Главная / Биология / Классный час на тему «Сквернословие »

Классный час на тему «Сквернословие »


МБОУ Красногорская СОШ № 1



Классный час на тему

«Сквернословие »



hello_html_m35a186e7.png
hello_html_54dd7422.pnghello_html_m553be421.png



hello_html_m5bcb7b44.png





Учитель: Солодкая Л. В.


п.г.т. Красная Гора

Цели:

  • Дать понятие “сквернословия”.

  • Рассказать об истории возникновения бранных слов.

  • Обсудить возможные способы решения проблемы сквернословия.

  • Предложить приёмы, которые могут помочь избежать сквернословия.

  • Предложить девушкам попробовать взглянуть на себя со стороны, проанализировать своё поведение в обществе, в семье, в личном общении.

Форма проведения: Беседа с элементами обсуждения.

Оборудование: Фрагменты из к/ф “Джентльмены удачи”, “Бедная Саша”, музыкальное сопровождение к песне на стихи Б.Окуджавы “Давайте восклицать”, текст стихотворения в прозе “Близнецы” И.С.Тургенева, текст стихотворения И.Бунина “Русский язык”, словарь “Русская феня”.

Подготовительная работа:

 

  1. Подготовить необходимый материал по данной теме.

  2. Провести анкетирование среди учащихся: «Твоё отношение и отношение родителей к сквернословию». (классный руководитель)

  3. Выпустить стенгазету по данной теме и по результатам анкетирования.

  4. Нарисовать плакаты, отражающие данную проблему: «Мат укорачивает жизнь», «Сквернословие вредит здоровью», «Словом можно убить», «У того, кто ругается - некрасивое лицо» и др. (групповая работа)

  5. Выучить стихи.

  6. Подготовить выступления учащихся.

  7. Подготовить необходимые видео, музыкальные, иллюстративные материалы.

Участники: Лекционная группа, учащиеся класса и родители.

 

Изложение материала


И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!

И. Бунин.


Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о вреде сквернословия.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Вдумайтесь в факты!

По данным социологических опросов, в России матерится 70% населения. То есть, матерятся, независимо от социального и образовательного статуса - от рабочего до Президента, матерятся везде - от детсада до Госдумы, матерятся по любому поводу - от радости до горя, матерятся просто так, без повода, мат вставляют в речь для «связки» слов (мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!). Если какой-нибудь народный артист, или политик, или другой известный человек, выступая принародно, загнет «трехэтажным», - никто уже не удивится. Даже сочувствующе заулыбаются: а как же, наш человек! Как говорится, есть повод задуматься… Но, хотя в России матерится 70% населения, по данным тех же социологических опросов, подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.


Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. « Мат» доносится с экранов телевизоров. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

По результатам опросов даже учащиеся младших классов пробуют употреблять матерные слова. И нередко они берут пример со своих родителей. Не станет ли это вредной привычкой? Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

 

1-ый ученик:

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, космосе. Если слово хорошее – добрым энергиям насыщается пространство, и оно помогает кому-то. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.


2-й ученик:

В книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

 Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь меня топором по голове, чтоб была рана». Как охотник не отнекивался, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую ты мне нанёс, зажила, а рана от твоей – до сих пор мне садит сердце.

 

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

 

3-й ученик:

Немного истории.

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

 

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – «ма» и «мя» - в брачный период.

На Руси до середины XIX века сквернословие очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева
).

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

 


4-й ученик:

Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.

Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.

 На этом основании учёные сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.


5-й ученик:

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благославляли» т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

  Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Беляевского-17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

  Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Последние годы часто говорят и о воде. Если включить плохую музыку и включить кран, то вода носит плохую энергетику. Выпивший, эту воду, может заболеть. И наоборот, если включить хорошую спокойную музыку, то вода заряжается хорошей энергией и может исцелить многие болезни.


6-й ученик:

В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы — Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

В УК РФ есть статья 131 ("Оскорбление"): "Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до 100 рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия". [УК России, 1992, с. 75-76].

 

Учитель:

Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: « От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

 

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.

У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. « Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».

 

1-ый ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом с вами убеждались,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова - словами.


Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим не обходимы!

hello_html_m52425c56.png




Итог классного часа, рефлексия

Учитель:

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня нами, классный час принесет положительный результат и та привыкшая к сквернословию молодежь задумается.

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?


Учитель:

Я хочу эту встречу закончить следующим стихотворением:

 

Как богат и свободен наш Великий язык.

Как красив и чудесен его благостный лик...

Ведь же всё говорят: «Век живи – век учись».

Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

 

Его многие любят, и он нравится многим.

И мой мир без него не богат, а убогий.

И для каждого он частица себя,

Возлюби его так же, как ты любишь себя.

 

Но что значит, для нас

Современным казаться?

Одеваться по моде и вслепую влюбляться?

Или взрослым хамить и детей обижать?

Или мат полюбить, или пьяницей стать?

Нет и нет!

 

Это только лишь казаться

Современным быть –

Это уметь говорить,

Это красиво выражаться.

 











Перед проведением  классного часа, необходимо раздать учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни». 

Анкета «Сквернословие в моей жизни». 

Класс_______ «___»   Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ____________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? ____________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ____________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ____________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ____________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ____________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ____________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ______________________________________________

Спасибо за откровенность!

Анкета поможет определить эффективность данного мероприятия: сколько детей действительно задумалось над  проблемой сквернословия.






Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой – 10 человек

б) символ взрослости - 5

в) недостаточный словарный запас - 5

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости -14

б) из-за неуважения к людям - 8

в) стала привычкой - 0

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день -2

б) редко- 12

в) никогда не использую - 6

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры - 12

б) когда плохое настроение - 4

в) вообще не использую - 4

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость -11

б) храбрость -1

в) мне иногда станет легче -8

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения - 6

б) невоспитанность - 8

в) низкая культура - 6

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него -16

б) ничего не чувствую -2

в) обычный повседневный разговор -2

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней - 8

б) от девушек - 9

в) от взрослых -3

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а) не хочу, потому что, это не культурно -5

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова -15

в) пусть используют, когда надо -0


11


Классный час на тему «Сквернословие »
  • Биология
Описание:

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».


Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или не-умения выразить мысль, а чаще и того, и другого.
Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевы-вать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Автор Солодкая Людмила Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1606
Номер материала 21898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓