Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Колокольные звоны на Руси"

Классный час на тему "Колокольные звоны на Руси"

Классный час для 3 класса.

Тема: «Колокольные звоны на Руси»


1. Введение в тему. Слушание песни “Колокольчик”, cл. ВС. Рождественского, муз. С. Чикобава

-Удивительно красивый цветок…

- По преданию, еще в IV веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку.

Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.
Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из метала. На итальянском языке слово “цветок” произносится “кампана”.

От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, кампанелла, что по-русски и означает“ (догадайтесь)………………..колокольчик”.


Ребята, вы догадываетесь, о чём мы будем говорить на нашем занятии? ( о колокольчиках и колоколах, о колокольных звонах, об их исторической роли и значении, я научу вас понимать и распознавать колокольные звоны.)

Тема нашего занятия- : “Колокольные звоны на Руси”.


- Где мы в жизни можем встретить колокола и колокольчики? (церковь, школа, рыболовный , куранты)

Что это--- корабельные колокола (рында, на корабельном колоколе всегда надпись- название судна )

-А это что за колокол?( до недавнего времени существовали маяки с колоколами, колокола на таких маяках звенели от дуновения ветра и помогали заблудившимся в тумане рыболовецким судам )

-В настоящее время стало традицией привозить из далёких сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили.


- Чем отличаются понятия колокол и колокольчик?

(размером –большие и маленькие)

-А вы знаете, какой в России колокол самый большой?

Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас на территории Московского Кремля .


Как образуется звук? ( от удара языка колокола о его стенки)

- А отчего зависит звук? (от формы колокола, от размера, от сплава из которого отлит колокол)


- Каким может быть звук колокола в зависимости от размера? (опорные слова на доске).


( Высокие, низкие, тяжёлые, лёгкие, весёлые, грустные, хрустальные, серебряные, массивные, густые, манументальные, мощные, изящные, звонкие, тревожные.



- Как вы думаете , является ли колокол музыкальным инструментом?(да)

Колокол это музыкальный инструмент, из семейства идиофонов. (т. е. ударных инструментов) Сочетание звучания колоколов даёт неповторимую по красоте музыку. Солист- большой колокол, остальные- оркестр, переливающийся на фоне основного .


Давайте послушаем один из праздничных церковных колокольных звонов. Такие звоны называли малиновыми или серебряными .(слушание)


Почему такой звон называли малиновым?


Колокола пришли на Русь с принятием христианства, и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

- В древней Руси отношение к колоколу было как к живому существу. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, не забывая упомянуть о его создателе. Колокола имели имя.


-Какой был колокол , если его называли Медведь, Ревун.


-Почему колокол могли звать «Голодарь», «Благовест»?


-Послушаем звучание колокола «Благовест». Такое звучание вы можете услышать и со звонницы нашего храма Святого Архангела Михаила. Он несёт благую весть о начале церковной службы.(Слушание).Какое звучание колокола?( мерное, спокойное)


-Раньше человек слышал колокола и колокольные звоны утром и вечером с самого раннего детства и до самого смертного часа.

- Колокола отмеряли время, человек знал ,когда ему вставать, когда идти на работу.


- А вы знаете , какой единственный наземный транспорт был в древней РУСИ?(ямщицкая тройка), -Она была увешана колокольцами и бубенцами.


-Как вы думаете, как звучали колокольчики и бубенцы? Их звук разносился далеко-далеко…, и народ, заслышав эти звуки народ знал, что едет почта или гости.


- Звоном колоколов сообщали о приближении неприятеля, о пожаре. В таких случаях звучал Набатный колокол.(Слушание)

- Какие были звуки колокола?



-Русский народ очень любил колокольные звоны. Это не могло не отразиться на развитии народного искусства.

Наш народ очень талантлив, перед вами картина великого русского художника И. Левитана «Вечерний звон» Он передаёт красоту вечернего звона при помощи каких выразительных средств? ( красок). Как вы думаете, какой звон хотел донести до нас художник? Одновременно мы послушаем как это же явление передаёт без единого звучания музыкального инструмента аккопельное исполнение.( Звучит романс « Вечерний Звон».) -Какое чувство возникает при слушании этой музыки?


А сейчас давайте разделимся на 2 группы.


1- кто любит рисовать. ( выбирете для себя любой по размеру и форме колокольчик, оформите красками его так, чтобы было видно для чего этот колокольчик предназначен. (по окончании работы изображение колокольчика вывешиваем на доску и объясняем, что нарисовали.)



2- кто любит и умеет петь. (попробуем имитировать звонницу)

Музыкально-ритмическая имитация “ Вы уже поняли, как голосом можно имитировать колокольный звон.

Звонница” (4 мин.)

1 гр- Большие колокола. поёт “БОМ” (при этом тянется “м”), счёт 1и2и

2 гр Колокола средних размеров- поёт “ДИНЬ-ДОН, ДИНЬ-ДОН.(1-и 2и)

3 гр- Колокола малых размеров. исполняет “ДОН-ДОН” (при этом тянется звук “Н”), счёт 1и – ДОН, 2и-ДОН

-Как вы считаете, какой колокольный звон мы с вами имитировали.(праздничный)


-Чарующие по красоте и силе звуки колоколов не могли не отразиться на творчестве композиторов.


Давайте послушаем отрывки из концертов для фортепиано с оркестром С.Рахманинова и постараемся определить, при помощи имитации колокольного звона, что хотел сказать своей музыкой композитор . (Слушаем 2 отрывка из концерта для фортепиано с оркестром).


-Какой звучал инструмент и что хотел передать композитор своей музыкой.


Итог. Давайте посмотрим, какие колокольчики, колокола изобразили наши участники. Что ещё нового вы узнали

Рефлексия. Уходя позвонить в колокольчик , соответствующий настроению.




Классный час на тему "Колокольные звоны на Руси"
  • Классному руководителю
Описание:

Издавна на Руси раздавался колокольный звон- призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную дорогу. Колокола на церковных башнях размеряли течение дней в городах и сёлах.  Колокольный звон мало кого и сейчас оставляет равнодушным. Содержание и ход проведения классного часа позволит учащимся узнать как и откуда на Руси появилось это чудо- колокол, о колокольных звонах , об их исторической роли и значении, учащиеся научатся понимать и распознавать колокольные звоны. 

 

 

Автор Прокопченко Наталья Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 663
Номер материала 30325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓