Классный час
«12 декабря – День Конституции РФ»
5 класс
Цели: сформировать
понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить
учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою
страну
Оборудование: таблица с
гимном России, фотография президента России, таблицы с изображением символов
России, презентация.
Закон есть высшее проявление
человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С.Джонсон
Ход
классного часа
Учитель. 12
декабря Россия отмечает День Конституции. Этот праздник близок каждому
гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все
поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
Именно
этому событию посвящен сегодняшний классный час.
Внимание! Всем встать! Звучит Гимн России!
Конституция -
это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и
большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не
будет закона, будет много преступлений.)
Учитель. Правильно.
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется,
а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Послушайте
легенду: "Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они
жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать
- воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В
государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить,
нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между
собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство
Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно
убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло
в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства
Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое
государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали
счастливы и довольны".
Учитель: Как вы думаете, почему страна стала
процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в
безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
Много тысяч лет назад появились на
Земле люди, а с ними – главные
вопросы:
– Что люди
могут делать и чего не могут?
– Что они
обязаны делать и что не обязаны?
– На что они
имеют право и на что не имеют?
Многие столетия в мире существовало
рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между
людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы
быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в
другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу,
обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные
вопросы в беседах, путём международных
переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке
человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу.
Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили
эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека.
Декларация – название
документа, в котором говорится о правах человека.
Если соблюдать в точности всё, что
предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким
явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство,
дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо
составить специальные документы по правам человека.
До наших дней дошло великолепное
изречение мудрых:
·
Храни порядок, и порядок сохранит тебя.
В 1918 году в России появилась
Конституция.
Конституция (от лат.
слова – устройство) – это основной
закон государства, который определяет порядок.
Конституция - основной закон государства,
обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства)
конституционный строй.
Конституция РФ является основным законом нашего
государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или
указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в
Конституции.
Конституция страны является
исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша
Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.
-А знаете, с чего начинается
Конституция? (Нет.)
Учитель. На первой
странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн Гимн – это главная песня
страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн
существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны
России менялись: впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился
Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского
оружия, во время торжественных событий.
Затем «Боже, царя храни»
Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В.
Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый
республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон,
утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В.
Михалкова.
Россия
– священная наша держава,
Россия-любимая
наша страна.
Могучая
воля, великая слава-
Твоё
достоянье не все времена!
Припев:
Славься,
Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
Флаг
В каждой стране существует
определённая государственная символика это флаг, герб, гимн
Флаг России
выглядит так:
Государственный
флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими
горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого
цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.
– Что, по вашему
мнению, в наши дни символизируют цвета флага?
В наше время цвета флага
истолковываются так: белый цвет выражает
чистоту устремлений, синий – обозначает
волю к миру, красный – это
энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Герб
Что представляет
собой Государственный герб Российской
Федерации?
Четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан
двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными
лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в
красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это
один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
– Что олицетворяет
восстановление двуглавого орла как государственного герба России?
Неразрывность и
преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб,
но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы
отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
Двуглавый орёл
был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны
можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной,
законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту
суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со
злом, защиты Отечества
Учитель. Независимо от
нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по
Конституции одинаковые.
( Презентация «
Права человека»)
– Какое право
имеет человек как личность?
Ответ. Каждый
человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).
– Частная
собственность. Охраняется ли она законом?
Ответ. Право частной
собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).
– Можно ли
жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?
Ответ. Никто не
должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).
– Чем должен
быть защищён человек?
Ответ. Каждый человек,
где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).
– С помощью чего
может человек защитить свои права?
Ответ. В случае
нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый
человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).
– Какие права
имеет человек на своё жилище?
Ответ. Каждый человек
имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и
семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).
– Может ли
человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?
Ответ.
1. Каждый человек в
своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
2. Каждый человек
имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).
– Какие есть
права на владение имуществом?
Ответ.
1. Каждый человек имеет
право владеть имуществом.
2. Никого нельзя
произвольно лишить его имущества (ст. 35).
– Какие
социальные права имеет человек?
Ответ. Каждый
человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его
личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).
– Какие права
имеет человек на труд?
Ответ.
1. Каждый человек
имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и
защиту от безработицы.
2. Каждый человек
имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).
– Имеют ли право
граждане РФ участвовать в управлении делами государства?
Ответ. Граждане РФ
имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей.
Граждане РФ имеют
право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).
– Каким правом
пользуются мать и ребёнок?
Ответ. Материнство и
младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны
пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).
– Что можно
сказать об образовании человека?
Ответ. Каждый человек
имеет право на образование.
Образование должно
содействовать полному развитию личности (ст. 43).
– О чём не
должен забывать человек?
Ответ. Каждый человек
имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не
должен забывать (ст. 58, 59).
Учитель:
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто
нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в
сказке «Заячья избушка»)
2. В
какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался
попыткам
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3.
В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение
и держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино».
Карабас-Барабас).
4. Кто
из сказочных женщин пользовался правом на свободное
перемещение
на метле? (Баба Яга.)
5. Кто
нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная
королева)
6.
Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед
из»Репки»)
Учитель:
Наш разговор сегодня подошел
к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции,
об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Вы узнали сегодня о своих правах.
А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
А право? (Бесплатно учиться.)
Внимание!
Всем встать! Звучит Гимн России! Исполняется гимн
России
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.