Главная / Классному руководителю / Классный час по теме

Классный час по теме

Цели и задачи:

  • познакомить с традициями и обрядами русского праздника Масленицы;

  • развивать художественную эрудицию, артистические умения и навыки;

  • предоставить учащимся возможность развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование:

  • Персональный компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Ход урока

Организационный момент: “Живая цепочка”

Учитель: Давайте возьмёмся за руки и мысленно поделимся друг с другом частичкой тепла своего сердца и хорошего настроения.

Танец в исполнении девочек под песню “Выйду ль на улицу”

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно.

К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться. Если бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы не только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно - поучительный оттенок в наших глазах Сегодня мы хотели бы познакомить вас с зимним праздником, который считается одним из самых весёлых - это Масленица (слайд 1).

Звучит музыка Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”

Учитель: Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и кажется, уже не угомонить весенних воробьёв. Даже чёрные галки завели свои хороводы, и их гомон манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце. Вот и прошла зима! Голод, холод – всё позади. Радость и весна наполняют душу. В такой день - говорили в народе, - у Бога все равны.

Ещё древние славяне отмечали праздник проводы зимы и встреча весны. Наши предки зазывали живительные силы природы, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровым был скот.

После принятия христианства на Руси, праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей (слайд 2).

Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно. Ведь Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

(слайд 3-13)

Учитель ученикам:

1. Народ исстари дал Масленице разные прозвища. Вспомните, какие обращения к Масленице вы слышали или знаете?

В народе называли её "весёлой", "широкой", "пьяной", "обжорной", "разорительницей"

2. Как встречали весну?

Варианты ответов:

С весельем потому что Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно.

Масленица справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был в том, чтобы сегодняшним изобилии вызвать ещё больший достаток в будущем.

С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее. Масленица это прежде всего обильная пища, а также хороводы, песни, пляски, игры. Народ провожает надоевшую зиму и встречает долгожданную весну.

По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников.

Учитель: В народном календаре февраль называется "сечень", тo есть месяц отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это уже никого не пугает.

А ещё на Руси в этот праздник было принято:

  • ...есть до икоты,

  • Пить до перехоты,

  • Петь до насады,

  • Плясать до упаду.

Учитель: Масленица нашла широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве.

Не только в простых крестьянских семьях, но и в дворянских свято чтили народные традиции. Об этом пишет А.С.Пушкин, рассказывая о семье Лариных в своём романе “Евгений Онегин”:

Они хранили в жизни мирной 
Привычки милой старины,
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

Ученик 1: Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Масленица – мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна – красна.
Наша ладушка пришла!

Ученик 2: Известный русский поэт XIX века П.А.Вяземский красочно описал проводы зимы:

Скоро масленицы бойкой 
Закипит широкий пир.
 
И блинами и настойкой
 
Закутит крещёный мир.
В честь тебя и ей Россия,
Православных предков дочь,
 
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
 
Настежь двери и сердца!
 
Пышут бешеные тройки.
 
Снег топоча у крыльца.

Ученик 3: Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Просто поглядев на эти шедевры, можно услышать звон бубенцов, веселый хохот, почувствовать запах сбитня и блинов...

Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Учитель: (Дать опережающее задание детям)

Масленицу стараются встретить и проводить достойно. Русская пословица молвит “Хоть с себя юбченку заложить, да Маслёну проводить” А какие пословицы или поговорки связынные с масленицей вы знаете:(приложение 1)

Учитель: На масленичной неделе было положено:

  • ходить в гости и звать к себе на блины

  • обязательно кататься с гор мальчикам на скамеечках, на ледянках, а девочкам в замороженном решете

  • строить и штурмовать крепости. Кстати, а оборонялись осаждённые вениками и мётлами

  • одеваться ряжеными

  • устраивать кулачные бои

  • гадать на женихов

  • устраивать представления в балаганах, смеяться над скоморохами

  • плясать вокруг костров, водить хороводы, играть

  • делать чучело Масленицы и масленичные колёса.

Приметы на масленицу:

  • Ненастье в воскресенье перед маслёной – к урожаю грибов.

  • Если на Масленицу идёт снег – будет урожай гречихи.

Каждый день имеет свое название:

  • Понедельник - встреча,

  • Вторник - заигрыш,

  • Среда - лакомка,

  • Четверг - разгул,

  • Пятница - тёщины вечерки,

  • Суббота - золовкины посиделки,

  • Воскресение -  проводы, прощание, прощенный день или целовальник

Ученик 1:

Широкая Масленица – Сырное веселье!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студеную из дому прогнать!

Ученик 2:

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят (слайд 14-15).

Учитель: Народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы устраивались общественные качели, балаганы для скоморохов. Дети, устраивают снежные горки, скороговоркою причитают: "Душа ль ты моя, Масленица, Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горках покатаемся, в блинах поваляемся, сердцем потешимся, умом повеселимся, речью насладимся. После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица!".

Вопрос: Ребята, а как вы думаете, почему к этому празднику готовят горы? Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен.

Ученик 3:

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин! (слайд 16-17).

Учитель: А сейчас ребята расскажут вам об играх масленичной недели (приложение 2).

Ученик 4:

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается.
Пироги и блинчики – все на стол мечи! (сайд 18-19)

Ученик 5:

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" смеётся.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами, песня звонко льётся,
Парни ищут девушек – суженых своих (слайд 20).

Ученик 6:

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЕЩИ"...
Теща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, медом, с маслом ели мы (слайд 21-22).

Ученик 7:

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ! (слайд 23).

Ученик 8:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень... (слайд 24).

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать! (слайд 25).

Учитель: И наконец, последний день - воскресенье. Его называли по-разному: “Прощеный день”, “Проводы”.

В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В этот день враги и недруги приносят друг другу извинение. Обнимались и приговаривали: "Да не зайдёт солнце в гневе нашем". И даже в простом быту люди после утрени и обедни отправлялись с возами калачей в острог, в яму, подавали нуждающимся посильные подачки и милостыню, выслушивая раскаяние, прощение.

Россияне в этот день как бы были одной большой семьёй. В этот день ходили на кладбище, поминали родителей, оставляя на могилах блины.

А.Дементьев "Прощеное воскресение"

Прощаю всех, кого простить нельзя. 
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: "Не будьте к ближним строги.
 
Вас все равно всех помирит земля ".
Прощаю тех, кто добрые слова
 
Мне говорил, не веря в них нисколько.
 
И все-таки как ни было мне горько,
 
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
 
Но местью душу я свою не тешил.
 
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
 
Кого-то и моя нашла стрела.

Самым оживлённым и многолюдным в прощеное воскресенье было прощание с масленицей – чучелом. Его несли по деревне к костру или к реке. Вокруг чучела плясали скоморохи и шуты. Костер складывали из всякого деревянного хлама: В середине его пылало на шесте старое колесо и в костёр бросали чучело. Когда костёр догарал, пепел и головешки собирали и разбрасывали по полю. Ведь зола – это хорошее удобрение для посевов и крестьяне это знали. У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. (Звучит песня “Выйду на улицу” слайд 26)

Учитель: - Какой самый вкусный день Масленицы? - “Лакомка”

- А чем же лакомились на Масленицу? - Блинами (слайд 27-30).

Ребята, назовите русские народные загадки, имеющие отношение к приготовлению блинов (приложение 3).

Основным атрибутом Масленицы были блины. Считалось блин – символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару они подаются на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной – выбирай на любой вкус.

У всех блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. В некоторых деревнях хозяйки выносили первый блин на двор, клали на землю – в дар грядущей весне, чтобы солнце скорее пригрело поля.

А кое-где был другой обычай: хозяйка посылала сына с блинами на огород, мальчик скакал верхом на кочерге, бегал по огороду и кричал:

Прощай зима холодная,
Приходи, лето красное!
Соху мне, борону,
Пахать пойду.

Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной крупы, картофеля, тыквы, яблок или сливок.

Девочки: (говорят, что... или, а я знаю, что...)

- Муку надо просеивать в момент приготовления теста прямо в посуду, в которой приготавливается тесто;

- Тесто не должно перестаивать, так, как оно может перекиснуть и блины выйдут бледными;

- Блины необходимо разливать очень тонким слоем на хорошо смазанную сковороду, а чтобы блин не приставал к сковороде, нужно взять кусочек сала, наколоть на вилку и смазывать сковороду.

- Или в готовое тесто влить 2-3 ложки растительного масла и всё это хорошо перемешать.

Учитель: Совершенно верно, все эти советы необходимо учитывать, когда печем блины. В старину каждая хозяйка пекла блины по своему рецепту и держала его в секрете, а наши хозяюшки поделятся с нашими гостями своими секретами и рецептами. (Раздают рецепты)

Ученица 1:

Блины печь - дело сложное. 
Растворю я квашенку на донышке,
 
Поставлю квашенушку на столбушке.
 
Будет моя квашенка полным - полна,
 
Полным - полна, с краями ровна!

Ученица 2: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Я ставлю тесто на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговариваю:

Месяц ты, месяц, 
Выгляни в окошко,
 
Подуй на опару.

Ученица 3: К блинам подавали: сметану, варенье, сливочное масло, мед, рыбью икру, яйца сваренные жидко, молоко, квас, сбитень.

Учитель: Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами, не отведать яств — значило в старину жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.

Ученик:

У русских душа хлебосольная!
Вот сейчас напеку блинов,
Приглашу к себе вольную-вольницу
И друзей своих, и даже врагов!
Приходите ко мне на масленицу!
Почитаю стихи и спою...
И романсы, и народные – гласные
Про любовь и печаль мою.
Приглашаю я всех на масленицу,
С самоварным медовым чайком!
Я зову домоседа и странницу,
Рад я свите и тем, кто тайком.
Удалые и пляски и песни,
Дедов наших священный устой,
Пусть живут, благоденствуют вместе-
Нашей русской широкой душой!

(слайд 31)

Учитель:

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды ссоры простить
Чтоб красиво и честно зажить.

Ученик и ученица:

В небе словно от побелки 
Засиял уж Млечный путь.
 
Отшумели посиделки,
 
Путь домой не позабудь!
 
Час общенья - к делу века
 
Полуночничать всяк рад.
 
Славно будет, коль в потехе
 
Не потратим весь заряд.
 
Мы делились тем, что знали,
 
Попытались всех увлечь
 
Не прощаемся мы с Вами,
 
Словом: всем до новых встреч!

Учитель: Дорогие гости! Дорогие ребята! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна русскому человеку. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

Приложение 4

Приложение 5



Классный час по теме
  • Классному руководителю
Описание:

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно.

К сожалению это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники - без которых люди раньше не могли обходиться. Если бы мы могли окунуться в прошлое, тогда, когда ещё жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывался их уклад жизни, их быт, их традиции - то это было бы не только интересно, но и возможно приобрело бы нравственно - поучительный оттенок в наших глазах.

Цели и задачи:

  • познакомить с традициями и обрядами русского праздника Масленицы;
  • развивать художественную эрудицию, артистические умения и навыки;
  • предоставить учащимся возможность развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства, воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование:

  • Персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.
Автор Сидорня Наталья Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 343
Номер материала 39318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓