Классный час
«Истинная
дружба. Какова она?»
Цели:
– воспитывать нравственные качества:
сопереживание, умение помогать друг другу, умение дружить, беречь дружбу; принимать
людей такими, какие они есть.
Оборудование:
Проектор, экран, презентация на тему:
«Истинная дружба», карточки к заданиям.
Ход занятия:
1.Оргмомент:
Звучит песня: Дружба крепкая не сломается.
(Савельев, Пляцковский)
(дети сидят в кругу, круг разделён по
секторам: зелёный, синий, красный)
II. Вступительное слово:
Учитель: Дружба
– главное чудо всегда,
Сто открытий от нас всех таящее.
И
любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие!
- О чем мы будем говорить сегодня?
(о дружбе) слайд 1
Дети сидят по секторам – это три группы,
перед каждой группой слова из пословиц.
- Помогите, пожалуйста, собрать
пословицу о дружбе:
Приложение 1
Зелёный сектор:
«Друг за друга стой – выиграешь бой.»
Синий сектор:
«С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
Красный сектор:
«Без друга на душе вьюга».
Проверяем: слайд 2
Обсуждение понятия «дружба».
Молодцы, пословицы у вас получились.
- Какова общая тема пословиц?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определенные правила
дружбы?
- « Друг», « приятель», « товарищ» -
одно ли значение у этих слов?
- Вспомните, мы читали рассказ
В.Осеевой «Три товарища»
- Кто из трёх ребят настоящий друг? А кто
товарищ? Слайд 3
- Я предлагаю сегодня поговорить на
тему: «Истинная дружба. Какова она?»
- Давайте отправимся в страну
«Верных друзей» и разузнаем законы верной дружбы. Согласны? Но дорога туда
нелегка, нам потребуется пройти испытания, а для этого необходимы сплоченность,
верность, поддержка друг друга. Справимся? Тогда беремся за руки и в путь!
(дети сидят в кругу, берутся за руки)
III. Работа по теме:
1)Составление пословиц.
- Чтобы пройти первое испытание,
вам в группах надо постараться выполнить задание. Соедините начало пословиц с
их продолжением. (каждой группе даётся листочек с пословицами, нужно соединить
начало и конец) Приложение 2
Нет друга – ищи,…………………(а нашёл – береги).
Не имей сто рублей, ……………(а имей сто
друзей).
Человек без друзей,…….….(что дерево без
корней).
Старый друг лучше…………………….(новых двух).
Один за всех……………………..…(и все за одного).
- Молодцы справились. О чем эти
пословицы? (о дружбе, о том, что её надо беречь, и тогда друг всегда придет на
помощь, не оставит в беде).
- Как мы говорили в начале занятия,
друг познается в беде: если друг настоящий, то он в беде поможет и не бросит.
2) Притчи о друзьях
-Я предлагаю вам следующее испытание.
Послушать притчи о друзьях.
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его
отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду
каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день
мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться,
и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что
сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не
забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом.
И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в
который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог
сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и
сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри
на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с
кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь
собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его
вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить
прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько
телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и
радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя
и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их... слайды 4,5,6
-Что вы поняли, послушав притчу?
-С вами так бывает?
-Какой вывод сделали?
(за правильные, точные ответы и
высказывания, даются жетоны по цвету сектора)
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один
из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не
говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в
котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул,
но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой
самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом
спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на
песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны
написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает
что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не
смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и
гравировать радости на камне. слайды 7,8
- Какое предложение в этой притче главное?
- Что должен помнить каждый человек?
Ад
или Рай
По длинной, дикой, утомительной
дороге шел человек с собакой.
Шел он, шел, устал, собака тоже устала.
Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой —
музыка,
цветы, журчание ручья, словом, отдых.
«Что это такое?» — спросил путешественник у
привратника.
«Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть
по-настоящему».
«А есть там вода?»
«Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…»
«А поесть дадут?»
«Все, что захочешь».
«Но со мной собака».
«Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить
здесь».
И путешественник пошел мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму.
У ворот тоже сидел привратник.
«Я хочу пить» — попросил путешественник.
«Заходи, во дворе есть колодец»
«А моя собака?»
«Возле колодца увидишь поилку».
«А поесть?» — «Могу угостить тебя ужином».
«А собаке?» — «Найдется косточка».
«А что это за место?» — «Это рай».
«Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай
— там».
«Врет он все. Там ад».
«Как же вы, в раю, это терпите?»
«Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не
бросает своих друзей» слайды 9,10
- Чему учит эта притча?
- Кто же доходит до Рая?
3) Обсуждение ситуаций.
-А как ведут себя тогда, когда у
друга не беда, а радость? слайд 11
Когда
со мной случалось горе,
Подняться
не хватало сил,
Рук
подоспевшее подспорье
Всегда
в друзьях я находил.
А в
счастье было тяжело –
Друзья
стояли в стороне,
Завидуя
и сожалея.
Что
помогли когда-то мне.
-На что жалуется герой? (что друзья
ему завидовали)
-Прочитайте ситуацию в группе.
Поговорите, как вы в ней поступите?
1 ситуация: Вашему
другу купили диск с интересным фильмом. Он поделился этой радостью с вами. Как
вы поступите?
2 ситуация: Друг
долго тренировался и в соревнованиях занял первое место. Он очень рад и
рассказывает об этом вам. Как вы поступите?
3 ситуация: Ваш
друг решил стать отличником. Он занимался долго и упорно и в конце года у него
были все пятерки. Как вы поступите в ответ на его радость?
Итог: Какой сделаем вывод?
Необходимо не только спасать друга из беды, но и уметь радоваться его удачам и
успехам.
- Ребята, а скажите, что может
разрушить дружбу, дружеские отношения?
- Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с
такими качествами никогда не будет друзей.
4)Выбор слов (качеств):
Прочитайте, что может разрушить дружбу,
когда твой друг тебе завидует.
- обида
- жадность
- насмешки
- Выберете такие качества, которыми
обладает настоящий друг (в группах):
-верный
-честный
-завистливый
-заботливый
-ехидный
-бескорыстный
-жадный
- Итог: давайте зачитаем, какой
получился портрет настоящего друга слайд 11
- Хотите добавить что-нибудь? (дети
зачитывают стихи)
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Разве это
дружба, если кто-то
Примеры дома
не хотел решать:
Заниматься
не было охоты,
А дружок
даёт ему списать.
Может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять задания,
Подарить заботу и внимание. слайд 12, 13, 14
5) Законы дружбы:
-Друзья живут по таким
законам:
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он делает что-то
плохое.
5.Не обманывай друга.
6.Не предавай друга.
7.Относись к другу как к себе.
8.Доверяй другу.
9.Всегда выполняй свои обещания.
10.Умей хранить чужие секреты.
слайд 15
IV. Итог занятия:
-Таким образом, мы сегодня доказали,
что настоящий друг познается не только в беде, но и в радости.
Дружба в радости и дружба в горе,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто
спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
слайд16
Посчитать жетоны.
- Как вы думаете, кто победил?
- Как вы считаете, вы преодолели испытания
сегодня?
- Узнали что-то новое? Что?
V. Рефлексия:
- Если вы согласны с законами
дружбы, если вы решили что другом надо быть и в радости и горе, то обнимитесь
по кругу, если не согласны – спрячьте руки между коленей.
Предлагаю закончить классный час песней.
(Песня “Ты, да я, да мы с тобой”).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.