Классный час на
тему: "Космос и я"
Цели:
·
систематизировать
и расширить представление детей о том, что такое космос
·
способствовать
закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
·
развивать
память, внимание, стремление узнать новое.
Методы,
применяемые на занятии:
·
видеометод
(на протяжении всего мероприятия)
·
словесный
·
практический
·
проблемно-поисковый
(сбор материала)
·
самоконтроль
и взаимоконтроль (закрепление изученного)
Формы
работы:
·
фронтальная
·
Индивидуальная
Оборудование:
·
Компьютер
·
Экран
·
Проектор
·
Доклады
учащихся
Ход
занятия
1.
Орг.момент.
2.
Работа по теме
12
апреля день авиации и космонавтики.
1уч.
Опять
звезда зажглась вдали.
Летит
наш новый спутник рядом
С
шероховатою громадой
Плывущей
в космосе Земли.
И
то, что он во мгле горит,
И
шлет веселые сигналы,
О
межпланетной, небывалой,
Грядущей
эре говорит.
Открылся
в будущее путь
И
мы смогли за годы эти
Построить
счастье на планете
И
дальше в небеса шагнуть.
Учитель:
-
Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог” (звёздное небо)
Каждый
раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько
интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие
к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.
2уч.
Вселенная.
·
Вселенная
– это необъятный мир за пределами Земли.
·
Вселенная
образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
·
Из
материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды,
галактики, кометы и другие небесные тела.
3уч.
Галактики.
·
Галактики
– это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой
притяжения.
·
Галактики
вращаются вокруг центральной точки.
·
Во
вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
·
Галактики
располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.
4уч.
Звёзды.
·
Звёзды,
сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
·
Звёзды
изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
·
Цвет
звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают
голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или
красноватыми.
·
Яркость
звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она
кажется.
5уч.
Кометы.
·
Кометы
– это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
·
Они
обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
·
Проходя
вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
·
Любой
комете со временем суждено исчезнуть.
6уч.
Солнце.
·
Солнце
– это звезда, самая близкая к Земле.
·
Солнце
– это гигантский шар из раскалённых газов.
·
Солнце
это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
·
Солнце
образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
·
Солнце
вращается вокруг своей оси.
7уч.
Планеты.
·
Вокруг
Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и
комет, а также огромное количество пыли и газа.
·
Вокруг
Солнца движутся девять больших планет.
·
Каждая
планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
·
Солнце
вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
·
Люди
живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
·
Космонавты
на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических
межпланетных станций.
8уч.
Луна.
·
Луна
– не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
·
Она
спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
·
На
Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
·
На
поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170
градусов.
·
Луна
движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Интерес к космосу.
Учитель:
После
того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться
еще выше.
1уч.
Одним
из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович
Циолковский .
Судьба
и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости
Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном
возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по
деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать
чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной,
почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые
неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и
умственное развитие.
Он
мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии,
астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут
ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в
Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера
сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей,
Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90
копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы
также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его
трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты,
писал книги.
Теперь
мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из
отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что
великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние
годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во
всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь
к иным мирам и звездам:
2уч.
Идеи
Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером - советский ученый и
изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.
3уч.
Юрий
Васильевич Кондратюк - предложил при полетах к другим планетам выводить
корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую
планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль
4уч.
Все
самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович
Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой
Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и
геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли
«Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт
человека и выход человека в космос.
5уч.
4
октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный
спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял
собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см,
весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались
два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа
спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас
на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для
телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
6уч.
Перед
учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо.
Учёные
хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми
«космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая
маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки.
Но
тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
Собаки в космосе.
7уч.
И
дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались
еще в 1949 году. Первых «космонавтов» набирали в : подворотнях – первый отряд
собак. Всего отловили 32 собачек.
Первая
собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели
специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи,
воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно
на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не
мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с
помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила
всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.
19
августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки
прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без
движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются
слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность
записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания
и т.д.
По
телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они
кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то
Белка радостно бесилась и даже лаяла.
Белка
и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам,
детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но
предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
20
августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на
землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Ученый
продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло
выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды
приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый.
Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.
9
марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток
вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.
25
марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и
приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в
космос подняться было не суждено.
Обезьяны в космосе.
8уч.
В
1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной
Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое
падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
7
января 1997 года завершился полёт спутника «Бион – 11». В течении 14 суток в
космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все
эксперименты прошли успешно.
Био-
объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной
информации.
Юрий Гагарин.
9уч.
Родился
в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным
мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение
небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В
1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12
апреля 1961 года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома
Байконур.
Облетел
вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот
полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на
Землю.
Покорение космоса.
10уч.
После
Гагарина в космос летали сотни людей.
В
1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.
В
1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы
высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Герман
Титов провёл на орбите сутки.
Первая
женщина космонавт – Валентина Терешкова.
11уч.
ТИТОВ
Герман Степанович родился11 сентября 1935, , российский космонавт.
Летчик-космонавт СССР , генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза
(1961).
В
первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен
дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому
полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил
космический полет на «Востоке-2», продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из
отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.
12уч.
ЛЕОНОВ
Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт
СССР , генерал-майор авиации , дважды Герой Советского Союза. Полет на
«Восходе-2» с первым в истории выходом в космос (март 1965).
13уч.
ТЕРЕШКОВА
Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт
СССР , первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник ,
общественный деятель, Герой Советского Союза . Полет на «Востоке-6» (июнь
1963). Председатель Комитета советских женщин . С 1994 руководитель Российского
центра международного научного и культурного сотрудничества.
14уч.
НИКОЛАЕВ
Андриан Григорьевич (1929-2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР,
генерал-майор авиации , кандидат технических наук, дважды Герой Советского
Союза. Полеты на «Востоке-3» и «Союзе-9».
15уч.
СОЛОВЬЕВ
Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт.
Летчик-космонавт СССР , дважды Герой Советского Союза. Полеты на «Союзе Т-10,
-11» и орбитальной станции «Салют-7» , «Союзе Т-15», орбитальной станции
«Салют-7» и орбитальном комплексе «Мир».
САВИЦКАЯ
Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт,
летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер
спорта. В 60-70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и
парашютному спорту. Полет на «Союзе Т-5, Т-7» и орбитальной станции «Салют-7» .
16уч.
Особая профессия космонавт.
·
Космонавт
– это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в
космосе.
·
Начало
этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
·
Космонавт
– это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в
космической лаборатории.
·
Космонавт
выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.
·
Космонавт
– медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
·
Космонавт-
это строитель, монтажник.
3. Итог занятия.
-
О чем мы с вами сегодня говорили?
-
Что нового услышали и узнали?
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа с. Талдан
Конкурс
– фестиваль внеклассных мероприятий
Номинация
«Вместе после уроков»
Классный
час по теме: «Космос и я»
Учитель: Григорьева М.А.
2011 – 2012 учебный год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.