Хочешь
быть счастливым? Будь им!
(классный час для учащихся 5-6
классов)
Цели:
1) побуждение
учащихся к самосовершенствованию;
2) содействие
формированию навыков рефлексивной деятельности;
3) развитие у
детей чувства эмпатии.
У ч а с т н и к и: ученики 5-6 классов,
классный руководитель, «арбитр» по этике (учитель по этической грамматике),
«эксперт» (зам. директора по воспитательной работе).
О
ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е, и н в е н т а р ь:
а) специально
оборудованный кабинет, где участники располагаются так:
Публика
«Арбитр» по этике «Эксперт»
1-я команда 2-я
команда
б) на доске
представлены: тема классного часа; эпиграф классного часа; изображения солнца,
счастливого человека;
в) отпечатанные
листки с предложенными проблемами из белого ящика, таблички «Арбитр по этике»,
«Эксперт», «Аналитики», «Прагматики».
Подготовительная работа.
1. За 1–2 недели
до классного часа учащимся предлагалось дома поразмышлять и письменно
сформулировать проблему, связанную с взаимоотношениями со сверстниками,
родителями, учителями, учебой, которая волнует его лично, его друга, знакомого.
Задание выполняется анонимно.
2. Листки с выполненным заданием школьники
по просьбе классного руководителя опускают в течение учебного дня в один из
двух ящиков, стоящих в классе. В черный ящик листки опускают те учащиеся,
которые не хотели бы, чтобы их проблема обсуждалась в классе. В белый ящик –
те, кто готов к такому обсуждению.
3. накануне
классного часа всем учащимся предлагалось продолжить следующие предложения:
«Счастье – это…», «Счастливый человек – это…» или найти высказывания известных
людей на эту тему.
Ход
мероприятия
I. Вступительное
слово учителя.
– Сегодня мы проводим классный час на
тему «Хочешь быть счастливым? Будь им!». Планируя это мероприятие, я
преследовала определенные цели. Мне бы очень хотелось, чтобы вы после этого
хоть немного стремились к самосовершенствованию, приобрели навыки рефлексивной
деятельности, то есть умели бы анализировать поступки других людей и свои.
Эпиграфом этого классного часа я предлагаю взять слова Пифагора «Не гоняйся за
счастьем: оно всегда находится в тебе самом».
Учитель представляет присутствующих:
«эксперта», «арбитра» по этике.
II. Основная
часть.
Учитель. Многие люди
видят смысл жизни в достижении счастья. А что же такое счастье? Некоторые видят
смысл жизни в добывании материальных благ, в стремлении к богатству. Для них
это счастье.
Стремление к счастью заложено в каждом человеке, но понятие
счастья у каждого свое. Я хочу услышать ваше мнение о счастье. Что значит
счастье для вас?
Дети
зачитывают, высказывают свои мысли.
Учитель. Я хочу, чтобы ваши ответы оценил «эксперт», а я объединю все ваши
высказывания, отредактирую их, и посмотрим, что из этого получится.
«Эксперт»
анализирует ответы детей, приводит в сравнение ответы по данной теме, когда
ребята были в 6 классе.
Учитель. Ваши мнения
о счастье я записала на бумажных лучах нарисованного солнца. На доске я
поместила изображение солнца с надписью: «Счастье в нашем понимании...». Я
прикрепляю лучи к солнцу, и посмотрим, что получилось.
Учитель
прикрепляет бумажные лучи с надписями:
· это любящие родители;
· это необъяснимое чувство;
· это два любящих человека;
· это когда тебя любят,
уважают, понимают;
· это близкие тебе люди;
· это друзья;
· это благополучие в семье;
· это исполнение мечты;
· это дружная семья;
· это радость в любви;
· это достаток в деньгах;
· это хорошая работа.
Учитель. Вот видите, получилось такое милое солнце. Понятия «счастье» и
«счастливый человек» неразрывно связаны. Один из поэтов считал себя счастливым
человеком и выразил это в стихах:
А мне для
счастья, в общем, надо мало:
Хочу, чтоб солнце над землей вставало
И чтоб луна... А как же без луны?
Весенних громов, снежной тишины.
В полнеба звезд (мне хватит – я не жадный!).
Чтоб ветерок (когда жара!) прохладный...
Цветов побольше, только чтоб на поле,
Чтобы друзья сходились на застолье,
Чтобы земля моя плодоносила,
Чтоб досыта она людей кормила,
Чтоб слез не знали старики и дети,
Чтоб не стреляли больше на планете...
Ю. Поройков
– А что в
вашем понятии счастливый человек? Я вижу счастливого человека таким!
Учитель
вывешивает изображение счастливого человека.
Я думаю, что он должен быть сильным, здоровым. А вы как считаете?
Хочу послушать ваше мнение о том, что нужно человеку для счастья?
Дети
зачитывают свои ответы, а учитель, по ходу их ответов, вывешивает картинки
вокруг изображения счастливого человека.
Учитель. После всего услышанного я хочу сказать, что представления о
счастье у каждого свои, а значит, и пути достижения этого счастья у каждого
свои, как и преграды, которые будут встречаться на пути, и нужно научиться их
преодолевать.
III. Игра
«Проблемы и аргументы».
Учитель. Сейчас я
предлагаю вам поиграть в игру «Проблемы и аргументы».
Учащиеся
делятся на две команды по своему усмотрению.
1-я команда – «аналитики», 2-я команда – «прагматики».
Цель игры: найти пути решения проблем, помочь своим товарищам.
Учитель. За несколько дней до проведения классного часа вам было
предложено подумать и написать о проблеме, которая волнует вас, вашего друга. В
белый ящик вы положили записки с указанными проблемами, о которых хотели бы
поговорить, а в черный – записки с обозначенными проблемами, о которых бы не
хотели говорить вместе. Я прочла все ваши записки. Содержание некоторых повторяется
или похоже. Из всех проблем я выделила три, которые чаще встречались. Их мы
сегодня и обсудим. Роль «аналитиков» – анализ проблемы, причин ее
возникновения. Роль «прагматиков» – предложить пути решения проблемы. В
обсуждении вам будет помогать «эксперт», он будет следить за правильностью
ваших слов, за корректностью выражений. «Арбитр» будет следить за временем. На
обсуждение каждой проблемы – 2–3 минуты.
Проблемы,
которые ребята хотели бы обсудить:
1. Трудности
в приготовлении домашнего задания – в связи с большой нагрузкой.
2. Неудовлетворенность взаимоотношениями с одноклассниками.
3. В будние дни хочется гулять на улице, а родители не пускают,
хотя проблем с учебой нет.
Учитель. Спасибо вам за участие в игре. Я думаю, игра помогла вам решить ваши
проблемы.
IV.
Рефлексия.
Учитель. Подошел к
концу наш классный час. Я попрошу вас выразить свои мысли и чувства по поводу
классного часа, употребив только одно предложение.
Выступления
детей.
Учитель. В заключение я желаю вам, чтобы все проблемы, которые возникают
или будут возникать в вашей жизни, находили бы правильные пути решения.
Далее ребятам
предлагается, если они не против, рассмотреть записки с проблемами из черного
ящика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.