Классный
час.
Тема:
«Поговорим о зависти»
Цель: развить
способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и
чувства, связанные с заданной проблемой ситуацией, объяснить природу
происхождения понятия «зависть»; задуматься над влиянием отрицательных качеств
личности, на ее самочувствие в обществе.
Задачи:
сформировать неприятие зависти; развить мотивацию к самосовершенствованию
личности. Показать
учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;- Способствовать проявлению
положительных нравственных качеств личности и положительных поступков; продолжить
воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за
совершаемые поступки.
Форма проведения:
нравственная беседа.
2. Подбор
необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.
Оборудование: цитаты
известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер,
словарь С.И. Ожегова.
Сценарий
классного часа.
Подведение учащихся к теме классного часа.
Ребята! Наш разговор сегодня
об одном из человеческих пороков, как она влияет на человека. Попытаемся
понять, о чем пойдет речь в сегодняшнем классном часе.
Посмотрим видео –
ролик и послушаем песню в исполнении Татьяны Коноваловой.
…на огромную
больничную стену, из-за которой не видно абсолютно ничего…
Оставшегося в
живых жаль больше, чем умершего. Умерший был хорошим человеком с чистой душой и
ему и на том свете хорошо. А второму придется остаток жизни жить с осознанием
своего поступка.
Вопрос ребятам:
Как вы думаете, о чём этот видео-ролик?
(учащиеся
обсуждают уведенное)
Учитель
поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.
Учитель: Как вы
думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? Почему больной, который лежит у
двери, так относится к больному, лежащему у окна?
Учащиеся отвечают
и формулируют тему классного часа.
Учитель: Верно! О
зависти.
(показ презентации
№1 «Поговорим о зависти»
Учитель: Зависть –
одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное
успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского
языка С.И. Ожегова)
Учитель:
Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому он
завидует.(Презентация №3).
Смотрите на фото,
что вы можете сказать?
Вопрос учащимся:
Чему завидуют в реальной жизни? (Ребята приводят примеры из жизни)
Завидуют: (все эти
пункты на слайде № 2,3).
1) Успехам
одноклассников;
2) Чужим
деньгам;
3) Соседям,
переселившимся в новую квартиру;
4) Человеку,
купившему машину;
5) Подруге,
появившейся в новых сапожках или джинсах;
6) Отличным
оценкам одноклассника;
7) Ученику,
который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.
Учитель: -
Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается
и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.
Вопрос учащимся:
Какие плохие поступки может совершить человек?
На экране (слайд №
5 все 4 пункта):
1) Злословие –
оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость.
Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у
меня нет, но я украду и будет!)
Как – то психологи
опросили 50 воспитанников детской колонии, совершивших кражи. 42 признались в
том, что причиной воровства стала зависть. Захотели иметь то, чего у них не
было, а у других было.
4) Убийство
(самое страшное, что может произойти)
Ребята, давайте
посмотрим представление, которое покажут ваши одноклассники, чему приводит
зависть и ненависть.
Змея (притча о
зависти и ненависти) ( инсценирование сценки учащимися)
Однажды змея погналась
за бабочкой и преследовала ее день и ночь.
Страх придавал
бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше.
А змея не уставала
ползти по пятам.
На третий день
обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она
присела на цветок
и спросила свою преследовательницу:
— До того как ты
меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих
привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем
считать это твоими
предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься
бабочками?
— Нет...
— Я сделала тебе
что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты
хочешь убить меня?
— Ненавижу
смотреть, как ты порхаешь!!!
Вопрос ребятам:
Как вы думаете, о чём эта притча? Почему змея позавидовала бабочке?
Об этом человеческом
пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.
(Слайд № 2.
Перечислены все 6 пороков)
1)»Зависть –
сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)
2) «Зависть –
признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
3) «Не завидуй,
ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская
заповедь)
4) «Талант
порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А.
Попов)
5) «Зависть, есть
скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)
6) «Если кому-то
везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто
завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)
Учитель: - Ребята
прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они
хотели нам сказать?
Давайте, ребята,
создадим словесный портрет завистника или завистливого человека.
Завистник
Чаще
всего
•
Говорит неправду
•
Улыбается неискренне
•
Готов подставить подножку
•
Сплетничает
•
Совершает необдуманные поступки
•
Не умеет работать в команде
•
Тревожится
Никогда
•
Не хохочет от души
•
Не говорит комплименты
•
Не веселится на всю катушку
•
Не спит спокойно
•
Не сотрудничает
•
Не сочувствует
•
Не помогает
Завистливый человек
•
Тревожный
•
Мрачный
•
Замкнутый
•
Неискренний
•
Злоязычный
•
Нервный
•
Эгоистичный
•
Лживый и злой
В ходе обсуждения
темы ребята приходят к выводу, что зависть – опасное зло.
Зависть может
привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение
преступления, но
человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять
силу воли,
целеустремленность.
Учитель. Вероятно,
я не ошибусь, если скажу, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый
из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Мы уже
убедились в том, что подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это
чувство как однозначно отрицательное, как порок, который нужно изживать, неустанно
занимаясь самовоспитанием.
Нарисуйте на листочках
символы к слову «зависть» (работа в группах). Ребята могут нарисовать:
• засохшее дерево;
• червивое яблоко;
• ядовитую змею;
• раненое сердце и т.д.
Древней Лидии
существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то
нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались
вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это
качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни
злоба никогда не поселились в их детских душах. Я предлагаю вам, ребята,
избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только доброта, любовь и
согласие.
(Учитель вместе с
учениками рвет рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в
черный пакет)
Вопрос: Как
уберечь себя от зависти?
Притча о зависти.
Учитель: Один
старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его
всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда
искуснее и сильнее.
Однако, старый
мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся
оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не
помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были
удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не
дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый
мастер сказал: ………..
Классный
руководитель: - Продолжите фразу.
- Что ответил
мастер ученикам?
- Как вы думаете?
- Когда вам дарят
подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому,
кто его дарит!
- Так же дела
обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не
принимаем, они остаются у дающего.
Вопрос: Как
побороть зависть?
Для этого
придумаем правила доброты.
1. Совершать
хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Любить людей
знакомых и незнакомых
3. Призывать
окружающих к хорошим взаимоотношениям
4. Делать добро
для близких, друзей
5. Не завидовать
6. Не вредничать
7. Не грубить
И я надеюсь, что
мы будем придерживаться этих правил (советов).
Заключение. Перед вами лежат
блокноты с пословицами
и поговорками народов мира о зависти – это вам на память от меня.
Итоги классного часа. Домашнее задание:
Составить речь-обращение к завистливому человеку (убедить своим обращением в
том, что зависть - это зло)
Стихи Омара
Хайяма.
Не завидуй тому,
кто силён и богат.
За рассветом
всегда наступает закат.
С этой жизнью
короткою, равною вздоху,
Обращайся, как данной
тебе на прокат.
Спасибо вам,
ребята, за минуты общения, за ваше участие и поддержку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.