Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Шагнувший через века..."

Классный час на тему "Шагнувший через века..."

Классный час, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.


Тема: «Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа.


Цели:


Образовательные:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- на основе познания ценного жизненного опыта прошлых поколений,

познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в русской

науке и культуре своего времени, вызвать интерес к его личности;

- подчеркнуть значение его работ в развитии химии, физики, астрономии, возрождении мозаичного искусства в России;

- показать, что идеи и открытия Ломоносова обгоняли время на целый век;

- способствовать накоплению сведений об истории родного края и страны;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.


Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к памяти прошлого на примере жизни М.В.Ломоносова;

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны;

- обратить внимание студентов на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

- расширение кругозора учащихся техникума через общение с людьми, достигшими успехов в жизни через каждодневный труд. Познание их жизненного опыта.


Развивающие:

- вырабатывать у студентов интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.


Методы проведения:

1. Репродуктивный

2. Творческий


Форма проведения – комбинированный классный час:

1. Элементы устного журнала

2. Поэтический монтаж

3. Использование мультимедийной презентации


Междисциплинарные связи:

1. Русский язык и культура речи

2. История

3. География

4. Химия

5. Биология

6. Физика


Методическое обеспечение:

1. Литература:

1. Лебедев Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. – М. : Мол. гвардия, 1990. – 602 с.

2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост. : Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М. : Современник, 1989. – 493 с.

3. Некрасова Е. А. Ломоносов-художник / Е. А. Некрасова. – М. : Искусство, 1988. – 144 с.

4. Михаил Васильевич Ломоносов : разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 1986. – 80 с.


2. Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийный

проектор.


Наглядные пособия:


1. Портрет М.В. Ломоносова

2. Иллюстрации из фотоальбома и рисунки, выполненные студентами

3. Выставка книг М.В. Ломоносова и литературы о нём.


Ход урока.


На доске:

- портрет М.В. Ломоносова;

- эпиграфы к мероприятию:


может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

М.В. Ломоносов


Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии.

М.В. Ломоносов


Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.

А.С. Пушкин




Эпиграф к уроку: «…Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность».
В.Г. Белинский (слайд 2)

Композиция классного часа:


1. Вступительное слово классного руководителя (Тема, цели). (Курапина Н.В.)

2. Сообщения об основных, наиболее важных фактах жизни и деятельности М.В. Ломоносова (Курапина Н.В., Шалаева Т.В., Рыбина И.Р. и студенты). Выступление сопровождается показом мультимедийной презентации иллюстрирующей некоторые этапы жизни, научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова

3. Монтаж "Поэтический венок" М.В. Ломоносову. (Рыбина И.Р. и студенты.)



Преподаватель (Курапина Н.В.)

Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, поэт. Сложно перечислить все заслуги этого выдающегося человека.

Ломоносов стал подлинным исполином в отечественной истории, едва ли не единственным русским ученым, чья деятельность, необыкновенный, многогранный талант затронул все стороны науки и культуры своего времени. Ломоносов стал известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ,— он везде вносил идеи и всегда добавлял новое, неожиданное, прогрессивное...

Того, что создал Ломоносов, более чем достаточно, чтобы имя нашего замечательного Российского соотечественника осталось в веках.

Биография Ломоносова

Биография великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова со временем наполнилась мифами. Создаётся впечатление, что «простое происхождение», которое приписывают Ломоносову, уже само по себе является главной приметой его гениальности. А ведь на самом деле происхождение человека может и не влиять на его интеллектуальные способности.

Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 3) родился 8 ноября 1711г. в деревне Денисовке, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

Воспоминания далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого.

Ломоносов рано познал трудовую жизнь. (слайд 4) С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы.

Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. (слайд 5) В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать. (слайд 6)

Страсть к науке, тяжёлая обстановка заставили Ломоносова (слайд 7) оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года, когда ему 19 лет. Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками, и свой выбор он остановил на древней столице.
В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении очередного отправления каравана с рыбой. Он взял у соседа три рубля и 9 октября 1730 года он ушёл из дома.

В 1731 (слайд 8 )году начался новый период в жизни юного учёного - его трудный путь в науку. Он начал свое образование в Математико-навигационной школе. Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в Славяно-греко-латинская академию и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю. Выдав себя за сына дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Окончив ее, Ломоносов в числе лучших учеников был вытребован в Петербург.

В 1736 г. ( слайд 9-10) М.В. Ломоносов отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете г. Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды.

В 1741 г. ( слайд 11-14) и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик. В 50-е гг. центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа «пер­вым нашим университетом».

В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему Отечеству. На протяжении всей своей работы в Академии наук он вел борьбу против засилья иностранцев, возглавлявших Академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России.

В своих многочисленных произведениях – научных, публицистических и поэтических – Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, обучения русских специалистов во всех областях знания. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе, и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.

Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями.

Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге. ( слайд 15)

Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.

Если окинуть взглядом недолгую жизнь Михаила Васильевича Ломоносова, то можно увидеть сплошную полосу познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные. Ах, если бы не отнимали время пустые споры с околонаучными личностями, тупые запреты сомневающихся, самодурство властных, корыстная зависть иноземцев!

Чуть больше половины века жил, мыслил, действовал, творил и просветительствовал Михайло Ломоносов. Посмотрите, сколько успел. Подумайте, как на это хватило отведённого времени?

Научная деятельность (Шалаева Т.В.)

В 1742 году М.В. Ломоносов зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) "физического класса". (слайд 16) А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию (слайд 17-19), где учёный выполнил большую серию опытов. В частности, изучал действие кислот на металлы, разрабатывал способы получения минеральных красок. Здесь же он поставил опыты, доказавшие закон сохранения массы вещества. Тем самым было опровергнуто мнение Р. Бойля, который ошибочно считал, что увеличение массы обжигаемых металлов происходит за счёт присоединения к ним частиц огненной материи.


(слайд 20-21) Ещё до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Он живо заинтересовался искусной работой итальянских мастеров, доведших свою смальтовую “палитра” до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова привлекла к себе задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Проделав в общей сложности около четырёх тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков. Уже в первой серии опытов впервые в качестве красителя была применена ртуть, в результате чего было получено стекло “бледно-пурпурового цвета”. Немало потрудился учёный для получения “золотого рубинового стекла”. Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения “золотого рубина”, оказавшуюся не под силу его многим западноевропейским соплеменникам.

(слайд 23) Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу – мозаичный портрет Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. Его он подносит в дар Елизавете Петровне.

Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают? » - быстро спросила императрица. Это экономические карты для географического департамента.


(слайд 24) Большой вклад в географическое изучение России внёс М.В.Ломоносов. Он изучал строение Земли и образование различных форм рельефа, океаны и моря, северное сияние и другие атмосферные явления. Был знатоком северных полярных стран. Ломоносов прекрасно понимал огромное значение развития географических знаний и представлений о территории своего государства. Возглавляя Географический департамент Академии наук, он постоянно поддерживал ученых, занятых изучением России, помогая им, Ломоносов был уверен, что “Могущество Российское прирастать будет Сибирью”. М.В.Ломоносову принадлежит идея освоения Северного морского пути. По его инициативе была организована полярная экспедиция В. Г. Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.


(слайд 25) Позже Михаил Васильевич 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов.


(слайд 26-28) Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы", произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути". Создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее… Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова".

В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам самопишущий компас и механический лат.







М.В.Ломоносов в литературе (Рыбина И.Р.)


Учитель: Мы с вами увидели М.В. Ломоносова в качестве учёного – исследователя: химика, физика, географа.

(слайд 29) Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой. Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.

Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии к «Российской грамматике» он писал(слайд 30): «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Но ученый не мог не видеть, что русский язык, в то время, был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами. Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды « Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «… чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком, и 1747 году он пишет «Краткое руководство», которое чаще всего называли просто «Риторика» (слайд 31-33).

В 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим" (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайло Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла».


М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. Его предшественники и современники для создания своих стихов использовали силлабическое стихосложение, при котором в рифмующихся строчках должно быть равное количество слогов с женской рифмой. В таких стихах появляется цезура – обязательный словораздел, членящий стих на короткие, легко ощутимые полустишия.

М.В.Ломоносов, опираясь на стиховедческие работы Василия Кирилловича Тредиаковского, в сочинении “Письмо о правилах российского стихотворства” предложил как двусложные, так и трёхсложные размеры стиха, а так же мужские, женские и дактилические рифмы. Таким образом, поэт дал простор русской поэзии, заговорив о силлабо-тоническом стихосложении.


Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность,

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю,

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.


1747


(слайд 34-35) Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке. И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли Великого Помора!













9


Классный час на тему "Шагнувший через века..."
  • Классному руководителю
Описание:

   Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, поэт. Сложно перечислить все заслуги этого выдающегося человека.

   М.В.Ломоносов стал подлинным исполином в отечественной истории, едва ли не единственным русским ученым, чья деятельность, необыкновенный, многогранный талант затронул все стороны науки и культуры своего времени. Ломоносов стал известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ, — он везде вносил идеи и всегда добавлял новое, неожиданное, прогрессивное...

   Того, что создал Ломоносов, более чем достаточно, чтобы имя нашего замечательного Российского соотечественника осталось в веках. Этому замечательному учёному посвящается данный классный час.

 

Автор Курапина Наталья Венедиктовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 494
Номер материала 52025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓