Главная / Классному руководителю / Классный час по истории

Классный час по истории

Час истории  «100- летие Первой мировой войны»

для обучающихся 6  классов

Цель: повышение уровня информированности детей о первой мировой войне.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- ознакомление учащихся с  основными событиями и  ролью России в Первой мировой войне, роль Казанского края в войне.

- помощь учащимся в правильном понимании и осмыслении  событий первой мировой войны;

  • Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий (УУД) – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- формирование навыков публичных выступлений

- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

  • Воспитательные:

- воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающим, к представителям других наций, религий, государств;

- воспитание у учащихся чувство сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом.

Аудитория: 6 класс

Тип: комбинированный

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, карта «Первая мировая война», песни первой мировой войны.

Подготовка к мероприятию: за 2 недели учащимся предлагается тема для исследования, оформляется аудитория, выбираются ведущие.

Ход мероприятия.

Учитель: Сегодня мы проведем час истории посвященный 100 летию Первой мировой войны.

Заранее ребята разделились на группы (историков, краеведов) и вели небольшую поисковую работу. При поиске материала нам помогли источники республиканских газет «Республика Татарстан», «Выбор», журнал «Эхо веков», СМИ.

Звучит гимн РФ.


1 чтец: Мы рассказать хотим о той, 
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне, 
О Первой мировой! (Слайд 1)


Звучит музыка «Песня славянина»


  1. НАЧАЛО МИРОВОЙ ТРАГЕДИИ


1 историк:  Сто лет исполнилось со дня начала Первой мировой войны. В России датой вступления в неё традиционно считают 1 августа. Именно в это день в 1914 году Германия объявила войну Российской империи. Более 4 лет с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года, шли тяжёлые, кровопролитные бои.. 


2историк: Война, вспыхнувшая между двумя военными блоками – Тройственным союзом и Антантой сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В неё было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.. (Слайд 2)


1 историк:  В июне 1914г. в Сараево был убит наследник австрийского престола Франц-Фердинанд, что стало поводом Австро-Венгрии начать войну против Сербии. Выполняя союзнические обязательства в отношении Сербии, в войну вступает Россия. (Слайд 3)


2 историк: Начало первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. Началась всеобщая мобилизация. Для России война проходила под лозунгом защиты славянских православных братьев-сербов и вызвала бурный национальный подъём. 

2 краевед: Казанский военный округ был вне театра военных действий. Но и он активно отправлял военнослужащих на фронт. Первые погибшие стали прибывать в Казань уже с осени 1914 года. Их хоронили на военном кладбище Арского некрополя, а также на погостах Казанской губернии по месту проживания воинов. (Слайд 4)


1 краевед: В первые годы войны фронт израсходовав стратегические резервы стал ощущать перебои в обеспечении снарядами, гранатами и патронами. Важную роль в переводе промышленности на военные рельсы сыграл военно-промышленный комитет, созданный в Казани в 1915году. 43 предприятия Казани непосредственно работали на войну. На механическом заводе Остермана слесарем работал Василий Константинович Блюхер, будущий Маршал Советского Союза.(Слайд 5)


2 краевед: Крупнейшим заводом, где размещались военные заказы, традиционно был Казанский пороховой, который в довоенное время готовил порох ружейный и для артиллерийских орудий средних калибров. 21 февраля 1916 года состоялось торжественное открытие снарядного завода. В годы войны важное значение, получил метод изготовления взрывчатого вещества толуола из фракций бензина. В этих целях был построен военно-химический завод братьев Крестовниковых.(Слайд 6)


1 историк:  Добровольцами на фронт шли представители разных сословий и профессий, в том числе знаменитые поэты, артисты, художники. 


2 историк: На фронт стремились и все мальчишки, которые хотели успеть попасть на войну и выполнить свой священный долг перед Родиной.


1 историк: Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавали императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери Ольга и Татьяна.  Были даже женские батальоны, состоящие исключительно из женщин, созданные  главным образом с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать. (Слайд 7)


2 историк: Одним из самых ужасных событий войны явилась первая в истории химическая атака, проведённая немцами в апреле 1915г. Это чудовищное деяние унесло жизни 5 тыс. и искалечило 10 тыс. человек. (Слайд 8)


1 историк: Германия была довольна итогами 1915г. Её руководству казалось, что немецкие войска лишили русскую армию способности вести наступательные операции. С февраля ожесточённые бои развернулись в районе французской крепости Верден, куда были брошены крупные силы германской армии. 

2 историк: Командование Антанты, чтобы отвлечь силы противника, приняло решение начать наступление на реке Сомме. Именно здесь впервые были применены танки.  (Слайд 9)


1 историк: По настоянию союзников в самый разгар Верденской битвы летом 1916г. русская армия под командованием генерала А.А.Брусилова начала широкое наступление на австрийские позиции. Это был блестящий образец полководческого искусства – преодоления насыщенной обороны противника. (Слайд 10)


2 историк:  Истощённая войной Россия, охваченная революционными событиями, больше не могла продолжать борьбу. В марте 1918г. Россия была вынуждена заключить унизительный мир с Германией. (Слайд 11)


1 историк:  Однако Германия тоже надорвала свои силы. Антанта оказалась лучше подготовленной в военно-техническом отношении. Боевой дух её армий был выше.

11 ноября 1918г. недалеко от Парижа было подписано Компьенское перемирие. Антанта выиграла войну, но Россию в числе победителей они не признавали, объясняя тем, что Россия вышла из войны, не согласовав свои действия со своими союзниками. (Слайд 12)


1 краевед: Так закончилась Первая мировая война – самая страшная на тот момент в истории человечества. Жители Казанской губернии приняли активное участие во всеобщем благотворительном движении. Они помогали фронту денежными пожертвованиями и подарками. В первые дни войны в Казани поступило 5255 рублей 40 копеек.(Напомним ,что в те годы корову можно было купить за 62 рубля)


2 краевед: Супруга предводителя дворянства Л.А.Толстая-Милославская организовала дамский комитет и собрали 3014 рубашек,1089 наволочек,1838 полотенец,1039 фуфаек, а также табак, папиросы и бумагу. Командир 1-й казанской стрелковой дружины

Н.Х. Иодумский благодарил за присланные вещи.


  1. ПИСЬМА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.


1 краевед: В начале XX века письма были самым распространенным средством общения между людьми. Частная переписка в годы Первой мировой войны была единственным средством коммуникации между российскими солдатами и оставшимися в тылу их родными и близкими.


2 историк: Именно грандиозный масштаб войны привел к появлению шаблонов солдатских писем. По данным исследований, если до войны в армии было 1,42 млн.солдат, то уже к концу 1914 года их насчитывалось 6,5млн. солдат, а всего за годы Первой мировой войны было мобилизировано 15,3млн человек, из них 12,8 млн.-крестьяне.(Слайд 13)


1 краевед: Грамотных среди мобилизированных в 1913 году было-73%. По статистике грамотного считали каждого «умеющего писать свою фамилию». Практикой было то,что крестьяне часто отправляли в армию неграмотных, т.к. знали , что через четыре года солдат вернется домой грамотным.


2 краевед: В КФУ хранится большая коллекция солдатских писем времен Первой мировой войны с фронтов, из госпиталей и лагерей военнопленных за 1914-1917гг. Большинство писем было адресовано в Тетюшский уезд Казанской губернии и лишь единицы –в Свияжск и Казань.


1 краевед: Письма хранятся в фонде благодаря действительного члена Императорского Русского географического общества Елизаветы Владимировны Молоствовой. Позже коллекция писем была опубликована в отдельной книге « Солдатские письма». Это объясняется тем, что семье Е.В. Молоствовой принадлежало имение Долгая Поляна в Тетюшском уезде.

(Слайд 14)

2 краевед: Большая часть писем написана на русском языке. Сохранившиеся в составе коллекции письма на чувашском языке отражают многонациональный состав населения Тетюшского уезда Казанской губернии.


1 краевед: Письма служили часто для поддержания патриотических настроений, характерных для первого года военных действий.


  1. ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

2 историк:  Прошло сто лет с начала первой мировой войны. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало, и надеемся, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершенные воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

1 краевед: Высшей наградой времен Первой Мировой войны в Российской армии был Георгиевский крест четырех степеней. Настоящим героем был тот, кто в боях заслуживал все разновидности этой награды, «полный бант». Среди уроженцев наших краев было несколько полных георгиевских кавалеров.

Василий Иванович Горячков- из крестьян Рунгинский волости Буиского уезда Симбирской губернии.

Александр Гурьянович Фомин –из крестьян с.Богоявленская Горка Билярской волости Чистопольского уезда. Призван из запаса в 1914 года в 305 й пехотный Лаишевский поиск.


2 краевед: О первой женщине-офицере Российской армии Надежде Андреевне Дуровой, нашедшей свое последнее пристанище в Елабуге. Но мало кто знает даже в нашей республике, что на Первой мировой войне среди других женщин –кавалеров Георгиевского креста- была бывшая крестьянка Анна Хрисанова из села Нырты Мамадышского уезда Казанской губернии, к тому времени ставшая монахиней из казанских монастырей. Путь на фронт для неё был непростым. Когда началась война, она подала прошение о зачислении её в рядовые. В просьбе ей отказали. Она решила отправиться на фронт без разрешения.



4.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

ПРОТИВОГАЗ- это использовалось в годы Первой мировой войны, при использовании химического оружия против солдат противника и распылялись ядовитые газы.


КОШКА - во время Первой мировой войны это животное держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке.


СОБАКА- это животное использовали в качестве посыльных, они переносили приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу, также использовали в качестве живых мин и для прокладывания телеграфных проводов.




                                             5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Война стала серьезным испытанием для России и для Казанской губернии. Нет сомнения, что патриотическая деятельность сотен тысяч казанцев и других жителей губернии с начала и до конца войны сопровождалась тревогой за судьбу Родины и искренней верой в её будущее.

5



Классный час по истории
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час "100 летие Первой мировой войны" посвящено 200летию первой мировой войны. Материал составлен на основе краеведческого материала Тетюшского района.В разработке использовался материал о письмах солдат первой мировой войны.Большая коллекция писем хранится в архиве Казанского Федерального Университета. Письма собирала Елизавета Владимировна Молоствова. Именно она собирала письма.Больше всего писем было написано в Тетюшский уезд.Также использовался при разработке материала журнал "Эхо веков"  и газета "Выбор", а так же местная газета "Авнгард". Разработка предназначена для учащихся 6 класса.

Автор Чернова Елена Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 36755
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓