Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Эгоизм: любить себя и отстаивать свои интересы, даже в ущерб другим?"

Классный час на тему "Эгоизм: любить себя и отстаивать свои интересы, даже в ущерб другим?"

Тема классного часа: «Эгоизм: любить себя и отстаивать свои интересы, даже в ущерб другим?»

Класс: 6-7 классы

Форма мероприятия: Классный час – диалог

Сценарий предлагаемого классного часа более чем актуален: современное поколение детей ставят свои интересы и потребности выше потребностей окружающих их людей, среди которых и родители, и учителя, и сверстники.

Следовательно, цель классного часа заключается в том, чтобы подвести ребенка к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставить свое «Я» с интересами другими людей, определить свою позицию по отношению к данному явлению.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Провести беседу с учащимися по предлагаемой теме.

  2. Организовать игру «Магазин одной покупки» (Н.Е. Щуркова «Собрание пестрых дел»).

  3. Подвести итоги, выяснив мнения учащихся по данному вопросу.

Методы и формы работы: работа с эпиграфом, беседа по теме занятия, слово учителя, игра-практикум.

Средства обучения: карточки для игры «Магазин одной покупки»

План классного часа

  1. Предкоммуникативный этап

  1. Работа с эпиграфом

  1. Коммуникативный этап

  1. Беседа с учащимися по теме занятия

  2. Слово учителя

  3. Советы подготовленного ученика

  4. Игра «Магазин одной покупки»

  1. Посткоммуникативный этап

  1. Подведение итогов занятия



Сценарий классного часа

  1. Предкоммуникативный этап (стадия вызова)

В качестве эпиграфа к нашему классному часу я взяла слова известной американской писательницы Гарриет Бичер: «Эгоизм - отвратительный порок, которого никто не лишен и которого никто не желает простить другому».

Как вы понимаете эти строки?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

  1. Коммуникативный этап (стадия осмысления): беседа, слово учителя

Что такое эгоизм?

Это позиция, поведение человека, полностью сориентированное на собственное «Я», на его удовольствие, выгоду, успех, то есть, высшее благо для эгоиста – это удовлетворение своих собственных, личных интересов.

Эгоист возразит – а что тут плохого? В конце концов, каждый человек хочет, чтобы ему было хорошо, приятно, удобно! И лгут те, кто утверждает обратное.

Существуют два понятия: эгоизм и себялюбие. В чем разница?

Вообще, в себялюбии ничего плохого нет – это же естественное чувство самосохранения, которое присуще каждому человеку. Но разница эгоизма и себялюбия состоит в том, что эгоист часто удовлетворяет свои личные интересы в ущерб интересам другого человека, в то время, как при себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей, более того, сочетаться с ним, служить на пользу всем.

«Цель оправдывает средства» – это для эгоистов, причем, такой закон действует только для них, а не для окружающих.

Как правило, эгоизм – это следствие неправильного воспитания в семье. Если ребенку прививают сознание собственной исключительности, поддерживают завышенную самооценку личности, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. Когда ребенок становится взрослым, то его концентрация только на самом себе, собственных желаниях и полное равнодушие к другим, может привести к одиночеству, к ощущению враждебности окружающего мира. Такие же чувства и эгоизм может возникнуть и у ребенка, который с детства сталкивается с равнодушием родителей и окружающих. Он начинает думать, что, кроме него, никто не позаботится о его потребностях и в дальнейшем ставит их во главу угла во всех проявлениях.

В первую очередь от чужого эгоизма страдают те, кто сам его и породил – родители. Они, постарев, начинают удивляться, что кроме собственных желаний и потребностей у их ребенка нет других интересов, а безразличие, равнодушие к родительским проблемам и заботам больно ранит их, делая на старости лет одинокими, а часто еще и бедствующими из-за стесненных материальных условий. Наверняка у каждого из нас есть примеры такого отношения детей к собственным родителям.

Мир должен кружиться вокруг эгоиста, и горе, если кто-то посмеет встать рядом с ним – наказание следует немедленно, будь то ссора, упреки, скандалы, какие-то другие меры. Причем, в ссорах и упреках эгоист, чаще всего, упрекает других именно в равнодушии и эгоизме.

Разговаривать с такими людьми необычайно трудно, ведь ваш собеседник не слышит вас, он поглощен только собственными мыслями, только самим собой. Ему нужен слушатель, а не диалог, причем, слушатель восхищенный, во всем соглашающийся и поддерживающий его позицию. Часто, эти люди – лидеры, сильные натуры, способные увлечь за собой тех, кто имеет более слабый характер. И есть опасность попасть под влияние вашего собеседника: он может взять вас в оборот, выдать собственные интересы за ваши, возможно, удачно манипулировать вашим мнением.

Эгоисты – очень уязвимые люди, они болезненно самолюбивы, но настолько сконцентрированы на самих себе, что могут не замечать неприязни, иронии или даже издевок окружающих.

«Почему ты такой эгоист?!» – в сердцах восклицает мать, отчитывая нерадивого сына. Мальчик стоит, потупив взгляд. Ему стыдно, невероятно стыдно за свой низкий поступок. Когда он вырастет, никто больше не назовет его эгоистом. Он всё будет делать для других. И этот кусочек торта, съеденный второпях, сейчас кажется горьким. Или это от слез? Ужасно, теперь папе не достанется лакомства. Но тортик был таким вкусным… 

С самого детства нам твердят одно и то же: не будь эгоистом, ну почему ты не такой, как Маша (Федя, Степа…) из соседнего подъезда? Ведь надо делиться своими вещами, поступать в угоду другим, а не себе. Так ли это правильно? Ведь дети по своей природе эгоистичны, а мысль о том, что быть эгоистом – это плохо, внушается нам другими.

Так ли вреден эгоизм?

Это действительно черта, которой нужно стыдиться, всеми силами пытаться искоренить?

Плохо ли любить себя и отстаивать свои интересы, даже в ущерб другим?



Советы подготовленного ученика:

1. Во время встречи на простой вопрос «Как дела?» не стоит вываливать на собеседника горы ненужной ему информации, даже если вы знаете друг друга давно. Поэтому в разговоре ограничьтесь простым «Спасибо, всё хорошо» и спросите про собеседника.

2. Оказывайте помощь, если вас об этом просят. Говорят, люди помнят только плохое, а о хорошем предпочитают забыть. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев вам также помогут, когда придет время. Только не стоит постоянно напоминать о своем «добром деле». Эффект будет противоположный.

3. Помогайте, не рассчитывая на компенсацию. Перевести бабушку через дорогу – нет проблем, донести соседке тяжелую сумку – пожалуйста. Помните: хорошая репутация высоко ценится, особенно в маленьких городах. Но сильно не распространяйтесь о своих «достижениях».

4. Идите на компромиссы, не следует отстаивать свое мнение с пеной у рта. Упорство – хорошая черта, пока не перерастает в банальное упрямство.


Игра «Магазин одной покупки»


Для того чтобы понять, эгоистичны ли вы, давайте сыграем. На столе лежат карточки с надписями: футбольный мяч, шоколадка, фотоаппарат, велосипед, мобильный телефон, новый костюм и т.д. На оборотной стороне – цена: «папе придется еще год ходить в старой куртке», «маме придется экономить», «редко сможешь видеть своего друга» и т.д.

У нас три зала: первый – зал покупок (стол с карточками), второй – зал размышлений (2-3 стула), третий – зал возврата покупок: «я покупаю» или «я возвращаю». Выбираем консультанта, который будет уговаривать или разубеждать покупателя.

Игра подошла к концу.

Какие мысли у вас были во время игры?


III. Посткоммуникативный этап (стадия рефлексии)

Наш классный час подходит к концу. Давайте подведём итог.

Что такое эгоизм, себялюбие? Есть ли разница в этих понятиях?

Эгоистичны ли вы?

Какие советы помогут вам искоренить эту черту характера?








Конец формы





Классный час на тему "Эгоизм: любить себя и отстаивать свои интересы, даже в ущерб другим?"
  • Классному руководителю
Описание:

   Тема предлагаемого классного часа «Эгоизм: любить себя и отстаивать свои интересы,  даже в ущерб другим?» более чем актуальна: современное поколение  детей ставят свои интересы и потребности выше потребностей окружающих их людей, среди которых и родители, и учителя, и сверстники. 

     Цель классного часа заключается в том, чтобы подвести ребенка к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставить свое «Я» с интересами другими людей, определить свою позицию по отношению к данному явлению.

     Мероприятие носит форму диалога и основано на деятельностном подходе (игра "Магазин одной покупки" по Н.Е. Щурковой), что позволяет осознать ученикам своё поведение через выполнение практических действий.  

     Классный час может быть проведён в 6-7 классах.  

   


Автор Сафонова Ольга Нодаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1444
Номер материала 28565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓