Час истории «100- летие Первой мировой войны»
для обучающихся 6 классов
Цель: повышение уровня информированности
детей о первой мировой войне.
Задачи урока:
- ознакомление
учащихся с основными событиями и ролью России в Первой
мировой войне, роль Казанского края в войне.
- помощь
учащимся в правильном понимании и осмыслении событий первой мировой
войны;
-
формирование универсальных учебных действий (УУД) – идентифицировать себя
с принадлежностью к народу, стране, государству;
- формирование навыков публичных выступлений
- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.
- воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающим,
к представителям других наций, религий, государств;
-
воспитание у учащихся чувство сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих
рядом.
Аудитория:
6 класс
Тип: комбинированный
Материалы и оборудование: проектор,
компьютер, карта «Первая мировая война», песни первой мировой войны.
Подготовка к мероприятию: за
2 недели учащимся предлагается тема для исследования, оформляется аудитория,
выбираются ведущие.
Ход мероприятия.
Учитель:
Сегодня мы проведем час истории посвященный 100 летию Первой мировой войны.
Заранее
ребята разделились на группы (историков, краеведов) и вели небольшую поисковую
работу. При поиске материала нам помогли источники республиканских газет
«Республика Татарстан», «Выбор», журнал «Эхо веков», СМИ.
Звучит
гимн РФ.
1
чтец: Мы рассказать хотим о той,
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне,
О Первой мировой! (Слайд 1)
Звучит музыка «Песня славянина»
- НАЧАЛО МИРОВОЙ ТРАГЕДИИ
1 историк: Сто лет исполнилось со
дня начала Первой мировой войны. В России датой вступления в неё традиционно
считают 1 августа. Именно в это день в 1914 году Германия объявила войну
Российской империи. Более 4 лет с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года,
шли тяжёлые, кровопролитные бои..
2историк: Война, вспыхнувшая между
двумя военными блоками – Тройственным союзом и Антантой сразу же приобрела
общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В неё было вовлечено
38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.. (Слайд 2)
1 историк: В июне 1914г. в Сараево
был убит наследник австрийского престола Франц-Фердинанд, что стало поводом
Австро-Венгрии начать войну против Сербии. Выполняя союзнические обязательства
в отношении Сербии, в войну вступает Россия. (Слайд 3)
2 историк: Начало первой
мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. Началась всеобщая
мобилизация. Для России война проходила под лозунгом защиты славянских
православных братьев-сербов и вызвала бурный национальный подъём.
2 краевед: Казанский военный округ был
вне театра военных действий. Но и он активно отправлял военнослужащих на фронт.
Первые погибшие стали прибывать в Казань уже с осени 1914 года. Их хоронили на
военном кладбище Арского некрополя, а также на погостах Казанской губернии по
месту проживания воинов. (Слайд 4)
1 краевед: В первые годы войны фронт
израсходовав стратегические резервы стал ощущать перебои в обеспечении
снарядами, гранатами и патронами. Важную роль в переводе промышленности на
военные рельсы сыграл военно-промышленный комитет, созданный в Казани в
1915году. 43 предприятия Казани непосредственно работали на войну. На
механическом заводе Остермана слесарем работал Василий Константинович Блюхер,
будущий Маршал Советского Союза.(Слайд 5)
2 краевед: Крупнейшим заводом, где
размещались военные заказы, традиционно был Казанский пороховой, который в
довоенное время готовил порох ружейный и для артиллерийских орудий средних
калибров. 21 февраля 1916 года состоялось торжественное открытие снарядного
завода. В годы войны важное значение, получил метод изготовления взрывчатого
вещества толуола из фракций бензина. В этих целях был построен
военно-химический завод братьев Крестовниковых.(Слайд 6)
1 историк: Добровольцами на фронт
шли представители разных сословий и профессий, в том числе знаменитые поэты,
артисты, художники.
2 историк: На фронт стремились и все
мальчишки, которые хотели успеть попасть на войну и выполнить свой священный
долг перед Родиной.
1 историк: Многие девушки, в том
числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах.
Пример подавали императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери Ольга и
Татьяна. Были даже женские батальоны, состоящие исключительно
из женщин, созданные главным образом с пропагандистской целью —
поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером
солдат-мужчин, отказывающихся воевать. (Слайд 7)
2 историк: Одним из самых ужасных событий
войны явилась первая в истории химическая атака, проведённая немцами в апреле
1915г. Это чудовищное деяние унесло жизни 5 тыс. и искалечило 10 тыс. человек. (Слайд
8)
1 историк: Германия была довольна итогами
1915г. Её руководству казалось, что немецкие войска лишили русскую армию
способности вести наступательные операции. С февраля ожесточённые бои
развернулись в районе французской крепости Верден, куда были брошены крупные
силы германской армии.
2 историк: Командование Антанты, чтобы
отвлечь силы противника, приняло решение начать наступление на реке Сомме.
Именно здесь впервые были применены танки. (Слайд 9)
1 историк: По настоянию союзников
в самый разгар Верденской битвы летом 1916г. русская армия под командованием
генерала А.А.Брусилова начала широкое наступление на австрийские позиции. Это
был блестящий образец полководческого искусства – преодоления насыщенной
обороны противника. (Слайд 10)
2 историк: Истощённая войной Россия,
охваченная революционными событиями, больше не могла продолжать борьбу. В марте
1918г. Россия была вынуждена заключить унизительный мир с Германией. (Слайд 11)
1 историк: Однако Германия тоже надорвала
свои силы. Антанта оказалась лучше подготовленной в военно-техническом
отношении. Боевой дух её армий был выше.
11 ноября 1918г. недалеко от Парижа было подписано Компьенское
перемирие. Антанта выиграла войну, но Россию в числе победителей они не
признавали, объясняя тем, что Россия вышла из войны, не согласовав свои
действия со своими союзниками. (Слайд 12)
1 краевед: Так закончилась Первая мировая
война – самая страшная на тот момент в истории человечества. Жители Казанской
губернии приняли активное участие во всеобщем благотворительном движении. Они
помогали фронту денежными пожертвованиями и подарками. В первые дни войны в
Казани поступило 5255 рублей 40 копеек.(Напомним ,что в те годы корову можно
было купить за 62 рубля)
2 краевед: Супруга предводителя
дворянства Л.А.Толстая-Милославская организовала дамский комитет и собрали 3014
рубашек,1089 наволочек,1838 полотенец,1039 фуфаек, а также табак, папиросы и
бумагу. Командир 1-й казанской стрелковой дружины
Н.Х. Иодумский благодарил за присланные вещи.
- ПИСЬМА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
1 краевед: В начале XX
века письма были самым распространенным средством общения между людьми. Частная
переписка в годы Первой мировой войны была единственным средством коммуникации
между российскими солдатами и оставшимися в тылу их родными и близкими.
2 историк: Именно грандиозный масштаб
войны привел к появлению шаблонов солдатских писем. По данным исследований,
если до войны в армии было 1,42 млн.солдат, то уже к концу 1914 года их
насчитывалось 6,5млн. солдат, а всего за годы Первой мировой войны было
мобилизировано 15,3млн человек, из них 12,8 млн.-крестьяне.(Слайд 13)
1 краевед: Грамотных среди
мобилизированных в 1913 году было-73%. По статистике грамотного считали
каждого «умеющего писать свою фамилию». Практикой было то,что крестьяне часто
отправляли в армию неграмотных, т.к. знали , что через четыре года солдат
вернется домой грамотным.
2 краевед: В КФУ хранится большая
коллекция солдатских писем времен Первой мировой войны с фронтов, из госпиталей
и лагерей военнопленных за 1914-1917гг. Большинство писем было адресовано в
Тетюшский уезд Казанской губернии и лишь единицы –в Свияжск и Казань.
1 краевед: Письма хранятся в фонде
благодаря действительного члена Императорского Русского географического
общества Елизаветы Владимировны Молоствовой. Позже коллекция писем была
опубликована в отдельной книге « Солдатские письма». Это объясняется тем, что
семье Е.В. Молоствовой принадлежало имение Долгая Поляна в Тетюшском уезде.
(Слайд 14)
2 краевед: Большая часть писем написана
на русском языке. Сохранившиеся в составе коллекции письма на чувашском языке
отражают многонациональный состав населения Тетюшского уезда Казанской
губернии.
1 краевед: Письма служили часто для
поддержания патриотических настроений, характерных для первого года военных
действий.
- ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
2 историк: Прошло сто лет с начала
первой мировой войны. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало,
и надеемся, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершенные воинами,
навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных
и мемориальных комплексах.
1 краевед: Высшей наградой времен
Первой Мировой войны в Российской армии был Георгиевский крест четырех
степеней. Настоящим героем был тот, кто в боях заслуживал все разновидности
этой награды, «полный бант». Среди уроженцев наших краев было несколько полных
георгиевских кавалеров.
Василий Иванович Горячков- из крестьян Рунгинский волости Буиского
уезда Симбирской губернии.
Александр Гурьянович Фомин –из крестьян с.Богоявленская Горка
Билярской волости Чистопольского уезда. Призван из запаса в 1914 года в 305 й
пехотный Лаишевский поиск.
2 краевед: О первой женщине-офицере Российской армии Надежде
Андреевне Дуровой, нашедшей свое последнее пристанище в Елабуге. Но мало кто
знает даже в нашей республике, что на Первой мировой войне среди других женщин
–кавалеров Георгиевского креста- была бывшая крестьянка Анна Хрисанова из села
Нырты Мамадышского уезда Казанской губернии, к тому времени ставшая монахиней
из казанских монастырей. Путь на фронт для неё был непростым. Когда началась
война, она подала прошение о зачислении её в рядовые. В просьбе ей отказали.
Она решила отправиться на фронт без разрешения.
4.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
ПРОТИВОГАЗ- это использовалось в годы
Первой мировой войны, при использовании химического оружия против солдат
противника и распылялись ядовитые газы.
КОШКА - во время Первой мировой войны
это животное держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке.
СОБАКА- это животное использовали в
качестве посыльных, они переносили приказы на линию фронта в капсулах,
прикрепленных к туловищу, также использовали в качестве живых мин и для
прокладывания телеграфных проводов.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Война стала серьезным испытанием для
России и для Казанской губернии. Нет сомнения, что патриотическая деятельность
сотен тысяч казанцев и других жителей губернии с начала и до конца войны
сопровождалась тревогой за судьбу Родины и искренней верой в её будущее.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.