Классный
час
«Планета
толерантности»
Цель:
-Познакомить учащихся с
понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать
правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;
Задачи:
-Дать учащимся
возможность оценить степень своей толерантности;
-Воспитывать чувства
коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения
между учащимися.
-Воспитывать чувство
уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-Способствовать развитию
у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других
такими, какие они есть на самом деле.
- Развивать у
воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Ход
классного часа.
Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября
Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на
первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт,
очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный
культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий
чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается
признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы,
общества в целом.
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о
вечном, о любви.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей
было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому,
прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы
запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь
в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна
другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут
Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого
и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши,
и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну
из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула
ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно
движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось
бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и
чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.
Все чаще эти понятия применимы к современной
молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с
нами и среди нас.
Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для
нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью».
Что - же это за слово такое? Почему же наше
общество нуждается именно в толерантной личности? Я думаю, ребята, что все уже
поняли, о чем сегодня будет идти речь?
Как вы понимаете слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»?
(ответы ребят)
Спасибо, ребята. А вы знаете, определение слова
Толерантность на разных языках звучит по-разному.
Давайте познакомимся с этими определениями.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать
отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором
допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым,
снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по
отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность,
мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к
другим.
-
Ребята, а какое определение ближе всего вам? Почему?
-Как
вы думаете, что общего между этими определениями?
Теперь послушайте определение толерантности, данное в
«Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже
185 государствами членами ЮНЕСКО.):
Толерантность означает «уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм
самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей
способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и
политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая
делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой
мира».
-А давайте посмотрим, можем ли мы себя назвать
толерантной личностью?
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность
– это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы
строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны
будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит
акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь
насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы
сказать нет.
4. Один товарищ тебя
предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный
обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с
кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа
учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе
беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери
тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под
пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты
проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира.
Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если
у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи,
но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти
свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если
у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не
толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось
дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного
усилий.
-Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.
Давайте все вместе попробуем назвать черты толерантной
личности и интолерантной личности. Я предлагаю вам выбирать определения и
располагать их в той колонке, которой они, на ваш взгляд, принадлежат.
-Пожалуйста, выходим (работа ребят)
Ну вот, мы и выяснили, какими качествами должен
обладать Толерантный класс.
Каких из перечисленных качеств не хватает
нашему классу?
-А я предлагаю вам составить классный договор. Я
раздам командам для образца договор Новозеландских детей. Прочитайте его,
обдумайте. Все ли здесь учтено? Не нужно ли что-нибудь добавить? Если – да, то
что?
Раздается договор. Работа в группах.
«Классный договор Новозеландских детей»
- Я имею право на счастье и доброе отношение в
этом классе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не
будут игнорировать и обижать.
-Я имею право быть самим собой в классе. Это
значит, что никто не будет ко мне относиться несправедливо из-за того, что я
толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.
-Я имею право на безопасность в классе. Это
значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.
-Я имею право слушать и быть услышанным в этом
классе. Это значит, что никто здесь не будет кричать, и мое мнение и желание
будут учитывать при планировании совместных действий.
-Я имею право познавать себя в классе. Это
значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать
или наказывать.
-Что ж, ребята, мы смогли сегодня определить кто такой
толерантный человек, какими чертами обладает толерантный класс. Составили
классный договор. Как вы думаете, если мы постараемся сделать его нормой нашей
школьной жизни, сможем ли мы почувствовать себя более счастливыми, успешными.
(ответы детей)
-А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно
захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс,
наша школа с гордостью сможет говорить о себе «МЫ – ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»
-Нам осталось еще раз вернуться к понятию
«Толерантность» Что же это такое?
Давайте вырастим цветок Толерантности
(выкладывают цветок)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.