Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Жизнь, ставшая легендой"

Классный час на тему "Жизнь, ставшая легендой"


Классный час на тему « Жизнь ставшая легендой»

Цели:

- расширить представление детей о судьбе и личности А.В.Суворова;

- формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремленность, воля к победе, самоотверженность, патриотизм;

- побуждать детей к изучению истории России, к участию в патриотических мероприятиях.


Ход классного часа.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим, с кого «делать жизнь». И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества. Сегодня мы будем говорить об одном из них. Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.

Те, кто видел его могилу в Александро-Невской Лавре, в Санкт - Петербурге, невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговения… Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства.

Могила Суворова

С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».


Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!


Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Заслуженная, истинная слава…

II. Интерактивная беседа «Истинная слава – в чем она?»

Классный руководитель. А как понимал славу сам Суворов? На доске записаны его слова. Давайте разберем каждую строку по порядку. Что имеет в виду А.В.Суворов, когда говорит, что истинная слава не может быть отыскана? Почему?

Примерные ответы детей:

- Потому что ее нужно заработать.

- Ее нужно добиваться, а не бродить где-то в поисках.

- Можно специально творить разные чудеса, чтобы на тебя обратили внимание и этим прославиться. Но истинная слава не в этом.

Классный руководитель. Читаем дальше: самопожертвование и общее благо. Как слава связана с этими двумя понятиями? Что это, вообще, такое?

Примерные ответы детей:

- Это значит пожертвовать собой, своими интересами ради общих интересов народа, страны, человечества.

- Значит вообще отказаться от своей выгоды ради общей пользы.

- Значит думать не о себе, а только о своем долге, чтобы всей России было хорошо.

Классный руководитель. Суворов видит свое доброе имя в славе Отечества. Согласны ли вы, что это путь к истинной славе?

Примерные ответы детей:

- Славы заслуживает не тот, кто чего-то добился только для себя, а тот, кто все делает для Отчизны.

- Если человек заботиться только о себе, он славы не заслуживает.

- Суворов считает, что его имя будут все знать, потому что он много сделал для России.

- Он думал о славе России, а заслужил славу себе.

III. Информационный блок

Классный руководитель. А сейчас я передаю слово группе специального назначения, которая подготовила информационный блок об Александре Васильевиче Суворове.

«Победа над самим собой»

Ученик 1. Наш рассказ о Суворове можно назвать «Победа над самим собой».

Говорят, генералиссимус Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. На самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребенком, вечно простуженным и вечно нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлекался военной историей и военным делом. Он поставил себе цель – стать полководцем. И ради это цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу ходит в легкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, он скачет на лошади под проливным дождем, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.

Ученик 2. Он просыпался с первыми петухами в час ночи. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он спал на сене, укрывался простыней или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал заряду, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учебы – учил языки, литературу, историю. Ин избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба. Он вообще был глубоко верующим человеком.

Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования – терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.

«Чудо военной истории»

Ученик 3. Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова. Этот поход назвали «чудом военной истории». Все помнят картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы». На этой картине изображен Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «там где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат!» Ведя ожесточенные бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.

Чтобы уйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: «Мы русские, мы все одолеем!» И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Все Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом Суворов скажет: «Русский штык прорвался сквозь Альпы».

«Неуязвимая крепость»

Ученик 4. В 1790 году русские войска долго осаждали крепость Измаил. Крепость находилась на левом берегу Дуная и имела большое стратегическое значение. Все попытки взять крепость были безуспешными. Наступила зима, среди осаждавших начались болезни. Тогда командующим назначили Суворова.

Суворов решил, что крепость надо брать не осадой, а штурмом. На подготовку Суворов отвел всего 7 дней. По приказу Суворова солдаты устроили в своем лагере вал и ров наподобие измаильских. По ночам солдаты учились брать это укрепление. Кроме того, делали лестницы, приспособления для штурма, готовили артиллерию. Войска были разделены на три группы, чтобы вести штурм с разных сторон. Но главное было поднять и укрепить солдат. Суворов объезжал войска, говорил с солдатами, вселял веру в успех. Но сам он понимал, каким трудным будет этот штурм.

«Штурм»

Ученик 5. Этот рассказ мы назвали «Штурм».И началась историческая битва. В 3 часа ночи русские войска начали выдвигаться к крепости, а на рассвете начался штурм. Под жесточайшим огнем брали русские солдаты неприступные стены и глубокие рвы. Турки сражались с невероятным упорством и ожесточением, в городе бились за каждый дом. Но 16 часам бой был закончен. 11 часов продолжалось жестокое кровопролитие.

Разгром противника был полным. Он потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Немалыми оказались потери русских войск. 4 тысячи убитых и 6 тысяч раненых, из 650 офицеров в строю оставалось 250.

Суворов не случайно признался после победы: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни».

Ученик 6. Вот как говорил о взятии Измаила военный историк: «Здесь не просто крепость взята, а истреблена сильная отборная неприятельская армия, прекрасно вооружена и сидевшая в крепчайших каменных стенах, истреблена меньшинством, хуже ее вооруженным, которому можно было добраться до армии только через отвесные каменные стены». После взятия Измаила вся Европа была поражена успехом русского оружия. Английский поэт Байрон в своей поэме «Дон-Жуан» назвал Суворова «неизъяснимым чудом». Весь мир заговорил о Суворове как о гениальном полководце.

«Суворовские истины»

Ученик 7. Суворов еще в девстве поставил себе цель – стать полководцем. И еще ребенком показал невиданное упорство в достижении цели. Он учился, читал, закалялся, тренировался, постоянно боролся со своими слабостями и недостатками. Суворов начал службу в армии с солдатской должности капрала, закончил генералиссимусом. Генералиссимус – это командующий всеми вооруженными силами страны. Такой чин был только у монархов и глав правительств. Суворов провел много сражений и ни одного не проиграл. Часто ему приходилось вступать в бой с противником, вдвое, втрое превосходящим его в силах. И все равно армия Суворова побеждала.

Ученик 8. Самым главным для командира Суворов считал уважение к солдатам. Своих солдат он называл русскими «чудо-богатырями». Они его никогда не подводили. Боевой опыт Суворова отражен в его знаменитом сочинении, которое он назвал «Наука побеждать». Мы подобрали изречения Суворова об армии, о храбрости, о командирах, о русских солдатах. Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами. (По очереди читают афоризмы.)

- Глазомер, быстрота, натиск – вот три воинских искусства.

- Русские прусских всегда бивали.

- Каждый воин должен понимать свой маневр.

- Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

- Воевать на не числом, а умением.

- Где меньше войска, там больше храбрых.

- Лень рождается от изобилия.

- Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

- Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

- Мне солдат дороже себя.

- Теория без практики мертва.

- Военная наука – наука победы.

- Дисциплина – мать победы.

- Скорость нужна, а поспешность вредна.

- За ученого трех неученых дают.

- Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

- Тяжело в учении – легко в походе, легко на учении – тяжело в походе.

- Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля – дура, штык – молодец.

- Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!

- Ты присягал. Умирай за Веру, Царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.

- Смерть на постели – не солдатская смерть.

«Рассказы о Суворове»

Ученик 9. Суворов был очень яркой, выдающейся личностью. О нем уже при жизни стали складывать былины, легенды, рассказы.Некоторые рассказы мы сегодня вам напомним.

Однажды после трех неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и сам стал рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрет. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.

Ученик 10. Как-то у русских вышел спор с союзными войсками по поводу пушек, добытых у неприятеля. Союзники требовали себе половину. Суворову надоела эта торговля, и он сказал: «Отдать им все пушки, все отдать. Где им взять? А мы себе еще добудем».

Ученик 11. Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры ему отвечали: «Не могу знать». Таких он называл «немогузнаями». Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, четко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им неожиданные и трудные вопросы: «Сколько звезд на небе? Сколько рыб в море?» и т.п. На эти вопросы обязательно нужно было отвечать. Например, у одного офицера он спросил: «Знаешь ли, сколько верст до Луны?» «Знаю, Ваше Сиятельство!» «А сколько же?» «Два солдатских перехода», - отвечал офицер без запинки.

Ученик 12. Суворов при себе никогда не носил ни часов, ни денег. Так же и в его доме никогда не было часов. Он говорил, что солдату они не нужны и что солдат без часов должен знать время. Когда надо было идти в поход, никогда в приказах не назначал часа, но всегда приказывал быть готовым с первыми петухами. Для этого он научился петь петухом и, когда время наставало, выходил и выкрикивал «ку-ка-ре-ку», и солдаты выступали в поход.


IV. Суворовская викторина «Не могу не знать»

  1. Какие три главных «воинских искусства» должен знать солдат? (Глазомер, быстрота, натиск)

  2. Почему, по мнению Суворова, не нужно было насаждать прусские порядки в русской армии? (Потому что «русские прусских всегда били»)

  3. Что должен понимать каждый воин во время боя? («Каждый воин должен понимать свой маневр»)

  4. Что является матерью победы? («Дисциплина – мать победы»)

  5. Где, по мнению Суворова, пройдет русский солдат? («Там, где олень пройдет, и там, где олень не пройдет»)

  6. От чего рождается лень? («Лень рождается от изобилия»)

  7. В каком войске больше храбрых? («Где меньше войска, там больше храбрых»)

  8. Кого ценил Суворов дороже себя? («Мне солдат дороже себя»)

  9. Какой ответ больше всего не любил Суворов? («Не могу знать»)

  10. Ширина 12 метров, глубина 10 метров, вода – 2 метра – что это в Измаиле? (Ров вокруг крепости)

  11. Сколько часов продолжался штурм Измаила? (11 часов)

  12. С какого звания начал службу Суворов? (Капрал)

  13. В каком звании Суворов закончил службу? (Генералиссимус)

  14. Как звали слугу Суворова? (Прошка)

  15. Как звал своих солдат Суворов? («Чудо-богатыри»)

  16. Какая наука была придумана Суворовым? («Наука побеждать»)

  17. Кто назвал Суворова «неизъяснимым чудом»? (Байрон)

  18. Сколько верст до Луны? («Два солдатских перехода»)

  19. Сколько сражений проиграл Суворов? (Ни оного).




V. Заключительное слово «Русские все одолеют»

Классный руководитель. Ребята, мы вспомнили некоторые факты из биографии великого полководца А.А.Суворова. Его жизнь – хороший пример для молодежи: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойный подражания! Вся жизнь А.В.Суворова позволяла ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример… до издыхания быть верным… Отечеству».


VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас в ходе классного часа?

Примерные ответы детей:

- Удивление – оказывается, Суворов был слабым в детстве.

- Очень трудно брать пример с Суворова – нужно строго относиться к себе.

- Жалость к солдатам, которые гибли в Альпах.

- Восхищение – как можно было не проиграть ни одной битвы!

- Гордость за Россию, за русскую армию.



Классный час на тему "Жизнь, ставшая легендой"
  • Классному руководителю
Описание:

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим, с кого «делать жизнь». И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества. Сегодня мы будем говорить об одном из них. Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.

         Те, кто видел его могилу в Александро-Невской Лавре, в Санкт - Петербурге, невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговения… Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными  буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов.

Автор Обухова Светлана Нет
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 46247
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓