Главная / Классному руководителю / классный час по теме

классный час по теме

Методическая разработка классного часа « Искусство жить.

Как быть счастливым?»


Ц ель: создание условия для осознания необходимости сознательного руководства собственной жизнью и планирования; развитие позитивного отношения к миру; развитие у учащихся умений высказываться и отстаивать свою точку зрения.


Подготовка к классному часу: в классе создаются небольшие экспертные группы по интересам и способностям.

Участники классного часа: классный коллектив, классный руководитель, экспертные группы учащихся. Гости.

Учитель: Для вас, учащихся 11 класса, не за горами то время, когда вы, закончив школу, расстанетесь с родным домом и вступите в самостоятельную, взрослую жизнь. Какой она будет? Наверно каждому из вас хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Но что нужно сделать, чтобы эта мечта стала реальностью, чтобы были счастливы вы и ваши близкие?

Тема нашего классного часа так и называется “Искусство жить. Как быть счастливым?”, и разговор хочется начать с постановки вопроса,   “Когда кончается детство?” Когда, в какой момент оно уступает место взрослению? Из вас была создана экспертная группа детей, которые провели опрос родителей класса, где родителям и учителям было предложено ответить на вопрос: “Когда по их мнению заканчивается детство?”


Экспертная группа( Потапова Ю. и Низовцев И.):

“Большинство наших родителей считают, что детство заканчивается с ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Наши учителя считают, что детство заканчивается

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Мы проанализировали ответы и у нас получилось, что

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как вы думаете, почему у одних людей детство заканчивается очень рано, а у других ощущение детства сохраняется в течении всей жизни?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Учитель:  Вы правы, если человек добрый, веселый, искренний, доброжелательный, то он никогда не стареет душой. Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. С экранов телевизоров каждый день мы видим сцены насилия. и убийства. Конечно, мы свободны в выборе пути, но должны оставаться неприкосновенными такие качества характера, которые воспевали поэты всех времен и народов.


Попробуйте назвать эти драгоценные качества.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Отрадно заметить, что такие качества человека как доброта, милосердие, человечность не забыты сегодня.


Сейчас для вас прочтет стихи ученица нашего класса Потапова Юлия:


На планете Земля неспокойно
Да и было ль спокойно на ней.
Прекращались раздоры и войны, 
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну летим.
Мы Земли неразумные дети 
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба от ига, 
Не глубинное в недрах гнилье
Человек полюби человека
Только в этом спасенье твое.


Как вы понимаете смысл последней фразы стиха “Человек полюби человека только в этом спасенье твое“.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Любовь - это созидающее чувство, ненависть разрушает душу человека. Если бы не было любви матери к ребенку, между мужчиной и женщиной, между друзьями - мир бы рухнул.

Часто приходится наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим. Знакома вам эта ситуация? Встречались ли вы с такими людьми? Почему эти люди так поступают? Все ли люди способны на это? С какой целью они это делают?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье. Второй экспертной группе было дано задание подобрать такие высказывания. Сейчас они предложат их на ваше рассмотрение. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово “Счастье”.


Слово 2 экспертной группе(Абрамова А. и Иванов Е.):

  • “Человек который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)

  • “Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека пока его жизнь не закончилась”. (Софокл )

  • “Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)

  • “Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”. (С. Шарп )

  • “Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр )

  • “Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”. (Лермонтов )

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Третьей экспертной группе(Сидорычев А. и Сангалов К.) было дано задание провести анкетирование мнение учащихся нашего класса. Как вы понимаете смысл слова - Счастье.

Слово предоставляется третьей экспертной группе.

Счастье – это ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Учитель: Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.


А сейчас стихи на эту тему прочтет Иванов Егор:


Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, 
Ты поспешно не суди.
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать покуда не спеши. 
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай, 
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем
И с течением наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем, 
Обретаем их куда трудней.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не суди.
Гнев на друга может быть поспешным
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради БОГА
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей.


Каждый из вас знает, как тяжело бывает человеку, когда происходит ссора с близким человеком, а каково человеку, не имеющему друзей? Как тяжело терять друзей.

( песня в исполнении А.Кузьмичёва и Н.Пряхиной).

Учитель: В связи с этим я хочу напомнить вам известную сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”:

“Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит:” Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть так гляди в оба. ” Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: “Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то как пропадешь”. Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом сотни лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать никому “Он жил дрожал и умирая дрожал”.

Какова мораль этой сказки?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Действительно нельзя жить, зациклившись на себе. В жизни встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они очень одиноки. Из-за этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь много зависит и от самого человека. Задумывались ли вы когда-либо, что нужно сделать, чтобы понравиться людям, завоевать друзей?

Аня : Существуют правила Карнеги:

- Улыбайтесь!

- Искренне интересуйтесь другими людьми.

- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

- Давайте попробуем проверить эти правила на примере диалога, происшедшего между друзьями.


СЦЕНКА (К.Рунов и И. Курмаева)


(Аня) - Друзья Коля и Ира договорились встретиться вечером. Посмотрите, что из этого вышло. Он ждет ее, через какое-то время появляется она.

Коля: Здравствуй, Ира!

Ира: Привет, Саша!

Коля: Ты очень пунктуальна.

Ира: Извини, Саша.

Коля: Ладно давай присядем. Как у тебя дела?

Ира: У меня все хорошо, а как ты провел свой день?

Коля: Я с утра был на тренировке.

Ира: Это очень интересно. Расскажи.

Коля: Я хожу на баскетбол. Меня вообще эти тренировки колбасят. Тренер вообще отпадный, гоняет нас классно, до седьмого пота. Есть у него такая фишка - забить мяч с половины зала. Клево так! Бежит по залу, все пытаются ему преграду построить, а ему все по барабану - в сетку мяч закинет. Масево! У нас прикид отличный, в прошлом году форму закупили итальянского производства. Классно. (Ира делает вид, что ей скучно, начинает смотреть по сторонам.)


Аня: - Как вы считаете понравилась ли Коле Ира? Почему? А Ире Коля? Почему нет?

Аня: Чтобы понравиться собеседнику необходимо уметь выслушивать собеседника, дать совет если он требуется, но важно чтобы и ваш собеседник мог выслушать вас.

А теперь давайте попробуем отгадать о чем или о ком идет речь?

- Она ничего не стоит, но многое дает.

- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех кто ею одаривает.

- Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.

- Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка )

- Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира “Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”.

Учитель: - Наиболее сильные положительные чувства вызывает любовь, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь, если она взаимна, заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. В. Высоцкий в своей “Балладе о любви” писал:

“Я дышу и значит я люблю, 
Я люблю и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил, 
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил, значит не дышал!”

Как вы понимаете смысл этих стихов? Согласны ли вы с его утверждением? Ощущенье счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии. Вам наверно знакома и та и другая категория людей. Сколько людей загоняют себя в каторжные мученья, насколько озлобляются, проявляют нетерпимость в отношении всего, что его окружает и не осознает, что человек - система самонастраивающаяся и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, и зависит его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущенье счастья.

Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите “плюс” или “минус”.

Вопросы анкетирования:

- Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость.

- Мне приятно и радостно ходить в школу.

- Меня ничто не раздражает.

- Я чувствую прилив сил.

- Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.

- Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам.

- Я ощущаю себя счастливым человеком.

- Дома после школы я чувствую приятную усталость.

- У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых.

- Люди любят приходить ко мне в гости.

- Я не обижаюсь когда надо мною по доброму подшучивают.

- Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.

- Я не таю обиды на людей и не держу на них зла.

- Я верю в красоту, добро и разум.

- Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.


Давайте подведем итоги нашего классного часа.

- Почему умение стать счастливым это целое искусство? Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?

- Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они:

- Делай добро!

- Люби и прощай людей!

- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.

- Найди свой смысл жизни.

- Бойся обидеть человека.

- Умейте дарить людям радость.

- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

- Вырабатывай в себе следующие качества:

  • не допускай ссор, драк, крика, угроз – это унижает человека,

  • дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков,

  • помогай младшему, незащищенному, будь справедлив. Эти нравственные нормы стали нормами вашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.


В завершении хочется словами знаменитых ученых, писателей посоветовать вам:

- Не считай счастливым того, кто зависит от счастья. (Сенека)

- Один из самых верных способов достигнуть счастья - это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку. (Ж. Кондорсе)

- Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)

- Человек увеличивает свое счастье в той мере в какой он доставляем его другим. (И. Бентам)


( презентация – видеоролик к классному часу).



классный час по теме
  • Классному руководителю
Описание:

Современная система воспитания  школьников должна аккумулировать прогрессивные и научные идеи и эффективные способа воспитания, выявленные научной инновационной деятельностью и передовым педагогическим опытом.

Школьник в такой системе является и целью (ради его личностного развития создаётся система), и объектом влияния, реализуемого через современную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует и управляет ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, ибо под её влиянием он превращается в человека воспитанного.

Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным.

 

 

 

 

 

Автор Щелманова Наталья Юрьевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 314
Номер материала 12587
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓