ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 -X
КЛАССОВ
Сегодня, когда культура способна разрушить
духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе, на наш взгляд, одним из основных предметов.
В программе вводятся четкие разделы, где уделяется внимание
этикету и правилам нравственного общения между
людьми во всех сферах жизни людей.
Главной задачей изучения этики в 5-9-х
классах является понятие сути морального выбора человека в различных
ситуациях. Для выпускных классов предлагается изучение
правил делового общения и этикета.
Этика - философское
учение о морали, ее развитии, нормах
и роли в обществе. Совокупность норм поведения. Мораль - нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
5-й КЛАСС
Введение. Нравственная культура человека
Понятия «культура», «нравственная культура»,
«культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения. Правила
приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и
нормы нравственности.
Мое Отечество
Патриотизм - нравственная черта нашего народа.
Понятие «Родина». «Родина-мать», почему мы
так говорим. Подвиг во имя Родины.
Добросовестное отношение к учению и труду.
Понятия «труд», «воля», «ответственность»,
«уважение». Воля и труд все перетрут. Отношение к учению.
Уважение труда других людей.
Ты - будущий гражданин.
Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о
рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы - документы,
рассказывающие о личности человека.
Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в
школе. Поощрения и наказания.
Нравственное сознание
Простые нормы нравственности.
Понятия «забота», «уважение к чужому
времени», «уважение к себе», «зло», •равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость».
Нормы нравственности. Забота о ^етях как
о будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным
ценностям страны. Что значит | важать себя?
Нравственные нормы жизни в семье.
Понятия «семья», «традиция», «взаимовыручка», «жестокость»,
«бестактность», «грубость», «доброта»,
«одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. Русские
национальные традиции родственных отношений. Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и
наказание в семье.
Семейные праздники.
Праздники семьи как традиции. День рождения - особый праздник.
Развлечения на семейных праздниках.
Нравственные нормы жизни в школе.
Уважение к одноклассникам, учителям,
работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках.
Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроке. Помощь в учебе и
других делах.
Нравственные отношения
Человек и его имя.
Понятия «отчество» и «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра I
относительно фамилий и отчеств. Имена по
святцам и месяцесловам. Не имя красит человека, а человек имя.
Отношение человека к своему телу и душе,
природе и здоровью.
Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить
здоровым свое тело. Что такое духовность человека? Зависимость здоровья
человека от его нравственной культуры.
Отношение человека к природе и здоровью - достояние страны.
Отношения с одноклассниками и
одноклассницами.
Мальчики и девочки. Роли: общие и различные. Черты характера:
общие и различные. Почему мальчики должны
уделять внимание девочкам. Почему и как девочки должны отвечать на внимание
мальчиков. Проявление отношения к тому, кто тебе нравится и кто не
нравится.
Нравственная деятельность и этикет
Правила приличия.
Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила
этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему.
Знакомство и представления, приветствия.
Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими,
младшими. Рукопожатие и его история.
Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее
роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при
приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.
Этикет на улице и в общественном транспорте.
Необходимость создания и соблюдения правил
поведения в общественном транспорте. Вход в
общественный транспорт и выход из него. Расположение ■ предназначение мест в
общественном транспорте. Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений мез
людьми в поезде, самолете, на пароходе, в автобусе.
Этикет покупателя и продавца.
Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на
рь ке. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нраве
венной культуры.
Если человек заболел.
Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила
пове; ния в поликлинике и в больнице.
Посещение больных: уважение и ответственное
Этикет за столом.
Уважение себя и других за столом. Что, где и как едят?
Правила пользования сервировочных предметов. Обращение за столом. Беседа за
столе Начало и окончание трапезы. Поведение
в школьной столовой.
Требования к уровню подготовки воспитанника 5-го класса
Должен усвоить сущность понятий: «норма»,
«нравственная норма», «культ поведения»,
«товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение», «чуткость», «вза^ выручка», «грубость», «бестактность», «одиночество»,
«хамство», «страх», «гост «хозяин»,
«визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин».
Должен знать: как помочь товарищу в учебе,
труде, как увидеть прекрасное книге, жизни, человеческих
отношениях, как вести себя за столом, что и как ер как представиться при
знакомстве, как приветствовать друг друга и старших, прстые нормы
нравственности.
Должен уметь: оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и
телю, пользоваться столовыми приборами, давать элементарные оценки поступка и
делам, правильно представиться при знакомстве, выполнять правила этикета
общественном транспорте.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.