МКОУ «СОШ № 14» ИМРСК
ст. Новотроицкой
Изобильненского района
Ставропольского края
1 сентября – день
правовых знаний
Классный час в 4 классе
Тема: Права ребёнка
Классный руководитель: Сазонова Любовь Николаевна
Тема:
Права ребёнка
Цели: ознакомить
с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность
почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать
память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать
в игре знания об окружающей
жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровой урок .
Оборудование: таблички к игре
«разрешается», «запрещается», бумага
и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход занятия
1. Вступительная
часть.
Рассказывает
учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди.
Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что
люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных
вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось
решить главные вопросы, и на свет появилась
Всеобщая Декларация прав человека.
Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав
человека.
- А есть ли
какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они
записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла
Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но
не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности,
которые неразрывно связаны между собой.
1. В каждом
ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания
между народами.
2. Ни один ребенок
не может быть продан или куплен.
3. Каждый
ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Ни один
малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме
исключительных случаев.
5. Каждый ребенок
нуждается в любви и внимании.
6. Каждый ребенок
со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
2.Викторина
«Права»
На доске записаны
названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.
«Дюймовочка»
|
1. В какой сказке
нарушено право на неприкосновенность жизни?
|
«Гарри Поттер»
|
2. В каком
произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
|
«Три поросенка»
|
3. В каком
произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
|
«Золотой ключик»
|
4. В каком
произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
|
«Мороз Иванович»
|
5. В каком
произведении нарушено право на отдых и досуг?
|
«Золушка»
|
6. В каком
произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
|
«Красная шапочка»
|
|
3. Игра «Разрешается -
запрещается».
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу,
работу, отдых и др.
.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается
- запрещается».
Я
буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или
запрещается».
Учитель. Молодцы,
ребята! Вы отлично справились с заданием
- назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки,
отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают
их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие
и разрешающие.(Выставка рисунков.)
Ребята, а как вы понимаете такие
пословицы:
* Злой не верит,
что есть добрые люди.
* Зла за зло не
воздай.
* Доброе слово
лечит, а худое калечит.
*
Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)
Учитель. А каким вы
представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.
- А можно ли сказать, что человек
совершает плохие (злые) и хорошие (добрые)
поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации:
-Какие
поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы
поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)
5. Подведение итогов
Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные
права человека, поговорили о добре и
зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки
из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь
принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях,
контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте
выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте
признавать, что были не правы;
- помогайте
товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда
только правду;
- радуйтесь успеху
товарища;
- дал слово - держи
его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и
напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали
никого жестокому обращению. Помните правило:
• Худо тому, кто
добра не делает никому.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.