Главная / Классному руководителю / Классный час на тему «Толерантность – путь к миру и согласию»

Классный час на тему «Толерантность – путь к миру и согласию»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Троицко – Сунгурская средняя общеобразовательная школа
















Классный час на тему

«Толерантность – путь к миру и согласию»






Подготовила и провела

Еремеева Елена Александровна,

классный руководитель 8 класса












2014 - 2015 учебный год





Классный час на тему

«Толерантность – путь к миру и согласию»


Форма проведения - круглый стол

Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

  • развитие уважения к своим правам и правам других людей.

Ход классного часа:


  1. Вступительное слово классного руководителя

Тема нашего классного часа «Толерантность – путь к миру и согласию».

Не всем, может быть, знакомо это слово, но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития каждого человека в отдельности, группы, общества в целом.

Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как 

  • Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 

  • Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

  • Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 

  • Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков… 

Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

  1. Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”. Может, кто знает, что обозначает это слово?

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Каждой команде были даны карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Что общего в этих определениях?

Ответ: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Когда же это будет возможным?

3.Давайте послушаем сказку.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответ: потому что в мире и согласии можно лишь тогда , когда в нашей жизни будут царить доброта и любовь.)

-Ну а как с этим дела обстоят у нас сейчас?

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

4.Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

-Почему молодой человек отказался помочь?

-Как бы вы поступили в этом случае?

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

-Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

5. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждой команды на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

( Ребята зачитывают свои ответы)

6. Российская Федерация - многонациональная, в которой проживают представители более ста народов. Каждый народ, сформировавшийся на территории нашей страны, имеет свои особенности культуры, традиций, обычаи. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Вот пример особенностей проявления этнического поведения. Этот пример мы можем разыграть по ролям.

Разыгрывается сценка

Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одеты, пообедавшие в одной столовой и с одной и той же газетой под мышкой.

Допустим, что в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать персонажи?

Грузин – схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая.

Немец – брезгливо сморщиться и начнет звать милицию.

Русский – скажет несколько сакраментальных слов.

Татарин - предпочтет уклониться от участия в конфликте.

Конечно «чужие» особенности этнического самосознания и поведения могут вызывать различные реакции, в т. ч. и отрицательное отношение. Но в этом и состоит задача, чтобы учиться это понимать и быть терпимым.

7. Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

( Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)

А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

8. Посмотрим, как в жизни можно эти правила применить. Проведите инсценировку следующей сцены:

Ира принесла в школу новый телефон, полученный в подарок накануне. Друзья захотели его посмотреть. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Ира, увидев это, страшно разозлилась.

Предложите свои пути решения конфликта.

9. “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности. (Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

10.А в заключение наши пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире с собой и окружающими!



Классный час на тему «Толерантность – путь к миру и согласию»
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час на тему

«Толерантность – путь к миру и согласию»

 

Форма проведения - круглый стол

Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?

 

Цели:

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;

- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; 

 

- развитие уважения к своим правам и правам других людей.

Автор Еремеева Елена Александровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1074
Номер материала 13270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓