Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "70 лет битвы под Сталинградом"

Классный час на тему "70 лет битвы под Сталинградом"









Классный час

70 лет битвы под Сталинградом





hello_html_155dd9ae.png









Классный час.

Тема: «Сталинградская битва»

Дата проведения: 09.02.2013.

Класс: 10 «Б»

Цель: знакомство с важной исторической датой Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.

3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация «Сталинградская битва», документальный фильм.hello_html_5e82cff6.png



Ход классного часа.

  1. Орг. момент.

Вступительное слово классного руководителя.

Объявляется тема классного часа.

2. Доклады учеников (сопровождаются презентацией).

1 ученик: Начало битвы

Общепризнанной датой начала битвы считается 17 июля. Однако Алексей Исаев обнаружил в журнале боевых действий 62-й армии данные о двух первых столкновениях, произошедших 16 июля. Передовой отряд 147-й стрелковой дивизии в 17.40 был обстрелян возле хутора Морозова противотанковыми пушками противника и уничтожил их ответным огнём. Вскоре произошло более серьёзное столкновение: 17 июля на рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с авангардами 6-й немецкой армии. Взаимодействуя с авиацией 8-й воздушной армии (генерал-майор авиации Т. Т. Хрюкин), они оказали упорное сопротивление противнику, которому, чтобы сломить их сопротивление, пришлось развернуть 5 дивизий из 13 и затратить 5 суток на борьбу с ними. В конце концов враг сбил передовые отряды с занимаемых позиций и подошёл к главной полосе обороны войск Сталинградского фронта. Сопротивление советских войск заставило нацистское командование усилить 6-ю армию. К 22 июля в ней было уже 18 дивизий, насчитывавших 250 тыс. человек боевого состава, около 740 танков, 7,5 тыс. орудий и миномётов. Войска 6-й армии поддерживали до 1200 самолётов. В итоге соотношение сил ещё более увеличилось в пользу противника. Например, в танках он теперь имел двукратное превосходство. Войска Сталинградского фронта к 22 июля имели 16 дивизий (187 тыс. человек, 360 танков, 7,9 тыс. орудий и миномётов, около 340 самолётов).

На рассвете 23 июля в наступление перешла северная, а 25 июля и южная ударные группировки противника. Используя превосходство в силах и господство авиации в воздухе, враг прорвал оборону на правом фланге 62-й армии и к исходу дня 24 июля вышел к Дону в районе Голубинского. В результате до трёх советских дивизий попали в окружение. Противнику также удалось потеснить войска правого фланга 64-й армии. Для войск Сталинградского фронта сложилась критическая обстановка. Оба фланга 62-й армии оказались глубоко охваченными врагом, а выход его к Дону создал реальную угрозу прорыва нацистских войск к Сталинграду.

К концу июля немцы оттеснили советские войска за Дон. Линия обороны протянулась на сотни километров с севера на юг вдоль Дона. Чтобы пробить оборону вдоль реки, немцам пришлось использовать помимо своей 2-й армии, армии своих итальянских, венгерских и румынских союзников. 6-я армия была всего лишь в нескольких десятках километров от Сталинграда, и 4-я танковая, находясь на юге от него, повернула на север, чтобы помочь взять город. Южнее группа армий «Юг» (А) продолжала углубляться дальше на Кавказ, но её наступление замедлилось. Группа армий «Юг» А была слишком далеко на юге и не могла обеспечить поддержку группе армий «Юг» Б на севере.

28 июля 1942 года народный комиссар обороны И. В. Сталин обратился к Красной Армии с приказом № 227, в котором потребовал усилить сопротивление врагу и во что бы то ни стало остановить его наступление. Предусматривались самые жёсткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Намечались практические меры по укреплению морально-боевого духа и дисциплины в войсках. Упорное сопротивление советских войск вынудило нацистское командование 31 июля повернуть с Кавказского направления на Сталинград 4-ю танковую армию (генерал-полковник Г. Гот). 2 августа её передовые части подошли к Котельниковскому. В этой связи создалась прямая угроза прорыва противника к городу с юго-запада. Развернулись бои на юго-западных подступах к нему. Для укрепления обороны Сталинграда по решению командующего фронтом на южном фасе внешнего оборонительного обвода была развёрнута 57-я армия. В состав Сталинградского фронта передавалась 51-я армия (генерал-майор Т. К. Коломиец, с 7 октября — генерал-майор Н. И. Труфанов).

19 августа нацистские войска возобновили наступление, нанеся удары в общем направлении на Сталинград. 22 августа 6-я немецкая армия форсировала Дон и захватила на его восточном берегу, в районе Песковатки, плацдарм шириной 45 км, на котором сосредоточилось шесть дивизий. 23 августа 14-й танковый корпус противника прорвался к Волге севернее Сталинграда, в районе посёлка Рынок, и отрезал 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта. Накануне вражеская авиация нанесла массированный удар по Сталинграду с воздуха, совершив около 2 тыс. самолёто-вылетов. В результате город подвергся страшным разрушениям — целые кварталы были превращены в руины или же попростустёрты с лица земли.

13 сентября противник перешёл в наступление по всему фронту, пытаясь захватить Сталинград штурмом. Сдержать его мощный натиск советским войскам не удалось. Они были вынуждены отступить в город, на улицах которого завязались ожесточённые бои.

В конце августа и сентябре советские войска провели ряд контрударов в юго-западном направлении для отсечения соединений 14-го танкового корпуса противника, прорвавшегося к Волге. При нанесении контрударов наши войска должны были закрыть прорыв немцев на участке станции Котлубань, Россошка и ликвидировать так называемый «сухопутный мост». Ценой громадных потерь наши войска сумели продвинуться только на несколько километров.

2 ученик: Утром 14 октября 6-я немецкая армия начала решающее наступление на советские плацдармы у Волги. Её поддерживали более тысячи самолётов 4-го воздушного флота люфтваффе. Концентрация немецких войск была беспрецедентной — на фронте всего около 4 км на тракторный завод и завод «Баррикады» наступали три пехотные и две танковые дивизии. Советские части упорно оборонялись, поддерживаемые артиллерийским огнем с восточного берега Волги и с кораблей Волжской военной флотилии. Однако артиллерия на левом берегу Волги стала испытывать нехватку боеприпасов в связи с подготовкой советского контрнаступления. 9 ноября начались холода, температура воздуха упала до минус 18 градусов. Переправы через Волгу стали крайне затруднительными из-за плывущих по реке льдин, войска 62-й армии испытывали острый недостаток боеприпасов и продовольствия. К концу дня 11 ноября немецким войскам удалось захватить южную часть завода «Баррикады» и на участке шириной в 500 м прорваться к Волге, 62-й армия теперь удерживала три изолированных друг от друга небольших плацдарма (наименьшим из которых был остров Людникова). Дивизии 62-й армии после понесенных потерь насчитывали всего по 500—700 человек. Но немецкие дивизии также понесли огромные потери, во многих частях в боях погибли более 40 % личного состава.

В Сталинградском котле были уничтожены:

В составе 6-й немецкой армии: штабы 8-го,11-го,51-го армейских и 14-го танкового корпусов; 44, 71, 76, 113, 295, 305, 376, 384, 389, 394 пехотные дивизии, 100-я горнострелковая, 14, 16 и 24 танковые, 3-я и 60-я моторизованные, 1-я румынская кавалерийская, 9-я дивизия противовоздушной обороны.

В составе 4-й танковой армии штаб 4-го армейского корпуса; 297 и 371 пехотные, 29 моторизованная, 1-я и 20-а румынская пехотные дивизии. Большая часть артиллерии РГК, подразделения организации Тодта, крупные силы инженерных частей РГК.

Также 48-й танковый корпус (первый состав) — 22-я танковая, румынская танковая дивизии.

Вне котла разгромлены (потеряли 50-70 % состава) 5 дивизий 2-й армии и 24 танковый корпус. Понесли громадные потери 57-й так как из состава группы армий «А», 48-й так как (второго состава), дивизии групп Голлидта, Кемпфа, Фреттер-Пико. Были уничтожены несколько авиаполевых дивизий, большое количество отдельных частей и соединений.

Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьезное влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.

3. Просмотр документального фильма.

4. Итог.

- Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.

Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам, hello_html_6b526e68.png

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот Великий бой.

- На этом наш классный час окончен.











Список использованной литературы

1. Города-герои Великой Отечественной Войны./Атлас. – Москва, 1975.

2. Иванкин А. Волгоград. Музей-панорама «Сталинградская битва». – М., 1987.

3. Мамаев Курган - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мамаев%20курган/

4. Морозова Н.Т., Монахова Н.Д. Путеводитель по Волгограду. – Волгоград, 1980.

5. Новокрещенов И.В. Страницы Великой Победы: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательство «Ювента», 2004.

6. Памятник М.Паникахе - http://monument.volgadmin.ru/start.asp?np=3-9

7. Площадь павших борцов - http://www.volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/

8. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. – Волгоград, 2002.

9. Твардовский А. Рассказ танкиста - http://paul86.h1.ru/











Классный час на тему "70 лет битвы под Сталинградом"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час.

Тема: «Сталинградская битва»

Цель: знакомство с важной исторической датой Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.

3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация «Сталинградская битва», документальный фильм.                                     

Автор Банникова Дарья Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 571
Номер материала 40867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓