Главная / Классному руководителю / Классный час о малой родине

Классный час о малой родине

Классный час: «Моя малая родина»

Цели:

  • воспитывать чувства патриотизма;

  • прививать любовь к своему городу.

Оборудование: компьютер, презентация «Что было, что есть», фонограммы песен о Калачинске, викторина.


Ход образовательного события:



Ведущие вместе: - Добрый день, дорогие ребята! Наша первая встреча в этом учебном году, посвящается нашей малой родине – городу Калачинску.

Ведущий 1: Совсем недавно наш город отмечал день города. А вы помните, когда это было? ( ответы детей).

Ведущий 2: Год основания Калачинска - 1795 год. Со дня основания - городу исполнилось 219 лет. В 2014 году городу Калачинску исполняется – 62 года. В 1952 году поселок городского типа получил статус города.

Ведущий 3: За последнее время наш город изменился, много создано, многое еще предстоит сделать.

Ведущий 4: Сегодня украшают город отремонтированные многоквартирные дома,

Ведущий 5: новые дома, дворовые территории и новая дорога,


Ведущий 6: радуют достижения культуры и спорта,


Ведущий 7: установленные спутниковые антенны,


Ведущий 8: новые компьютеры в библиотеках,


Ведущий 9: создаются новые предприятия,


Ведущий 10: развивается малый и средний бизнес.


Ведущий 11: А сейчас, давайте все вместе совершим путешествие в прошлое нашего города.

Учитель: Мой город… Так может сказать каждый человек, живущий в нашем городе . Город может по праву считаться твоим, если он оставил хоть какое-то неизгладимое впечатление в душе, если кусочек твоего сердца навсегда прижился в этом городе и ты не жалеешь, что вложил в город частичку себя.
Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями.

Города могут прослеживать судьбы своих жителей, молча наблюдать и откладывать в памяти разные события.

Город - это живая система, целостный организм, в котором происходят всевозможные процессы и, прежде всего, жители - неотъемлемая часть этой сложной системы. У каждого города, как и у человека, свои устои и традиции, есть своя история.

История Калачинска ( + ) фоном звучит песня «Малая родина».


Учитель: Первые поселения к востоку от крепости Омск возникали на северном берегу реки Омь. Реке отводилась роль естественной преграды от кочующих племён (татары, казахи, киргизы). Первые сведения о поселенцах в деревне Калачики датируются подушной переписью 1795 года. В переписи говорится о переселении семи семей из волостного центра села Куликова (ныне д. Куликово (правый берег) Воскресенского сельского поселения), которые ютились в основном в саманных домах и мазанках в месте соединения р. Омь и озера Калач. Первые поселенцы занимались производством зерна, рыбной ловлей, животноводством, плетением лаптей и шитьем одежды для собственных нужд. Излишки реализовывались через скупщиков, которые занимались закупками для государственных нужд, реализацией продуктов в соседние поселения и крепость Омск. В это время рост населения деревни Калачики (села) был в основном за счёт естественного прироста и в меньшей степени за счёт притока населения из других мест. Основной путь сообщения европейской части Российской империи с Восточной Сибирью и Дальним Востоком (Сибирский тракт) проходил севернее реки Оми, пересекая реку Иртыш в районе села Большеречье, по нынешним Горьковскому и Нижнеомскому районам. Он не оказывал значительного влияния на развитие Калачиков.

Первые предприятия и общественные организации: мастерские по выделке кож, купеческие дома, сельскохозяйственные артели, часовенка на ул. Ключевая, ямщина — вот, пожалуй, и все виды деятельности и занятости населения в конце 18 и 19 веке.

Со строительством и вводом в эксплуатацию в конце 19 века железной дороги и станции (ныне ОАО «РЖД» и станция «Калачинская») бурно начало расти село Калачики, «двигаясь» постепенно от излучины реки Оми и озера Калач к железнодорожному полотну. Семьи рабочих и мастеров железной дороги место проживания выбрали вдоль железной дороги: ул. Железнодорожная, Садовая, 30 лет Победы, Вокзальная, 1-4 Переездные (ныне ул. 70 Бригады, Горького, Маршала Жукова, Стрельникова). С вводом в эксплуатацию железной дороги в 1880 году построены первый водопровод по ул. Водопроводная (ныне Гагарина) и водонапорная башня для заправки паровозов. Несколько позже построены пункты по отпуску воды для населения из водопровода.

И только в 1914 году появились первые кустарные мастерские по деревообработке, изготовлению валенок, скорняжные и швейные мастерские, кузня, плетение различных изделий из лозы. Возникает рынок, который привлекал торговцев близлежащих поселений.

Первое предприятие Калачинский промкомбинат, созданный в 1921 году объединил ремесленников и занимался деревообработкой, изготовлением и обжигом кирпича, изготовлением саней, телег, конной упряжи, бочек, домашней утвари, деревянной посуды.

Ученик 1: В 1922-24 годах активно создаются артели и колхозы, создается Калачинская машинно-тракторная станция (ныне Калачинский механический завод), мельница, склады для хранения и отгрузки продукции сельского хозяйства в непосредственной близости к железной дороге (элеватор, маслосырбаза, сенопункт), комбинат бытового обслуживания. Приблизительно в это же время (середина 20-х годов) создаётся молоканка (ныне молочный комбинат), строится деревянный мост через р. Омь. Начинается развитие медицины, образования. Развивается железная дорога: амбулатория и больница, баня, начальная школа, школа глухих детей, магазины, Дом культуры. С вводом в эксплуатацию моста начинается общение северных и южных поселений через Калачинск, активизируется торговля.

Ученик 2: В 30-е годы продолжается активное развитие Калачинска - он получает статус рабочего посёлка. Наличие железной дороги, водопровода привлекает жителей соседних поселений и районов. Начинается строительство многоквартирного жилья , в основном саманные и камышитовые, Калачинский мясокомбинат, птицецех (цех по переработке мяса птицы), межрайбаза, общепит, РайПО. В это же время сформирована полувоенизировнная организация — авторота, которая в мирное время насчитывала до 70 автомобилей, ремонтные мастерские по ремонту и эксплуатации автопарка. Переводится в Калачинск геологоразведочная экспедиция. Строятся 11 - летняя школа № 1, несколько семилеток, детские сады, МТС. Начинают действовать кинотеатр, чайные, развивается сеть магазинов. Строится ткацкая фабрика.

Ученик 3: 40-е годы В 1941 году из Мелитополя эвакуируется в Калачинск на производственную базу МТС механический завод, который в считанные месяцы начинает выпускать военную продукцию. 30.09.1942 г. по приказу главнокомандующего СибВО в Омской области началось формирование 30-й отдельной лыжной стрелковой бригады, возглавил которую кадровый военный полковник П.М. Акимочкин. Невиданным героизмом и стойкостью, ценой жизни многих бойцов и командиров бригада выполнила свою задачу – прочно стабилизировала линию фронта на северном выступе будущей битвы на Курской дуге. Рядом с мастерами к станкам встали женщины и подростки. Создано СПТУ-41, которое готовит кадры в основном для механического завода и ткацкой фабрики, а после войны  для сельского хозяйства и  строительства. Источником электроснабжения предприятий являлись дизельные электростанции, позже Сельхозтехника. Открывается шубный цех при КБО, создаётся цех валяной обуви. В Калачинске создаётся снайперская школа (ныне школа № 3), аэродром по подготовке военных лётчиков, нефтебаза,  военный госпиталь. В военные годы калачинцы золотой строкой внесли свой вклад в Великую Победу. Наши земляки - Герои Советского Союза: Алтунин А.Т., Еремин А.С., Ермак П.И., Осминин П.Е., Ледовский И.Г., Калинин Г.Г.. Их именами названы улицы города. В 1941 году в Калачинске формируется 70-я бригада морской пехоты, которая в составе войск западного фронта закрыла подступы к Москве. Шоферы - калачинцы возили военные грузы, раненых, продукты и по «Дороге жизни», и под Москвой, и на Курской дуге и на многих других направлениях.

Во второй половине 40-х годов строится районный Дом культуры, библиотека. Создается отделение Сбербанка, поликлиника, пивзавод, ветлечебница, ветбаклаборатория, открывается баня № 1.

Ученик 4: 50-е годы Создаются Калачинский район электрических сетей, коммунальная служба, горэлектросеть. В декабре 1952 года Калачинск получает статус города районного подчинения. Построена гостиница (ныне паспортный стол), универмаг (ул. Ленина). Продолжается развитие образовательной, культурной сети: музыкальная школа, фильмотека, кинопрокат, клуб механического завода, городской стадион .

Ученик 5: 60-е годы. Начато массовое строительство жилья 2-3 этажной застройки центральной части города, путепровода в восточной части города вместо ж.д. переезда (виадук), Калачинского элеватора, средних школ № 2 и 3, автошколы ДОСААФ, АТП-12, кинотеатр, сеть столовых и ресторан, увеличивается территория плодосовхоза до 100 га. Строится асфальтобетонный завод, квартальные котельные.

Принимает первых учеников детская художественная школа. Построены корпуса верхней одежды и обувной цех КБО, гостиница, трасса мотокросса (и ныне лучшая в России), более 20 хоккейных коробок, создаётся парковая зона на озере Калач (парк им. Гагарина), строятся банно-прачечный комбинат и баня № 3, детско-юношеская спортивная школа.

Ученик 6: 70-е годы. Строится новый Калачинский мясокомбинат, здания почтамта, автовокзала, центральная котельная. Начато строительство пятиэтажного жилья (ул. Черепова, Строительная), детские комбинаты. Вводятся в эксплуатацию множество объектов административно-делового назначения, в основном размещенных в многоквартирных домах (ЗАГС, банки, аптека № 13, химчистка, магазины).

Ученик 7: 80-е годы. Построены ЗКСМ, городской водопровод, городская канализация, школы № 5 и № 6, продолжается строительство жилья. Начато строительство газораспределительных сетей, открыт мемориальный комплекс.

Ученик 8: 90-е годы. Введена в эксплуатацию Калачинская газораспределительная станция. Переезжают в Калачинск строители – бамовцы. Активно ведётся коттеджная застройка по целевым программам в заречном, западном микрорайонах, ул. Солнечная. Построены художественная школа, пристройка к районному Дому культуры. Детская музыкальная школа переведена в здание горкома партии.

Ученик 9: 2000-е годы. Ведется строительство насосной станции чистой воды, сдача которой состоялась в 2011 году. Проведена реконструкция мемориального комплекса. Завершено строительство стадиона. Построены: Храм Воскресения Христова (ул. Семашко), торговые комплексы Геомарт, АЛПИ, здание налоговой инспекции, аптеки, СТО, отделения Сбербанка, ведется строительство частных магазинов, объектов бытового назначения (парикмахерские, салоны красоты) районная библиотека для взрослых читателей получила новое здание, в прошлом году справила новоселье городская библиотека № 1. Построено и работает новое предприятие «ЛенОм». Вышли на новый уровень Мясокомбинат и завод по изготовлению кирпича. Развивается малый и средний бизнес.

Презентация «Что было, что стало».

Краеведческая викторина

«Калачинск – капелька России»



  1. В каком веке появилось поселение Калачики?

А) 18 век;

Б) 19 век;

В) 20 век.

2. У какой реки обосновалось поселение Калачики?

а) Иртыш;

б) Обь;

в) Омь.

3. Из какой деревни перебрались в Калачики первые поселенцы?

а) Воскресенка;

б) Тургеневка;

в) Куликово.

4. Кто из калачинцев – участником Великой Отечественной войны был танкистом?

а) П. Осминин;

б) Г. Калинин;

в) Ермак

5. Сколько жителей проживает в городе в настоящее время?

а) 23,5 тыс.

б)25 тыс.

в) 20 тыс.

6. Сборник стихов «Доброты семена» принадлежат местному автору….

а) П.Афиногентову

б) Н. Обушенко

в) А. Артемьевой

7. Калачинск назван по имени…

а) Озера

б) Реки

в) Хлебобулочного изделия

г) Травы

8. Какого водоёма нет на территории города?

а) Озера

б) Болота

в) Бассейна

г) Реки

9. Кто построил здание, в котором в настоящее время располагается краеведческий музей?

а) Мешанин

б) Купец

в) Миллионер

г) Дворянин

10. Сколько калачинцев – участников Великой Отечественной войны отмечены званием Героя Советского Союза?

А0 Два

Б) Три

В) Шесть

Г) Семь

11. Сколько в городе библиотек?

а) Шесть

б) Пять

в) Четыре

г) Три

12. Чьё имя носит музыкальная школа?

а) П. Я. Ковалевского

б) А.И. Ханжина

в) В.Я. Шабалина

г) П.И. Чайковского

13. Сборник стихов Калачинских поэтов называется…

а) Поэтический Калачинск

б) Литературный Калачинск

в) Калачинские таланты

г) Мы из Калачинска

14. «Сибиряк» - название…

а) Газеты

б) Магазина

в) Кафе

г) Детского клуба

15. Какое предприятие было эвакуировано в годы Великой Отечественной войны в наш город?

а) Мехзавод

б) Ткацкая фабрика

в) Обувная фабрика

г) Завод железобетонных конструкций.

Рефлексия

Ребята, сейчас вы построите улицы своего города настроения. У вас на партах лежат домики разного цвета. Домик оранжевый означает, что вам сегодня всё понравилось и у вас хорошее настроение, домик жёлтого цвета – вы остались равнодушны, а домик синего цвета – вам ничего не понравилось или у вас плохое настроение. Улицы вашего города должны быть ровными, красивыми, аккуратно приклеены. Пожалуйста по очереди ( по рядам) постройте свои улицы, а также можете дать им названия.

Молодцы, ребята, красивый город настроения у вас получился! Я желаю вам, чтобы вы всегда любили и не забывали свою малую родину, куда бы вас судьба ни закинула. Много есть городов больших и красивых, но милее и роднее своего не будет никогда!

Классный час о малой родине
  • Классному руководителю
Описание:

Мой город… Так может сказать  каждый человек, живущий в нашем городе . Город может по праву считаться твоим, если он оставил хоть какое-то неизгладимое впечатление в душе, если кусочек твоего сердца навсегда прижился в этом городе и ты не жалеешь, что  вложил в город  частичку себя.
Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам, видят знакомые здания, природу, общаются с одними и теми же людьми, не задумываясь о том, насколько они свыклись со своим городом, породнились с ним, стали близкими друзьями.

Города могут прослеживать судьбы своих жителей, молча наблюдать и откладывать в памяти разные события.

Город - это живая система, целостный организм, в котором происходят всевозможные процессы и, прежде всего, жители - неотъемлемая часть этой сложной системы. У каждого города, как и у человека, свои устои и традиции, есть 

Автор Максимова Нина Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 682
Номер материала 46657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓