Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Я и общество".

Классный час на тему "Я и общество".







Классные часы

«Я и Общество»

по профилактике асоциальных форм поведения в подростковой среде








Хулхачиева Саг.А.








2015 г.



Классный час № 1 «Вводный»

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения, расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;

сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

описать варианты изменения телесного облика;

моделирование ситуации изменения образа тела

Время: 40 минут

Место: учебный класс

Материалы: листы А3, А4, маркеры, сберегательная книжка

Ход занятия

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

  1. Коммуникативный тренинг

«Меня зовут ___, Я люблю себя за то, что ___»

Каждый по очереди говорит две фразы: «Меня зовут ___» и «Я люблю себя за то, что ___». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро. Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы.

«Карта жизни»

Каждому участнику дается лист бумаги и ручка. На листе в верхней части нужно написать дату проведения этого упражнения, а в нижней части - дату своего рождения. Между этими двумя цифрами провести произвольную линию, которая, по мнению участника, отражала бы его жизнь. На линии точками отмечаются наиболее важные, запоминающиеся события. И хорошие, и плохие. После составления «Карты жизни» каждый из участников рассказывает по ней о своей судьбе. Это упражнение лучше всего проводить в малой группе, где есть возможность выслушать каждого участника, если же людей много обсуждение следует проводить в парах или тройках.

  1. Выработка принципов работы в группе

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп»

Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

6. Высказываться деликатно, аккуратно.

7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:

9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.

10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать, и задавать рамки каждого занятия.

11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

III. Мозговой штурм

Сегодня мы будем заниматься некоторыми приемами изменения своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным изменениям своего тела.

Подросткам предлагается ответить на вопросы:

1. Что мы делаем со своим телом?

2. Для чего?

Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали.
Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда губительного для личности.
Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например, был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.


Что мы делаем со своим телом

Для чего

1. Макияж

— кому-нибудь понравиться
— приятно выглядеть
— для себя и окружающих
— повысить уверенность в себе
— по привычке
— скрыть недостатки
— подчеркнуть индивидуальность

2. Татуировка

— красиво и модно
— в подражание другим
— стереотипы
— чтобы выразить внутренний мир
— показать индивидуальность
— это «круто», показать свою силу, авторитет

— необычность, стиль
— чтобы шокировать окружающих
— вызывает чувство гордости

3. Пирсинг

— принадлежность к какому-нибудь клану, вере
— стильность
— имидж
— чтобы не быть как все
— модно


IV. Обсуждение

Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок, макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.

V. Анализ работы

Ученики высказываются о том, что им понравилось, а что нет.

VI. Притча

Древо исполнения желаний

Однажды усталый путник искал место для отдыха. Он увидел раскидистое дерево, манящее тенистой кроной, и решил отдохнуть в его тени. А поскольку день стоял жаркий, у путника само собой возникло желание утолить жажду. И как только это желание оформилось в его воображении, пред ним невесть откуда появился высокий стакан, наполненный холодным свежим фруктовым соком. Он с радостью взял стакан и отпил из него. Затем путник подумал: вот было бы здорово, если бы здесь появилась моя мягкая постель. И тут же под ним оказалась постель. «Вот здорово! — подумал путник. — Но было бы еще лучше, окажись здесь моя жена и вкуси со мной этих радостей». Тут же перед ним оказалась жена.

Но, увидев жену, он испугался: а вдруг жена ненастоящая? Вдруг это демон принял ее облик? И как только эта мысль возникла в его голове, жена превратилась в демона. Путник задрожал от страха: «Этот демон может меня проглотить». И, конечно же, его мысль тут же стала явью, демон набросился на него и проглотил.

Древо, исполняющее наши желания, — это и есть сама жизнь. Рано или поздно наши желания и мысли материализуются. Осуществление желаемого не приносит удовлетворения, а только порождает новые желания. Так наши желания и создают существующую вокруг нас реальность. Убеждения и эмоции, особенно страх и чувство вины, также преображают наши мощные духовные энергии во внешнюю реальность. Таким образом, что бы мы ни пожелали, вера или страх, в конечном счете, проявляются в наших жизнях. В конце концов, нас пожирает материальный мир.

Наши желания, верования и страхи посылают наши мысли в определенных направлениях и затем формируют нашу личную реальность. Если мы желаем создать более здоровую, счастливую и гармоничную реальность, мы должны решить, чего же мы хотим на самом деле, — и не позволять случайным желаниям увлекать нас в ложных направлениях.

Необходимо культивировать в себе счастливые, здоровые, позитивные мысли, чтобы именно их реализовало древо исполнения желаний нашей жизни.

Так чего же вы хотите на самом деле?






Классный час № 2

тема «Я и мои социальные роли»

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

Задачи:
- познакомить с понятием «социальная роль», «маска»;

- предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение и применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

- смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

- дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

Время: 40 мин

Место: учебный класс

Материалы: бревна 7 шт., таблички 3 шт., листы А 4, наклейки, маркеры 2 шт.

Ход занятия

  1. Коммуникативный тренинг

«Мне в жизни везёт»

Ведущий предлагает детям рассказать какие-то моменты из жизни, в которых им везёт или везло. Рассказ начинается фразой «Мне в жизни везёт…». Рассказ длится не более одной минуты.

«Листочек»
Берется листок бумаги. Кто-нибудь из участников выходит в центр круга, называет имя одного из присутствующих и роняет листок бумаги. Тот, чье имя назвали должен успеть схватить листок, пока он не упал на пол. Если он не успевает поймать листок, то листочек разрезают на половину, а участник становится в центр. Игра продолжается до тех пор, пока не закончится листок.

«Я никогда не…»

Все кладут растопыренные пальцы себе на колени, и по очереди говорят то, что они никогда в своей жизни не делали (все должно быть честно).

Тот, кто имеет данный опыт, загибает один палец. Кто загнул все пальцы, тот выбыл.

Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни.

Иначе говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.
Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

  1. Групповая дискуссия

- Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

- обсудить отношение подростка к таким аспектам жизни, как любовь, работа, семья, деньги, религия, родина, мечта.

III. Упражнение «Плот жизни»

Цель игры:

Доплыть до берега на «плоту жизни» по «реке соблазна».

Правило игры:

Сначала, из брёвен выстраивается плот, на котором должен поместиться весь класс. Поместившись на плоту, ребята стоят и слушают рассказ (легенду) ведущего. Путем проведения игры теряется бревно. Во время прохождения препятствий учитывается организованность, сплоченность,

Атрибуты:

Бревна: 7 шт., таблички 3 шт.

Таблички: Наркомания, алкоголь, табакокурение.

Команда стоит на «плоту жизни» (любовь, работа, семья, деньги, религия, Родина, мечта).

Этот плот – символ жизни в бурной реке соблазнов.

1 задание:

  • Впереди ваш плот ударился о скалистый берег под названием «наркотик» и одно из бревен сломалось. От какого бревна вы можете отказаться и почему? (обсуждение 1 мин.)

2 задание:

  • На пути по реке неожиданно напоролись на «алкоголь». Одно из бревен ослабло крепление и унесло течением. Каким бревном вы можете пожертвовать и почему? (обсуждение 1 мин.)

  • Доп. задание: Лозунг за ЗОЖ.

3 задание:

  • Плот неожиданно цепляется о корягу «сигарета» и теряет обратно одно бревно. Каким бревном вы можете пожертвовать и почему? (обсуждение 1 мин.)

IV. Обсуждение упражнения

Почему мы выбрали именно эти бревна? Те бревна, от которых мы отказались, на что мы их променяли? Готовы ли мы жертвовать мечтой или семьей ради наркотиков? По итогам упражнения наиболее отличившимся ребятам ведущий раздает наклейку.

V. Выводы

В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым, позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.


VI. Притча

Жил-был один юный ученик, который долго странствовал в поисках знаменитого духовного наставника. И, наконец, найдя его, он сказал: «Моя главная цель в жизни – стать самым мудрым человеком на земле. Поэтому мне нужен лучший учитель». Видя искреннее желание юноши, мудрец согласился передать свои знания и взять его под свою опеку. «Сколько времени потребуется мне, чтобы достичь полного просвещения?» - спросил ученик. «Не менее 5 лет» - отвечал учитель. «Это слишком долго,- сказал юноша.- Я не могу ждать целых 5 лет! А что, если я буду заниматься в 2 раза усерднее остальных твоих учеников?». «Десять лет», - последовал ответ. «Десять лет! А что, если я буду заниматься днем и ночью, полностью отдаваясь учебе? Сколько тогда мне понадобится, чтобы стать мудрым, каким я мечтаю стать?». «Пятнадцать лет», ответил мудрец. Юноша окончательно потерял терпение: «Как же так? По твоим словам, чем усерднее я буду работать для достижения цели, тем больше мне понадобится времени?». «Ответ прост, - молвил учитель. Когда одним глазом ты смотришь на ожидаемое вознаграждение, у тебя остается лишь один, чтобы сосредоточиться на своей цели».















Классный час № 3

тема «Реклама»

Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, научить их сопротивляться этим приемам и научиться применять эти приемы для популяризации полезных для здоровья и общего развития человека заведений.

Задачи:
- дать краткую информацию о целях рекламы;

- обсудить основные рекламные приемы;

- отработать навыки публичного выступления;

- обыграть и проанализировать рекламу библиотеки, спортивного клуба и боулинг-центра;

- обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу.

Время: 40 мин.

Место: учебный класс

Материалы:4 ватмана, маркеры, бумага А4, закладки,

Ход занятия

  1. Коммуникативный тренинг

Рюкзак

Каждый предлагает от себя что-то в «общий рюкзак». Можно предлагать не только предметы, но и качества человека. Например: «Я предлагаю дружбу». Умение дружить всегда пригодится.

Доска объявлений

Каждый участник пишет объявление, предлагая себя на продажу. Объявление должно быть кратким, ведь каждое слово в нем стоит денег. Затем написанным делятся в небольших группах или же собираются ведущим и читаются вслух, группа при этом угадывает автора.

Ладошка

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в самом себе. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что ему нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы.

Обсуждение целей рекламы.

Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы.

Вопросы:
1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм. Все мнения выписываются на лист бумаги.

2. Думают ли они, что их реклама правдива? Проголосовать.

Ведущий: Цель рекламы — популяризировать товар.

II. Практическое задание

Класс условно делится на 3 группы.

Задание: Подготовить публичное выступление (необходимо учесть наглядное обеспечение, раздаточный материал, логику выступления) для пропаганды общественных мест:

  1. Библиотека;

  2. Спортивный клуб;

  3. Боулинг-центр.

III. Разработка акций

Группа, подготовившая выступление на тему «Библиотека» должна организовать акцию, где каждая группа преподнесет книгу в подарок школьной библиотеке.

Группа, подготовившая выступление на тему «Спортивный клуб» получает закладки с информацией о спорте, рекламе, успешных людей.

IV. Анализ выступлений группы

В чем, по их мнению, выступление той или иной группы было выигрышным? По возможности должен высказаться каждый участник. Желающие могут дополнить анализ. По итогам акций отличившимся ребятам ведущий раздает закладки.

V. Обобщение главных моментов занятия

• Цель рекламы — продажа продукции.

• В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить.

• Телевидение, радио, газеты, журналы — наиболее распространенные каналы рекламы.

• Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару.

• Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами.
• Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу сигарет или алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать людьми, создавая впечатление, что курение и употребление алкоголя как-то улучшает их жизнь.

  1. Притча

У одного старого человека был единственный сын. И он хотел женить его на такой девушке, чтобы содержала всю семью как следует, чтобы после смерти можно было надеяться, что его имя не осрамят.

И этот человек собрал сливы из собственного сада, загрузил в телегу и стал ездить по аулам. Он обменивал сливы на мусор. Которая девушка принесет больше мусора, той давал больше слив. И в одном из аулов случилось так: одна девушка принесла горсть мусора на ладони. Старик спросил: «Почему ты так мало принесла? Я за него и одну сливу не дам». Девушка ответила: «У меня дома нет мусора. А этот мусор мне дала соседка зато, что я ей помогла подмести двор». Старик, мигнув, дал девушке горсть слив и поплелся домой. А на следующий день он приехал сватать эту девушку. Свадьбу сыграли очень пышную. Почему?












Классный час на тему "Я и общество".
  • Классному руководителю
Описание:

Классные часы

«Я и Общество»

по профилактике асоциальных форм поведения в подростковой среде

 

 

 

 

 

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения, расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;

 

 

 

сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

 

 

 

описать варианты изменения телесного облика;

 

 

 

моделирование ситуации изменения образа тела

 

 

 

Время: 40 минут

 

 

 

Место:учебный класс

 

 

 

Материалы: листы А3, А4, маркеры, сберегательная книжка

 

 

 

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

 

 

 

 

 

Автор Хулхачиева Саглара Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1224
Номер материала 22154
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓