Классный час по профориентации в 9 классе
«Найти себя»
Цели и задачи:
расширить представления детей о мире
профессий, о профессиональном самоопределении;
побуждать детей к самостоятельному и
ответственному выбору профессии.
Вступительное слово классного
руководителя.
Скоро вы получите первый документ об
образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние
учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех,
кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А
выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем
говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Классный руководитель . Подбери примеры
профессий.
Чтобы человеку легче было ориентироваться
в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета
труда:
- Человек - природа.
- Человек - техника.
- Человек - человек.
-Человек - знаковая система.
-Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах.
- Задание: Подберите как можно больше
примеров профессий определённого типа.
(1-ая группа: ветеринар, агроном,
гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог,
мелиоратор и др.
2-ая группа: водитель, слесарь, инженер,
конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник,
горнорабочий и др.
3-ья группа: учитель, врач, журналист,
продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и
др.
4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный,
лингвист, математик, программист, нотариус и др.
5-ая группа: художник, актёр, режиссёр,
артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина,
фотограф и др.).
Как в капле воды можно увидеть
море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей
труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.
- Задание: Составьте список профессий,
которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный
учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (работа по группам).
Профессии учителя, врача,
экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и
государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое
распределение профессий:
-нужные науки - образование,
здравоохранение, экономика, право;
- полезные науки - сельское хозяйство,
биология, физика, математика;
- щегольские (увеселяющие) науки -
литература и искусство;
- тщетные науки - алхимия, астрономия;
- вредительские науки - колдовство.
- Задание: Какие современные профессии вы
бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие -
к вредительским и тщетным?
Вопросы:
- Кто такой веб - дизайнер? (специалист
по созданию Интернет - сайтов).
- Провизор? ( специалист по производству,
хранению и продаже лекарств).
- Кинолог? ( специалист по размножению,
выращиванию и воспитанию собак разных пород).
Интересно, какие современные
профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и
увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)
«Самый лучший выбор»
Классный руководитель. Итак, профессий в
мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну
- единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница.
Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать.
Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что
советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в
радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором
профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических,
психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна
пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и
«надо» в виде трех окружностей В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные
планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши
таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии,
которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из
этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не
пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем -
они практически накладываются друг на друга - очень много точек
соприкосновения.
Проблемная ситуация
Классный руководитель. Сейчас я буду
читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому
рисунку относится описание (читает):
● Наташа пока не знает, чего она хочет,
способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени.
Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего
делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков
немало - больше половины всех выпускников.
● Лена хочет быть «как все». Чтобы была
своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей
нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей
в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
● Саша хочет быть программистом. Компьютер
он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой
сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши
оказался самым удачным.
Классный руководитель. Как же у Саши
получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все
дело в наших «хочу» и «могу»?
Примерные ответы детей:
● У Наташи в сфере «хочу» и «могу»
пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
● У Лены выбор оказался удачным, но это не
очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет
достаточно, она не сможет найти работу.
Классный руководитель. Что бы вы
посоветовали Наташе и Лене?
Примерные ответы детей:
● Наташе нужно все-таки разобраться в
своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые
стороны.
● Лене нужно подумать о запасном варианте,
может быть, получить дополнительное образование.
Классный руководитель.
Один учёный, написавший книгу о выборе
профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал
им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ:
примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй
признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то
пошёл бы по иной стезе.
- Как вы считаете, почему так много
молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
• следование чужим советам, выбор за
компанию;
• выбор близлежащего ВУЗа или внешне
привлекательной, престижной профессии;
• отсутствие существенной информации о
профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей
характера и т.п.
Классный руководитель. Есть в русском
языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
( Узнать себя, открыть в себе таланты,
способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься.
Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс.
Но выбор когда - то нужно будет делать.
Ищите себя! Найдите себя! Однако в какой-то момент приходится делать выбор.
Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной
отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое
счастье.
Классный руководитель. Может быть, немного
разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами.
Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте
человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида
фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
- Теперь подсчитаем количество
треугольников.
(дети
выполняют задание)
- А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников. Тип
руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству,
хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень
ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей
продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие
интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип
учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности
на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству
и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель,
конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Классный руководитель Конечно, этот тест
не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам
задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В
конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Составьте синквейн
Классный руководитель: В завершении
нашего классного часа я предлагаю вам составить синквейн
Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind»
во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому
событию, используя всего пять строк:
1 строка - одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных,
характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, обозначающих
действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу,
короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова
(существительное)
Перед вами названия профессий: юрист,
эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр,
психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар. За 1, 2 минуты составьте синквейн
к одной из них.
Классный руководитель: Закончить наш
классный час я хотела бы словами В. Маяковского
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хорошивыбирай на вкус
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.