Классный
час на тему:
«Моя
малая родина»
2
класс
1.09.
2014г
Составила
и провела учитель: 2 «Б» класс Быкова Р. П.
Московская
область
Г.Кашира
2014г
Классный
час “Моя малая Родина”
Основные принципы
работы:
1. Принцип
вариативности.
2. Принцип
сотворчества.
3. Принцип
созидательной творческой деятельности.
4. Принцип
гуманизма.
Цели:
1. Расширение
и углубление знания учащихся об истории родного города.
2. Воспитание
чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить
ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать
уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
3. Формировать
потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
4. Развивать
интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать
моральному развитию детей.
Форма проведения:
Час общения.
Оформление:
Иллюстрации, альбомы,
фотографии, рисунки учащихся, песни о Кашире каширских поэтов.
Ход
занятия
Эпиграф:
“Для
России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I.
Вступление.
Учитель:
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется
Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от
снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть
в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и
бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные
полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее
талантливыми людьми
Ученик читает
стихотворение А. Прокофьева “Родимая страна»
Ученик:
«Родимая страна»
На широком
просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё
краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
(А. Прокофьев)
Учитель:
Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где
живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая
Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями,
для кого-то небольшая деревенька.
Словом, малая Родина
у каждого своя!
Ученик
читает стихотворение “Малая Родина”
Ученик:
Малая
Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель:
- А как называется наша с вами малая Родина? (Кашира)
Песня
о Кашире в исполнении каширского ансамбля «Карагод»
Учитель:
- А откуда произошло название Кашира? Кто знает?
Учитель:
История возникновения Каширы относится к 1356 году. Существует несколько
версий о названии города.
По одной из версий
название города Кашира произошло от слова «каша», т. е.
особого угощения, связанного со свадебным обрядом; отсюда и пошло выражение
«заварить кашу». Существует также предположение, что название города происходит
от тюркского слова «кошара», означающего — загон для скота. Действительно, в
этих местах очень благоприятные условия для разведения скота.
Ученик:
Кашира,
ты – цветущий город!
Поём
мы о тебе с любовью!
И
хоть ты далеко не молод,
Ты
самый лучший город Подмосковья!
Ученик:
О
городе своём всё больше узнаём,
Уверены,
что лучшего нам просто не найти!
Мы
с городом родным из года в год растём,
Стараемся,
чтоб он и дальше мог цвести!
Ученик:
Кашира,
ты - жемчужина на берегу Оки!
Являешься
ты музой для поэта.
Слагают
о тебе и песни, и стихи.
Кашира,
ты - восьмое чудо света!
Учитель:
Исторический герб Каширы (1778 г.): " Щит, разрезанный надвое
горизонтальною чертою: в верхней части щита в лазоревом поле золотой крест, а
в нижней части в серебряном поле, черный с червлеными крыльями и увенчанный
золотым венцом дракон, представляющий герб Казанский, для напоминания о том,
что этот город при великом князе Василии Иоанновиче был дан в удел Абдыле
Летифу, снизверженному царю казанскому; а верхняя часть щита показывает, что он
и тогда не выходил из под Российской державы".
Современный
герб Каширы повторяет исторический герб города: " В пересечённом лазоревом
(синем, голубом) и серебряном поле; вверху - золотой греческий крест; внизу - на зелёной земле чёрный дракон с
золотым клювом, лапами и короной и с червлёными (красными) глазами,
языком.".
II.
Родная улица моя.
Учитель:
Кашира предстает как древний городок Подмосковья со своими историческими
улицами.
Ученики
читают стихотворение:
Каширские
улицы
Ученик:
Где Ока свободно
ширится
Под белою горой,
Назвали град
Каширою
Далекою порой.
Купецкими лабазами
Смотрели на суда
Стрелецкая,
Рыбацкая
Ямская слобода.
Ученик:
Отмечен город
ранами,
Встречал мечом
орду,
И звон «Николы
Ратного»
Сулил врагам беду.
Пропела революция
Иные времена,
И получили улицы
Другие имена.
Ученик:
Так родилась
Коммуны,
Свободы, Ильича
И городок как
будто
Раздался чуть в
плечах.
Как били немца
злого,
Мы помним до сих
пор;
Здесь конница
Белова
Дала врагу отпор.
Ученик:
Сбегает спуск
Колодезный
С былинного холма,
Живет в названьях
образных
История сама.
И если чёрной
вестью
Нагрянет вдруг беда,
То встанут в строй
все вместе
Коммуны и
Советская,
Пушкарская,
Стрелецкая,
Ямская слобода.
III. Достопримечательности.
1. ГРЭС
2. Музей.
Учитель:
Наш город знаменит первой гидроэлектростанцией . Строительство
Каширской электростанции на подмосковном угле началось в апреле 1919 года в
сложных условиях послевоенной разрухи. Оно имело важное значение по обороне
страны и чрезвычайного значения по охране тыла. 30 апреля 1922 года Каширская
электростанция дала Москве первый электрический ток.
4 июня 1922 года
состоялось торжественное открытие электростанции. В строй были введены 2
турбогенератора по 6 МВт каждый. Мощность электростанции достигла 2018 МВт. С
введением нового оборудования мощность стала снижаться. Коллектив Каширской
ГРЭС имени Г.М.Кржижановского за высокие достижения награжден орденом Ленина и
орденом Трудового Красного Знамени.
История
Каширы отражена в экспонатах Каширского
краеведческого музея, который является культурным центром города. Здесь же
проходят выставки каширских художников, художников Подмосковья.
IV. Знаменитые люди Каширы.
Учитель:
Кашира – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом
пшеницы, бело-розовые сады весной, река Ока,леса. Разве это не сказка? Но
главное наше богатство – люди.
Ученик:
Они осилят зло и
горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.. .
Выступление
учителя о наших знаменитых земляках, показ слайдов, иллюстраций.
Учитель:
Сегодня ребята я познакомлю Вас с людьми, прославившими нашу Каширу в различные
годы. На стенде вы видите фотографии наших земляков. Я расскажу вам немного о
каждом ( Об артисте Б.В.Щукине, о герое Советского Союза
А.И.Выборнове, о герое Советского Союза С. Е.Седукевиче, о герое Советского
Союза С.Н.Моргунове).
Учитель:
Гордостью нашего края являются и наши знаменитые художники. Рассказ учителя и
показ альбома с работами художников.
(Художники Каширского
края Ю.Н.Баютов, Л.В.Маковская, А.В.Маковская, Г.Н.Метченко, М.Я.Бакаева)
Учитель: - Мы
перечислили не всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся
землякам, прославившим наш город.
V. Пословицы
о Родине (составить и объяснить)
Учитель:
В течение долгих веков народ сложил много пословиц о родине. Сегодня мы
попытаемся составить их и объяснить.
«Где
родился, там и пригодился»
«Человек
без Родины, что соловей без песни».
«Дома
и стены помогают»
«В
гостях хорошо, а дома лучше»
«Глупа
та птица, которой гнездо своё немило»
«Всюду
хорошо, а дома лучше»
VI. Викторина для учащихся.
Учитель:
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории
нашего города. А сейчас для вас небольшая викторина о нашем городе Кашира
Учитель:
- На какой улице находится наша школа?
-На
какой улице в старину жили пушкари?
- На
какой улице в старину жили стрельцы?
- На
какой улице в старину жили рыбаки?
- На
какой улице находится детская библиотека?
-Где
раньше находилась в Кашире Хлебная площадь?
-Как
называлась раньше улица Советская?
VII. Заключение.
Учитель:
У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из
вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на
которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Кашира
Ученик:
Мест красивых много в мире,
Но один милее край -
Называется Каширой
Этот яблоневый рай.
Колокольнями обильный
С черной братьей на крестах,
В гроздьях яблок молодильных
И в рябиновых кистях.
Ученик:
Песней
горлицы докучной
Городок встречает рань.
И в окне, как солнца лучик,
Непременная герань.
В день ворвется ветер пришлый
Так, что листья бросит в дрожь,
И ударит вдруг по крышам
Гулкий яблоневый дождь.
Ученик:
В городских названьях старых
Колорит особый свой:
"Платомойня" и "Пушкарка",
Переулочек "Глухой".
"Спуск Колодезный" грохочет,
Обрываясь над рекой,
И бессчётные лопочут
Родники с живой водой.
Ученик:
На закате солнце ало
Заиграло над Окой -
Будто яблочко упало
В воду с ветки золотой.
Льют куранты звон над дымом,
Речку бакены хранят.
И бессменно часовыми
Колоколенки стоят.
Ученик:
Загадать мечту успел я
В миг пленительный, когда,
Словно яблочко, слетела
С неба спелая звезда.
Разве, странствуя по миру,
Сердцу скажешь: "Выбирай!"
Ведь оно уже в Кашире
Обрело душевный рай.
Учитель: И в заключении нашего классного часа
послушайте еще одну песню о Кашире.
Песня « Подмосковная Кашира»
в исполнении каширского исполнителя Э. Капишко
Завершается классный час
рассмотрением выставки иллюстраций о старой Кашире.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.