методе проекта и его использовании на уроках иностранного языка на курсах повышения квалификации в 2002 г. Наш руководитель Серебрякова В.А рассказала о сути этой технологии. Она порекомендовала прочитать статьи под редакцией Полат Е.С. Мне понравилось то, что проект – это совокупность проблемных, исследовательских и поисковых методов, которые сориентированы на реальный практический результат.

Согласно Е.С.Полат метод обучения в сотрудничестве, разноуровневое обучение и метод проектов относят к личностно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку. Проект предполагает разработку идеи, замысла, детального плана того или иного практического продукта. Говоря об использовании метода проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен быть оформлен. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Учащийся должен знать, где и как сможет применить свои знания на практике.

.Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учётом специфики предмета? Одна из основных целей обучения иностранному языку - коммуникативная компетенция, а она, в свою очередь может быть сформирована на основе лингвистической компетенции.

-Чтобы сформировать лингвистическую компетенцию, необходима активная устная практика для каждого ученика.

-Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию нужно предоставить учащимся возможность мыслить и решать какие-то проблемы и рассуждать над путями решения этих проблем.

-Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство меж культурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и нужно искать способы включения их в активный диалог культур».

Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении ин. яз, как в нашей стране, так и за рубежом. Учителя - предметники активно используют метод проектов на своих уроках, поэтому и был определён выбор темы реферата.

Так, если всеми другими предметами учащиеся овладевают посредством языка, как инструментом, орудием, то при овладении самим языком возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одним из более лёгких средств и способов для расширения с их помощью освоения более сложных задач. Учителю необходимо распределять учебный материал, решать вопрос учёта языковых трудностей, интерференции родного языка.

Наши российские психологи Выгодский Л.С. Леонтьев А.А писали, что «… ведущей деятельностью в подростковом возрасте является « меж личностное общение» учащихся, « общественно значимая для ребёнка деятельность». В этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с одноклассниками вне класса, тяга к поиску, исследованию и самореализации». [ ]

Проект, как известно, представляет собой самостоятельную, планируемую и реализуемую учащимися работу, в которой речевое общение ограничено. Ребёнок раскрывает свой творческий потенциал, проявляет исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Тема проекта не должна навязываться ученикам, инициатива должна исходить от них. У учителя новая роль, он не контролёр, а координатор, консультант. Он должен уметь вызывать интерес к поставленной проблеме.

    1. Роль мотивации в обучении иностранному языку.

Работа над проектом, если она умело, организована, повышает мотивацию обучению иностранному языку и позволяет ученикам выйти за рамки академических школьных будней. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. У учителя это тем лучше получится, тем в большей мере ему удаётся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. При овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный язык предстаёт как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком, совершенным и всеобъемлющим средством общения. Поэтому, как это ни парадоксально, если делать ставку только на естественную коммуникацию на иностранном языке, вряд ли удастся сохранить мотивацию и добиться успеха. Важно, следовательно, отдавать себе отчёт в том, что коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, и это сближает её со сценической коммуникацией. Отсюда обращение к воображению учащихся, к фантазии, к игре является органичным компонентом эффективного обучения на иностранном языке. Учителю, как обучающей стороне, следует постоянно побуждать учеников к перевоплощению в «типичные характеры», проводя их через разнообразные «типичные обстоятельства». Пропуская «через себя» выполняет главную роль в отношении к предмету учения, А.Н.Леонтьев считал, что «…решающе важно то, что, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно для него частью действительной жизни или только внешним, навязанным извне условием её» [ ]. И дальше: «…чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» учение, а прожить его. Нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося» [ ]. Каждый учитель имел возможность убедиться в том, что как оживает урок, когда его содержание становятся факты и события, касающиеся самих учащихся.

Фактически почти любую тему можно сделать личностно значимой. Для этого учитель должен хорошо представлять себе, чем живут его учащиеся, каковы их хобби, вкусы, ценностные ориентации. В.П.Кузовлев разработал способ составления методической характеристики класса, который позволяет оперативно и полно выявить все стороны личности каждого отдельного ученика. События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, Ещё один момент организации, способствующий сохранению коммуникативной мотивации,- это адекватное использование коллективных форм работы на уроке, показав учащимся, что они учатся не для школы, для жизни, и это, несомненно, поддержит коммуникативную мотивацию. Они могут придать свежесть любой теме, на любом этапе. При подготовке познавательного материала для занятий, нужно соблюдать равновесие между новой и известной информацией. Этого можно достигнуть: путём сообщения нового об известном, и путём актуализации межпредметных связей. Во втором случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Коллективные формы вполне применимы в школе, так как они, с одной стороны, соответствуют условиям обучения иностранному языку в классе (группе), т.е в коллективе, с другой стороны- отвечают самой сути языка как средства общения, предполагающего наличие партнеров. Важно только точно сочетать их с конкретными задачами учения, общения. У. М. Риверс пишет по этому поводу: «Разумеется, нельзя просто разбить учащихся на пары или группы и приказать им общаться на иностранном языке: необходимо создать мотивы для этого общения...». Это значит, что, используя разные режимы работы, распределяя учащихся на «двойки», «тройки», «четвёрки» и т.д., учитель должен руководствоваться нуждами ситуации, доминирующим же моментом является содержание. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально- пассивного восприятия его получить нельзя. Отсюда лозунг: «Учить учиться», т.е « …включить ученика в самостоятельную учебную деятельность, поставить его в позицию субъекта этой деятельности, направить и организовать эту деятельность таким образом, чтобы ученик приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного учебного материала».Необходимо вооружить учащихся определёнными приёмами овладения иностранным языком, рациональный смысл, которых был бы очевиден и импонировал им. Учащимся следует в большей мере ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им оптимальный путь к этому. Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей. В учебном процессе по иностранному языку важно стимулировать непосредственный интерес к языку как таковому. С этой целью следует придать работе над языком характер поисковой, по-школьному исследовательской деятельности, в результате которой у учащихся разовьётся филологическая зоркость, умение видеть за бесстрастным языковым знаком значение и смысл.

    1. Технология выполнения проектов при

обучении английскому языку. Результативность по предмету.

Проектная деятельность учащихся – есть инструмент в процессе повышения мотивации обучения иностранному языку. Метод проектов даёт возможность учащимся работать неординарно, исследовать, перевоплощаться. Работа над проектом не ограничивается рамками урока, учащиеся встречаются и после уроков. Учитель не в обычной роли контролёра, а как координатор или консультант. Ученикам предоставляется возможность формулировать тему самостоятельно, если по каким – либо причинам не нравится предложенная тема.

Рассмотрим на примере проекта группы учащихся 8 класса.

Тема: Unit 1 «MY COUNTRY AT A GLANCE» включает несколько подтем, одна из них «Do you like travelling?».

Ситуация: ваш класс принимает у себя группу английских школьников. Расскажите зарубежным сверстникам о своей стране, её символах, ассоциациях, связанных с Россией, населении, достопримечательностях столицы нашей Родины. Тип проекта определяется, как практико-ориентированный, краткосрочный, творческий, но он предусматривает использование исследовательского метода, т. к понадобится историческая и географическая информация.. В результате учащиеся готовят презентацию по этой теме.

1.этап: На первом уроке темы «DO YOU LIKE TO GO TO BRITAIN?» я предложила данную ситуацию и ввожу новую лексику по теме « Почему люди путешествуют?». Вводится лексика 2-х. видов - активная и пассивная.(to expand outlook/ to get knowledge/to learn English/to travel by plane/by train/by ship/on foot/I would like to travel by…)

2.этап: даётся задание разбиться на группы по желанию и найти информацию о символах Британии и России и ассоциации, которые возникают при слове Россия, обоснование своих ассоциаций. Обязательно на уроках проходит аудирование, для которого подбирается информация страноведческого характера.

3.этап: На этом этапе группы представляют материал о символах нашей страны и Британии, а учитель обеспечивает информацией о языковом и численном составе нашей страны и Британии в текстах на аудировании.

4.этап: на данном этапе учащиеся подбирают сведения о географическом положении нашей страны и готовят сообщения о Москве и её достопримечательностях, подбирая иллюстрации.

5.этап: заключительный этап. Каждая группа защищает проект. Роль учителя анализировать высказывания учащихся, которые оппонируют авторам проекта. ( В УМК Кузовлева В.П. и др. предложен проект по теме «MY COUNTRY AT A GLANCE» и выполнен учащимися 8 класса, смотреть в приложении).

Проект по теме « Социально обеспеченное государство – благополучно ли оно?» 11 класс.

Тема: Unit 5 «Does Social Welfare Fair?» Проблема может быть обозначена так: на встрече с представителями системы социальной системы нашей страны с представителями национальной системы здравоохранения Британии обсуждаются проблемы в работе данных систем, виды льгот и категории граждан, обладающие этими льготами. Тип проекта – Роле-игровой с элементами исследовательского и межпредметного проектов, он предусматривает применение определенных знаний из области обществоведения и истории. Цель проекта - изучение системы социального обеспечения в России, в сравнении некоторых пунктов работы данной системы с Британией и США, поиск информации о разнообразии льгот в нашей стране, какие категории граждан имеют право на льготы и какие органы обеспечивают выплаты льгот. Учащиеся должны обратить внимание на то, как в обществе решаются проблемы социального характера. Проект средней продолжительности в результате ученики готовят и проводят конференцию.

Проект предусматривает 4 этапа:

1.этап: организационный. На этом этапе учащиеся должны найти информацию о том, какие разновидности льгот существуют в нашей стране и какие граждане имеют право на эти льготы. За этой информацией они обращались к работникам социально-пенсионной службы. Ученики выдвигают гипотезы отражающие причины такого положения пенсионеров в нашей стране.

2. этап: Сравнительный анализ на основе материала о системе соц. обеспечения в Британии и США.

3. этап: Участники проекта непосредственно прорабатывали собранный материал, сопоставляя данные о системе соц. обеспечения в США и Британии.

4. этап: на основе собранного материала составляется доклад или эссе (приложение проект учащихся 11класса «SOCIAL WELFARE STATE»)

Следующий тип проекта – информационный проект.

Тема: Unit 1,2,3 «Do you like your school?». Он изначально направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении. В 7 классе темой проекта стала «Моя школа» («My School»).Ситуация: группа школьников приехала в вашу школу. Представьте свою школу, опишите её, прорекламируйте кружки, расскажите о расписании уроков вашего класса. Работу над проектом распределили на 5 этапов.

1. этап: знакомство с лексикой и беседа о любимых предметах, кружках, учителях на основе знакомых слов и фраз.

2.этап: знакомство с системой занятий в Британии, сравнивая расписание уроков в нашей и их стране. Составление расписания уроков школы, в которую ты хотел бы ходить.

3.этап: беседа с учащимися о внеурочной деятельности, кружках, клубах по интересам, которые они посещают. Как бы ты привлёк внимание к кружку, который тебе нравится. (Оформление рекламы своего кружка)

4.этап: правила поведения для учащихся и учителей в твоей школе.

5.этап: мини эссе на тему « Моя школа» или « Школа, в которой я хочу учиться». (Приложение проект ученицы 7 класса «My school»). Проект долгосрочный.

На современном этапе развития общества рождается требовательное и развитое поколение. Им недостаточны знания, как передача опыта. Современным детям, с их пытливым умом и ранним приобщением к техническому прогрессу, необходимы знания, которые они добудут самостоятельно. Я считаю, что это огромное поле деятельности, как для педагога, так и для ребенка. Одним из наиболее перспективных направлений остаётся всемерное развитие творческого потенциала личности. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, стало очевидно, что современное образование – это непрерывный процесс. Это значит смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Поэтому, при защите своих проектов, учащиеся с удовольствием показывают презентации. Эффективность использования метода проектов в практике при обучении иностранному языку достаточно высока, если применять их систематически. Эффективность характеризуется несколькими факторами:

Фактор ясности цели – учащиеся ощущают реальность цели. Обучение иностранному языку, они понимают, что иностранный язык, в данном случае английский, может стать средством реального общения.

Фактор результативности – ввиду того, что речевые ситуации легко обозримы, как учебные шаги единой программы, то достаточно ощутимые результаты повышают мотивацию.

Фактор общения – при работе с ситуациями, учебная деятельность школьников направлена на реальное взаимодействие между участниками проекта, а общение всегда эмоционально провоцирует интеллектуальную активность.

Если просмотреть данные за последние 3 года, то можно проследить повышение качества по предмету:


Результативность обученности по предмету

Года

количество учащихся

качество

2006/2007

203

62

2007/2008

200

63%

2008/2009

164

65%

2009/2010

171

65.5%



Число учащихся, выбравших английский язык в качестве экзамена, увеличилось:

2006/2007 не сдавали

2007/2008 сдавало 2 ученика

2008/2009 сдавало 12 учеников

2009/2010 сдавало 9 учеников

Итоги районной олимпиады по английскому языку:

2007\2008 участвовало 3 ученика;1место - 3

2008\2009 участвовало 4 ученика;1место -2;2место -1;3место -1

2009\2010 участвовало 3 ученика;1место -2; 3 место - 1































Глава ӀӀ

2.1. Использование проектной деятельности для повышения мотивации и эффективности его использования

Мотивация – это совокупность самых различных побудителей (потребности, мотивов, желании, интересов и т.д.). Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого – либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. В работе «Формирование интереса к учению у школьников» А.К. Маркова специально подчёркивает эту мысль: «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьников, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Первым условием формирования мотивации является правильная организация учебной деятельности. Исследования учебной мотивации школьников показывают недостаточный уровень её стихийной сформированности, принципиальную возможность её целенаправленного развития (учитывающего особенности возраста), с преимущественной ориентацией учащихся на способы выполнения деятельности, но не на результат. Каждый, но он, к сожалению, не всегда учитель иностранного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. Часто он сталкивается с тем, что ученики не видя необходимости в изучении данного предмета, не представляя себе, возможные сферы его применения, спрашивают о том, нужен ли иностранный язык. Чтобы не возникло таких вопросов, необходимо построить обучение таким образом, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало, во-первых, сам учебный процесс, т.е, упражнения, тексты для чтения и аудирования…,во-вторых, являлось составной частью внеучебной работы через различного рода внеклассной деятельности; и, что самое главное, в том и другом случае нужно использовать профессиональные намерения учащихся. Если рассматривать проектную деятельность учащихся, как способ или инструмент создания ситуации мотивации, то очевидно, что в основе проекта лежит какая-либо проблема, а в конце должен быть результат. Следовательно недостаточно времени на уроке, т.е работа над проектом не может быть ограничена уроком, а наоборот, большее взаимодействие предполагается после уроков. Дети, создавая проект, представляют себе возможности его применения. Работа над проектом даёт возможность раскрыться не только сильным ученикам, но и тем, у которых «западает» иностранный язык. В проекте, предполагается деятельность несколько учащихся. Создаётся группа участников проекта, в которую войдут и слабые и сильные ученики. Они самостоятельно распределят функции, которые будут по силам каждому. Здесь ещё психологический момент, когда дети сами распределяются по группам, они не могут не выполнить задание, которое он сам выбрал. Учитель должен оценивать проектную деятельность только позитивно, если есть какие- либо недоработки, лучше дать возможность доделать или переделать заново. Проект – это творчество учащегося, следовательно, необходимо создать эмоциональную поддержку ребёнка это необходимо, чтобы обнаружить в себе имеющиеся реальные возможности. Если в школе часто проводятся мероприятия по иностранному языку, отношение к предмету совершенно иное, так, как подготовка подобных мероприятий требует творческого подхода и для учителя это своеобразный творческий простор. Сегодня уже не является чем-то новым применение ИКТ в обучении иностранным языкам. Активное применение компьютеров в процессе обучения языкам в значительной мере способствует оптимизации управления содержанием и самим процессом обучения. Возможность провести защиту проекта в виде презентации, который тоже добавляет бонусы данному методу. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные игры, которые вызывают дух азарта, соперничества и соревновательности. Это так называемая инструментальная мотивация, которая, так или иначе, повышает мотивацию обучения иностранному языку. Она вытекает из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. При защите проектов оппонирующая сторона задаёт вопросы своим соперникам и пытается найти слабые стороны в их проектах. (Например,11класс, учебник КузовлеваВ.П. тема «Изобретения, которые потрясли мир» составить проект по теме «Изобретение, которого ещё нет»). Перед учителем- воспитателем стоит сложнейшая задача определения не только мотива, но и учёта всей структуры мотивационной сферы ученика в общей структуре его учебной деятельности. Согласно Апельту В.,- одному из исследователей учебной мотивации, существуют следующие виды мотивации: социальные, познавательные, коммуникативные, мотивы, созданные родителями и учителями по отношению к учению. Нельзя исключать интерес, как следствие или одно из проявлений процесса мотивационной сферы. Интерес может быть планирующим, результативным и учебно-познавательным. Интерес связан с мотивационной ориентацией, которая подразделяются на мотивационную ориентацию на процесс, на результат и на «избегание неприятностей». Тесно связаны с успеваемостью, оказались ориентации на процесс и на результат. Проект – это результат, то есть изначально, чтобы работать над проектом, нужно иметь замысел, идею и проблему. С самого начала работы над проектом и до окончания, нужно иметь представление о конечном результате и его применении, следовательно - это и есть ориентация на процесс и результат. Здесь нужно помнить о возрастной психологии, учащиеся старших классов ориентируются на процесс и результат деятельности, а среднее звено ориентируются на способ выполнения, что касается учащихся младших классов, они ориентируются на оценку. По своему содержанию, оформлению, по способу получения информации проекты отличаются друг от друга. Проекты, созданные учащимися старших классов затрагивают серьёзные темы, для их подготовки и оформления требуется больше времени, по своему содержанию они более насыщенные. КАКИЕ? (Смотреть в практической части). Проекты учащихся младших классов по объёму небольшие, язык простой, содержательный материал можно найти в учебнике. (Смотреть проекты младших классов в практической части)

Глава 3. Из опыта работы























Заключение

Цель работы заключалась в раскрытии проблемы повышения мотивации при помощи проектной деятельности. Изучение иностранного языка вне среды, где на нём говорят, требует использование представлений и воображения учащихся, что делает возможным наряду с реальными ситуациями использование воображаемых и создание учебных ситуаций. В результате проделанной работы был сделан анализ проблемы, изучен опыт использования проектной деятельности, как способа и инструмента повышения мотивации в обучении иностранному языку. Можно сделать вывод, что на современном этапе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, актуальной становится задача обеспечения активизации познавательной деятельности учащихся, создание психологического комфорта. Создание ситуации мотивации позволяет ученику достичь успеха в изучении предмета, поверить в свои силы, избавиться от тревожности. Учителю позволяет реализовать весь спектр образовательных задач, сформировать определённые компетенции, повысить качество знаний в своей образовательной области. Использование данного метода способствует повышению качества образования (развитие знаний, умений, навыков обучения иностранному языку). Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению языком. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предлагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.





Библиография:

  1. Богданюк Е.В. Реферат «Новые технологии обучения» стр.3

  2. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. М.,1974 стр. 6

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М. «Педагогика-Пресс»,1996

  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.стр.99-103

  5. Зимняя И.А. ,Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. Журнал ИЯШ №3, 1991

  6. Кайданова Е.Б.Реферат «Создание учебной ситуации на основе мотивации успеха…»стр.23

  7. Маркова А.К. «Формирование мотивации к учению в школьном возрасте». М.,:Педагогика,1986 стр.148

  8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.,1989 стр165-170

  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Журнал ИЯШ №2,№3, 2000г.

  10. Риверс У.М. Теоретические основы обучения ин.яз в средней школе. - М., 1981 стр.148

  11. Рогова Г.В.,Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., :Просвещение 1990 стр 5-17

  12. Серебрякова В.А. Материалы для слушателей. Презентация «Использование проектного метода при обучении английскому языку по УМК «New Millennium English»



Приложение:

  1. The project. Topic: My favourite book

  2. Lesson 12 01.10.10 тема урока « Шотландия»

  3. My country at a glance

  4. Project «Welcome to the Kalar district» (презентация)

  5. Сценарий ролевой игры по УМК Кузовлева В.П. 11 класс «Социально обеспеченное государство, благополучно ли оно?»

классный час по теме "Биржа труда-рынок профессий"
  • Иностранные языки
Описание:

Общеизвестно, что основным требованием к владению иностранным языком на каждом этапе было и остается способность учащегося осуществить коммуникативный акт, коммуникативную задачу.

Свою главную задачу как учитель английского языка, я всегда видела в том, чтобы не только научить детей общаться на английском языке, но и способствовать формированию разносторонне развитой личности. Применение активных методов обучения способствует развитию творческой активности личности, стремлению регулировать своё поведение, влиять на других.

Данная технология более приемлема в среднем звене школы, а это подростковый возраст. Что касается подросткового возраста, здесь, по мнению, российских психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, ведущей деятельностью является межличностностное общение учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте (13-14 лет) у школьников появляется стремление к общению с ребятами вне класса, к участию в происходящих в школе событий, тяга к поиску, исследованию. У них развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому очень важно обращать внимание приданию процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формировать проблемы, вырабатывать способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. К сожалению, в возрасте 13-14 лет учащиеся не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне урока, зачастую теряют интерес к изучению иностранного языка. Метод проектов, несомненно, это один из самых активных методов обучения иностранному языку.

  Основной тезис современного понимания  метода проектов, который привлекает многие образовательные системы – «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу знания применить».

 

Автор Воложанина Елена Николаевна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 758
Номер материала 6729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓