Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Цветаева М. И.
3 слайд
«Баллада о прокуренном вагоне»
Кочетков Александр
4 слайд
«Перевал»
Юрий Визбор
5 слайд
Поэзия есть высший род искусства.
Белинский В.Г.
6 слайд
«Как важно вовремя успеть»
Андрей Дементьев
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Автор: Шагиева Ирина Ринатовна
Классный час для учащихся 8-11 классов «Строки из жизни…»
Цель: способствовать развитию интереса подростков к искусству.
Задачи:
- расширить знания подростков о значении поэзии в жизни человека;
- воспитывать ценностное отношение к жизни, к чувствам другого человека;
- формировать позитивное отношение к одноклассникам, уважение к людям;
- развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
План классного часа.
Форма проведения: литературная гостиная.
Методы проведения:
– поисковые
– дискуссионные
– игровые
Оборудование: аудиозапись, карточки с названиями событий и карточки с рифмами, авторучки, заготовка текста песни, гитара.
Виды контроля знаний и обратной связи.
Результативность классного часа. Классный час мною успешно апробирован в 8г классе в декабре 2014 года, получил положительные отзывы учащихся.
Ход классного часа.
«Самое ценное в жизни и в стихах
— то, что сорвалось»
Цветаева М.И.
1) Оргмомент
Учащиеся сидят в кругу. Звучит музыка (слайд 1).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас классный час. Меня зовут Ирина Ринатовна.
2) Вступительное слово учителя. (Слайд 2):
Учитель: Всё наше существование так или иначе отражается в словах. Когда мы злимся, мы ругаемся, когда мы счастливы, нам хочется петь, когда нам больно, нам хочется высказаться близкому человеку. Всё заключается в слова- эмоции, переживании, события. Яркий тому пример поэзия, ведь за каждым стихотворением скрыта целая история. Именно поэтому тема классного часа «Строки из жизни…». Сегодня мы с вами обсудим стихотворения, написанные под влиянием определённых событий и попытаемся разобраться как наша судьба отражается в стихах, и имеет ли поэзия место в современном обществе.
3) Выступления учащихся.
Учитель: Первое стихотворение, которое мы услышим, написал малоизвестный, но талантливый поэт Александр Кочетков. Называется оно «Баллада о прокуренном вагоне». Стих был написан в 1932 году, когда автор собирался уезжать в командировку, но его жена, словно что-то предчувствуя, попросила мужа остаться дома. Поезд, на котором должен был ехать Александр Кочетков, разбился, все пассажиры погибли. Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ. Так мы узнаем дату написания - 1932 год - и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года
Учащиеся №1: (Слайд 3, звучит классическая музыка)
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Учитель: На мой взгляд, это невероятно трогательное стихотворение, повествующее о самом главном «стоит беречь и дорожить теми, кто рядом». Данная тематика затронута и в следующих строках. Написаны они бардом Юрием Визбором. Существует легенда, что автор написал стихотворение под названием «Перевал», впечатлённый историей о друзьях туристах, мечтавших покорить вместе один из сложных перевалов. Однако совместная мечта стало гибелью для одного из друзей. Давайте попробуем вместе спеть эту песню.
Учащиеся №2: (Слайд 4). Каждому учащемуся раздаётся текст песни, один из учащихся исполняет песню на гитаре.
Просто нечего нам больше терять,
Все нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Видно, прожитое - прожито зря,
Hо не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, падают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
Мы затопим в доме печь, в доме печь,
Мы гитару позовем со стены,
Все, что было, мы не будем беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены,
Все мосты, все перекрестки дорог,
Все прошептанные клятвы в ночи.
Каждый предал все ,что мог, все, что мог,
Мы немножечко о том помолчим.
Пусть луна взойдет оплывшей свечой,
Ставни скрипнут на ветру, на ветру.
О, как я тебя люблю горячо -
Годы это не сотрут, не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберем,
Мы набьем картошкой старый рюкзак.
Люди спросят: "Что за шум, что за гам?"
Мы ответим: "Просто так, просто так!".
Просто нечего нам больше скрывать,
Все нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Видно, прожитое - прожито зря,
Hо не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, падают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.
4) Обсуждения. (Слайд 5)
Учитель: Мы с вами познакомились с двумя историями, описанными в стихах. Это лишь капля в огромном океане поэзии. Каждая история уникальна и в тоже время проникает в душу каждому. Истории трогательные и печальные. Существует даже мнение, что «поэт не может быть счастливым». Согласны ли вы с этим утверждением?
Учащиеся обсуждают
Учитель: поэзия- уникальное искусство: в искромётных, гармоничных строчках скрыты абсолютно все чувства и эмоции. Сейчас я хочу, чтобы вы в этом убедились на примере игры «буриме».
5) Игра «буриме».
Учитель: сейчас я вам раздаю листы с рифмами (приложение 1) и листы с наименованием события (приложение 2). Вам необходимо сочинить стихотворения на данную рифму, чтобы оно повествовало о данном событии.
Учащиеся работают в группах, придумывают стихи, а потом зачитывают их.
6) Упражнение «добро в рифму».
Учитель: как вы видите в стихах можно рассказать абсолютно обо всём, а подчас ими можно выразить самые главные и так необходимые слова на свете: слова любви к близкому. Именно об этом повествует следующее стихотворение Андрея Дементьева, написанное им после смерти его сына.
Учащийся №3: (Слайд 6)
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена
7) Учитель: Автор явно сожалеет о том, что не успел сказать добрые слова своему сыну. И мы подчас совершаем такие ошибки. Но сегодня мне бы хотелось исправить ситуацию. Сейчас каждый по цепочке скажет своему соседу слева доброе слово, но оно должно быть в рифму предыдущему. (Упражнение «добро в рифму».)
Дети выполняют упражнение.
8) Подведение итогов.
Учитель: сегодня я вновь обратила ваше внимание на необыкновенный, чудесный мир поэзии. Напоследок мне бы хотелось узнать у вас, приобрели ли вы что-то новое на классном часе, что вас впечатлило или может быть расстроило? И, самое главное, ответьте мне на вопрос: «влияет ли поэзия на вашу жизнь?»
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель: Спасибо вам за прекрасно проведённое время. И в конце классного часа я хочу вам прочесть стихотворение владимира Маяковского.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
Всем спасибо за внимание.
6 661 021 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шагиева Ирина Ринатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.