Главная / ИЗО, МХК / классный час на тему "Билибин И.Я."

классный час на тему "Билибин И.Я."

Цели классного часа:

1. Познакомить учащихся с И.Я.Билибиным, как художником – оформителем детских книг.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, истории и культуре.

3. Развивать познавательную активность, психологические процессы.

Средства обучения: материалы и приспособления.

Формы обучения: индивидуальная и фронтальная

Оборудование и материалы:

  1. Книжки с иллюстрациями И.Я. Билибина.

  2. Мини-викторина на закрепление материала русских сказок.

  3. Портрет И.Я. Билибина, схемы – таблицы с его иллюстрациями.























Ход занятия.

Организационный момент: (1-2 мин)

Актуализация: (2-3 мин)

Основная часть занятия:

Центральная улица нашей столицы улица Горького - раньше называлась Тверской. По ней начинался путь на Тверь, один из древнейших русских северных городов. Сейчас это город Калинин. И доехать до него можно за два часа поездом. А в былые времена путь этот длился неделями.

За Тверской заставой кончалась шумная Москва. Дорога втягивала путников в леса и луга, медленно поднимала на холмы и опускала в низины к тихим речкам и певучим ручьям. Все реже и реже выходили на дорогу избы деревень, приветствуя путников запахом молока и свежего хлеба, мычанием буренок и кликами петухов. Для некоторых путников дорога не кончалась и Тверью. Она шла дальше в Весьегонский уезд Тверской губернии, в затерявшуюся в лесах деревеньку Егны. Это была уже настоящая глухомань. Не Россия даже, а седая Русь. Недаром в самом звучании этих имен — Егны, Весьегонь слышатся речения кривичей языческого славянского племени, испокон веков обитавшего окрест.

В последнее лето прошлого столетия в деревню Егны приехал ученик знаменитого художника Репина — Иван Билибин. Был он красив, весел, бодр, весь светился тем чувством ликующего ожидания, которое свойственно юности. Ему казалось, что вот-вот должно случиться что-то очень важное, что наполнит содержанием всю его жизнь.

Он вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо аккуратный, как все, что у него было, ящичек с красками, брал краюху хлеба и уходил на весь день в леса и поля писать этюды. Он, исконный горожанин, впитывал впервые открывшуюся ему «смиренную красоту» русской природы.

И то, что он смутно ожидал, на что надеялся,— свершилось. Он приобщился к Родине, он нашел себя. Именно здесь, в это лето, родился художник Билибин, который вскоре станет, известен всей России.

Через несколько десятилетий, в ночь с 6 на 7 февраля 1942 года, в больнице при Всероссийской Академии художеств умирал знаменитый художник, академик, профессор Иван Яковлевич Билибин.

Шел 152-й день осады Ленинграда. Город был завален мешками с песком, золоченый купол Исаакия закрашен маскировочной краской, из окон Академии художеств выглядывали пулеметы, за Нарвской и Московской заставами топорщились противотанковые надолбы и, оплетенные колючей проволокой, рогатки. Город методически, так, что можно было сверять часы, обстреливала дальнобойная фашистская артиллерия, бомбила авиация.

Но город не только жил, но и боролся, работал. Работали в три смены оборонные заводы, писал Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович, в подземном бомбоубежище до последнего дня не выпускал из рук кисточку Билибин. Он рисовал былинного богатыря Дюка Степановича, сокрушавшего врагов земли русской. Кисточка была оружием художника.

В начале сентября 1941 года, когда вражеское кольцо еще не полностью сомкнулось вокруг Ленинграда, нарком просвещения предлагал Билибину эвакуироваться в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут,— ответил шестидесятишестилетиий художник, — ее защищают». И он остался защищать Ленинград своей кистью, своим присутствием духа, своим патриотизмом.

Где же истоки этого патриотизма?

Судьба Билибина сложилась не просто. В сентябре 1917 года он уехал в Крым, где прожил два года в приморском поселке Батилимане. Вокруг в садах прятались скромные, пустующие зимой дачки писателей, художников, ученых. Новости из Петербурга и Москвы доходили редко и с большим опозданием. В своем добровольном заточении Билибину трудно было разобраться в сущности тех громадных перемен, которые произошли в стране, он не понял их сути и в 1920 году, увлекаемый волной беженцев, покидающих Россию, на пароходе «Саратов» уплывает в Египет. Он делит тяготы лишенных работы, живущих среди безводной пустыни в палаточном лагере соотечественников. Но в отличие от большинства из них, он имеет профессию. Он художник, мастер, и его искусство находит применение и в далеком Египте. Он выполняет многочисленные заказы — пишет портреты и панно.

Культура мусульманского Востока, с которой художник сталкивается впервые, поражает его и воскрешает в памяти «Сказки Шахаразады». Еще большее впечатление производят таинственные пирамиды Древнего Египта. Даль веков раскрывается перед ним в неповторимой красоте и величии.

В 1925 году Билибин переезжает в центр художественной жизни Европы Париж. И здесь его судьба складывается вполне благополучно. Блистательные декорации, сделанные им к постановкам русских опер, в которых пел гениальный Шаляпин, восхищают парижан. Художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос - Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Он иллюстрирует книги русских и французских авторов. И все же жизнью своей он неудовлетворен. Его тянет в Россию. Ему кажется, что здесь, на чужбине, его искусство иссякает. И однажды, когда парижский издатель предлагает ему ради популярности отказаться от русского имени и принять французский псевдоним, Билибин не только гневно отвергает предложение, но и просит советское посольство разрешить ему вернуться па родину. 16 сентября 1936 года Билибин па теплоходе «Ладога» прибывает в Ленинград.

Так где же истоки той силы, которая заставила Билибина вернуться на родину и стать ее защитником в годину смертельной опасности? Может быть, ее следует искать в том чувстве тихого восторга, с которым он еще юношей писал в Егне свои первые этюды родной природы и мечтал о таком же бесконечном, как этот летний день, и таком же чистом, как это голубое небо над головой, будущем?

Если бы Билибин не был художником, мы могли бы только предполагать это. Но Билибин был им. Он своими произведениями писал летопись своей духовной жизни. И поэтому мы - благодарные поклонники его таланта-знаем это.

Закрепление материала: (3 мин) индивидуально, каждый сам за себя.

Мини – викторина

  1. Назовите художников, которые иллюстрировали книги А.С.Пушкина?

  2. Кто из художников первый одел животных в сказках?

  3. Художник рисующий море – маринист, рисующий пейзаж – пейзажист, а рисующий животных - ?

  4. За что рыбка наказала старуху в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?

  5. Сколько лет жили старик со старухой в ветхой землянке?

  6. Назовите предмет, говорящий правду?

  7. Как назывался остров, где жил князь Гвидон?

Подведение итогов: (2 мин)

Рефлексия: (1 мин)



hello_html_m648f677e.jpg





Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942 г.г.)

художник – сказочник.


Творческие работы И.Я.Билибина

hello_html_6d59d339.jpg














hello_html_m4368c832.jpg













hello_html_m6d017bc9.jpg















hello_html_acf5130.jpg










Оhello_html_m709c5a19.jpgбложка для книги













Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Свеча Свечинского района Кировской области







Конспект классного часа

по изобразительному искусству


на тему:

Иван Яковлевич Билибин

5 класс






учитель изобразительного искусства

Поникаровских Татьяна Анатольевна












пгт Свеча

2008г

классный час на тему "Билибин И.Я."
  • ИЗО, МХК
Описание:

Конспект классного часа по предмету (изо) на тему "Билибин Иван Яковлевич", предназначенный для учащихся 5-х классов.  

В ходе работы дети знакомятся с И.Я.Билибиным, как художником – оформителем детских книг, через показ его творческих работ - иллюстраций к детским литературным произведениям.  

Такой вид деятельности позволяет воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, истории и культуре, беречь культурное наследие, созданное в течение длительного времени, а также развивать познавательную активность, психологические процессы учащихся.  

Автор Поникаровских Татьяна Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 501
Номер материала 34824
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓