Классный час « Формы моральной оценки и
самооценки».
Цель: дать понятия оценки и моральной
оценки поступков человека. Дать понятия поощрения, наказания, прощения,
порицания.
План:
1.Работа с
понятиями «поощрение», «наказание», «оценка».
2.Работа над
рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок».
3.Объяснение
значения самооценки человека.
4.Деловая
игра
1.Работа с понятиями поощрение», «наказание», «оценка».
Ребята,
когда вы напишите диктант, что вы получаете? (Оценку.) Вам ставят «5», «4»,
«3», «2». «5» обозначает отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» -
плохо. Это в учебе. А когда вы перевели старушку через дорогу, какую оценку
надо поставить? (Хорошо.) А если мальчик ударил девочку, что мы должны
поставить? (Плохо.)
Давайте вспомним сказки. Плохие дела всегда в сказках наказываются, а
хорошие поступки всегда... (Поощряются.) Что такое поощрение?
Поощрение -
вознаграждение, награда. Ребята, а как вы думаете, как можно поощрить
человека?
Сказать
спасибо, поблагодарить, дать награду, почетную грамоту, послать по путевке в
другую страну, подарить что-либо.
- Ребята,
приведите примеры, за какие поступки и как можно поощрить? Мы уже сказали, что
за плохие дела людей наказывают. А
что такое наказание?
Наказание -
мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
- Ребята, а какие могут быть наказания?
Выговор, отругали, не пустили гулять, поставили на учет в детскую комнату
милиции, посадили в тюрьму, физически наказали - побили.
- А как вы думаете, за что могут наказать?
Оценка - это одобрение или прощение, или порицание
чего-либо, или кого-либо.
Моральная
оценка - это вознаграждение или порицание поступка.
Порицание -выражение неодобрения, осуждение,
выговор.
Оценки бывают словесные: похвала,
осуждение, согласие.
Эмоциональные оценки:
симпатия, неприязнь, любовь и ненависть.
Оценка
может быть в действии: прощение или наказание. Оценку мы можем дать кому-то.
2. Рассказ М. Зощенко
«Бабушкин подарок».
«И все взрослые ушли пить чай на балкон.
Тогда я сказал Леле:
- Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две
монетки.
Леля
слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на
балкон и сказал взрослым:
Все-таки бабушка оказалась права.
Я лучший мальчик на свете, я сейчас подарил Леле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама
тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
- Нет, лучший мальчик на свете
тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.
И тогда я побежал в сад, нашел
свою сестру и дал ей еще монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.
Итого у Лельки стало три монеты, и
четвертую монетку она нашла в траве, где меня ударила по руке.
И на все эти четыре
монетки Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и еще у
нее осталось.
А к вечеру у нее заболел живот, и
Лелька целую неделю пролежала в кровати.
И вот, ребята, прошло с тех пор
много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.
Нет, мне, может быть, не удалось
стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. И
то хорошо».
3. Объяснение значения самооценки.
- Ребята, когда мы оцениваем себя - это
самооценка.
Самооценка - это оценка себя.
Эмоциональная
самооценка - это совесть, гордость, стыд, раскаяние, уважение себя как
личности.
Как же производится оценка и самооценка?
Сопоставляются
требования общества и свои собственные с явлениями и событиями.
- Ребята,
мы с вами говорили, что неисправимых грубиянов,
грязнуль, хулиганов нет, что таким людям, детям можно помочь, а по-
этому надо учиться прощать. Что такое прощение?
Прощение - простить человеку, т.е. извинить.
Например, ученика за шалость, за невольную ошибку и т.д.
Прощение ~ не желать вознаграждения, не держать в
себе зла на других (злость всегда порождает злость), предпочесть простить
других за плохие мысли или поступки.
- Вспомните,
когда вы и ваш друг (подруга, брат, члены семьи)
ссорились. Покажите, как можно перестать
ссориться и что вы говорите.
Чтобы простить других, слова можно
использовать из коробки для слов.
4. Деловая игра
Задание 1-й группе
«Моя хата с краю, ничего не знаю».
1. Что она означает?
2.Проанализировать
поведение ребят в классе.
В классе затеяли двое мальчишек на
перемене драку. Все стояли и смотрели.
Дайте оценку поведения дерущихся и тех,
кто стоял и смотрел.
Задание 2-й группе
«Волк и
белка». Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк
вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Отпусти
меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я отпущу тебя,
только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Отпусти меня прежде на дерево,
а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк отпустил белку, она залезла на дерево
и сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе
злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
- Почему волк так поступил?
- Вы согласны с тем, что сказала белка?
Задание 3-й группе
В классе все ребята
готовились к КВНу по математике. После урока все ребята готовили
приветствие, домашнее задание, а Галя с Колей пошли домой. А когда
начался КВН, ребята соревновались между собой, Галя с Колей сидели
грустные, они не принимали участия, им было обидно.
- Дайте оценку поведения и поступков
Гали и Коли, поведения
ребят в классе. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задание 4-й группе
Ребята старшеклассники курили за
школой. Мимо пробегал второклассник Саша. Старшеклассники заставили его
покурить. После чего этот мальчик стал курить. Ребята из его класса узнали и
сказали его маме и учителю. Саша обиделся и стал всем грубить.
- Кто из них прав?
- Правильно ли вел себя Саша?
- Правильно ли вели себя ребята
старшеклассники, ребята из Сашиного класса?
- Как поступить в этой ситуации.
Задание 5-й группе
Как Вовка стал
взрослым. (А.
Барто)
На глазах растут ребята. А теперь он взрослый малый
Жил в стихах моих когда-то Лет
двенадцати на вид,
Вовка - добрая душа. И
читателей, пожалуй,
(Так прозвали малыша.) Взрослый
Вовка удивит.
Дергал кошек за хвосты, С
добротой покончил Вовка
А дождавшись темноты, Он
решил - ему неловко
Он просил у них
прощенья В
зрелом возрасте таком
За плохое обращенье. Быть таким-то
добряком!
- Почему Вовка решил стать «злым»?
- Почему вы считаете, что Вовка не прав?
Злой ли Вовка на самом деле?
- Плохо ли быть добрым?
5. Домашнее задание. Добавь в «Коробку хороших слов»
слова на темы «Утешь человека», «Помоги преодолеть обиду», «Чтобы в общении не
было ссоры».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.