Главная / Классному руководителю / Классный час на тему "Дорога жизни"

Классный час на тему "Дорога жизни"

Классный час на тему «Дорога жизни»

Подготовила Капусткина Надежда Михайловна.

Классный час проводится в группе студентов № 15 МЛ «Машинист локомотива»

Цели:

  • продолжить воспитание патриотизма, чувства национального достоинства;

  • осуществить связь прошлого с настоящим;

  • продолжить формирование гражданина и личности, ответственной за судьбу страны;

  • продолжить воспитание любви к Родине и профессии.

Методическая цель: продолжить формирование самосознания студентов.

Задачи: формирование у студентов гражданской позиции, ответственности, преданности профессии.

План:

  1. Видеозаставка

  2. Стихотворение «Дорога жизни»

  3. Устный журнал

  4. Песня из к/ф «Офицеры»

  5. Литмонтаж

  6. Биография железнодорожников

  7. Подведение итогов

Ход мероприятия.

1. Видеозаставка. (документальный видеоролик о начале войны)

Когда все участники мероприятия заняли свои места, включается видеоролик.

2. Стихотворение «Дорога жизни». (презентация)

Я читаю стихотворение «Дорога жизни».

Была война, была дорога,

Была судьба, была тревога,

Сирены вой, стрельба и взрывы,

Путей железных паутина…

Дорога жизни – рельсы в даль,

В вагонах – горе через край!

Война пришла! Работы много!

Тяни, железная дорога!

Мешки с мукой, станки, снаряды,

Бойцы в бинтах, бой канонады…

Все вынесла железная дорога,

Страну спасая и не забывая Бога.

Несла дорога радость, боль,

Несла надежду, веру и любовь…

3. Устный журнал. (презентация)

Вашему вниманию представляется устный журнал, в котором студенты группы собрали интересный материал на основе исторических справок о роли железной дороги в годы войны.

Читают студенты.

1. Предвоенные годы.

В ходе Великой Отечественной войны еще раз блистательно подтвердилось известное ленинское положение о том, что без хорошо налаженного транспорта нельзя рассчитывать на серьезный успех в современной войне. За годы предвоенных пятилеток было построено 13 412 км новых железных дорог, главным образом в восточных районах СССР. Для развития транспортных связей Донбасса с Ленинградом были, проложены линии Брянск — Вязьма и Ворожба — Орша, а в дополнение к двум железнодорожным выходам из центра страны на Урал и в Сибирь — более короткие: через Казань — Свердловск и через Оренбург — Орск. Были построены многие новые железнодорожные линии в западных приграничных областях, реконструировано 3900 км железнодорожного пути, что позволило пропускать большие грузопотоки. На 32 800 км магистралей были уложены рельсы тяжелого типа. Обновился подвижной состав, его мощность и грузоподъемность повысились более чем в 2,5 раза.

2. 1941 год.

Великая Отечественная война резко изменила характер работы железных дорог страны. Прежде всего, с первых дней военных действий от них потребовалось в чрезвычайно сложной обстановке обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия и снаряжения. Практически перевозки, связанные с обслуживанием фронта, занимали всю пропускную способность дорог западного направления. В противоположном направлении она максимально использовалась для эвакуации людей и оборудования, вывоза раненых и т.п. Размеры пассажирского движения были резко сокращены – значительная часть пассажирских вагонов была передана армейским организациям, наличные пропускные способности железных дорог были перераспределены в пользу грузового движения. Впервые паровозные колонны стали применяться осенью 1941 г. на Московском железнодорожном узле, для того чтобы обеспечить выполнение большого объема оперативных, снабженческих и эвакуационных перевозок.

3. 1942 год.

Эксплуатация паровозных колонн показала их эффективность, и на основе полученного опыта в 1942 г. началось формирование особого резерва паровозных колонн. Для эвакуации с фронта раненых и больных были сформированы специальные постоянные и временные военно-санитарные поезда. В апреле 1942 г. ввели новый общесетевой план формирования поездов, а в мае — нормальный график движения их, более соответствующий сложившимся условиям работы железнодорожного транспорта. В результате этих и других мероприятий работа железных дорог с апреля 1942 г. стала улучшаться. Однако трудности продолжали оставаться. Они были вызваны большой потерей подвижного состава. Железнодорожники Сталинградского отделения находились непосредственно на переднем крае обороны. Через Сталинградский узел непрерывным потоком шли поезда с воинскими грузами в район станций Котлубань, Донская, Абганерово, Чир, где войска Сталинградского фронта вели тяжелые оборонительные бои с противником.

4. 1943 год.

Трудности, имевшие место в конце 1942 г., не могли не сказаться на работе железных дорог и службы военных сообщений в начале 1943 г. В целях повышения трудовой дисциплины на железнодорожном транспорте Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. железные дороги СССР были объявлены на военном положении. С марта по август 1943 г. начались воинские перевозки, связанные с подготовкой Курской битвы. В этот период Брянскому, Центральному, Воронежскому и Степному фронтам железнодорожным транспортом было доставлено 3177 эшелонов с войсками и 2543 поезда с материальными средствами, что намного превышало объем воинских перевозок для обеспечения войск фронтов, участвовавших в Московской и Сталинградской битвах. В ходе летне-осенней кампании 1943 г. существенно улучшилась организация восстановительных работ. С 21 до 29 увеличилось количество железнодорожных бригад, значительно повысилась их техническая оснащенность.

5. 1944 год.

Весной 1944 г. железные дороги еще более улучшили свою работу. Общесетевая погрузка вагонов в мае 1944 г. возросла до 54,7 тыс. вагонов. В результате повышения темпов восстановления фронтовых железнодорожных направлений к началу 1944 г. было открыто движение поездов на всех основных железнодорожных коммуникациях. Особенно высокие темпы выполнения воинских перевозок были при подготовке и в ходе Белорусской наступательной операции. Они в два раза превысили среднесуточные темпы воинских перевозок периода подготовки к Курской битве. Существенно усложнилась работа железнодорожного транспорта с выходом советских войск на территорию зарубежных стран. Железные дороги СССР и сопредельных стран имеют разную ширину колеи, различные габариты подвижного состава и приближения строений, разные типы сигналов, сцепных устройств и правила эксплуатации железных дорог. Для осуществления воинских перевозок на стыке железных дорог СССР и сопредельных стран создавались перевалочные базы, где войска и грузы перегружались из вагонов железных дорог союзной колеи в вагоны европейской колеи.

6. 1945 год.

В ходе подготовки и ведения Берлинской операции возникли большие затруднения, вызванные тем, что противник взорвал почти все железнодорожные мосты через Одер и Нейсе. К началу операции и до ее завершения 1-й Белорусский фронт имел только один действующий мост через Одер у Кюстрина. В тыловой полосе 1-го Украинского фронта восстановленных железнодорожных мостов через Нейсе к началу операции вовсе не было. Перевозки материальных средств войскам фронта осуществлялись с перегрузкой во временных перегрузочных районах. Железнодорожные воинские перевозки в третий период войны по сравнению со вторым резко увеличились. Наибольшего размаха они достигли в 1944 г. Одновременно с этим увеличилась их дальность. Характерно, что в ряде случаев эти перевозки выполнялись в целях дезориентации противника в подготовке операций на том или ином направлении, в выборе направления главных ударов группировками наших войск. Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны. Это отмечали также и наши союзники по антигитлеровской коалиции.



4. Песня из к/ф «Офицеры» (видеоролик из к/ф «Офицеры» )

Песню из к/ф «Офицеры» исполняют _______________.

5. Литмонтаж.

Железная дорога воспета во многих песнях, про неё снято множество картин, написаны прекрасные стихотворений. Но, пожалуй, самые душещипательные строки посвящены железной дороге в военные годы.

Читают студенты.

Я люблю железную дорогу –

Машинистом дед на ней служил,


Я смотрю на рельсы и, ей-богу,

Представляю, дед как будто жив.


Железный путь – мой в жизни путь,

Пусть годы память не сотрут,


Оставят след, оставят нить,

Железный путь, тебе судить.


Я люблю депо и паровозы

И вокзальный запах непростой,


Здесь всегда непрошенные слезы,

Словно детство требует: «Постой!»


Стрелки, семафоры и вагоны,

И километровые столбы,


Насыпи, шлагбаумы, перроны,

И в дороге вечные мольбы…


Железный путь – страны судьба,

Судьба людей, беда, война.


Мой дед когда-то воевал,

Не раз под пулями бывал.


Машинистом дед войну проехал,

Под бомбёжкой страшной пропадал,


Сталинградский фронт – лихая веха,

Дедовой судьбины пьедестал.


Дорога в путь его звала,

Служил дороге в те года,


Возил все нужное бойцам

И сам бойцом был до конца.


Никогда наградами не хвастал,

Просто делу предан был душой,


Был мой дед – теперь мне это ясно –

Настоящий человек, большой.


Дед уверял, что путь железный

В войне был лучшим и полезным,


Трудягой называл дорогу,

Шутил: «С железкой больше проку.


Не раз дорогу убивали,

Но к жизни снова возрождали


Чтоб вновь по этому пути

Вагонам было в срок пойти».


Теперь я сам спешу учиться,

Достичь вершин, с путей не сбиться.


И пусть поможет мне немного

В судьбе железная дорога…

6. Биография железнодорожника.

Главное богатство Московской железной дороги – это преданные делу люди. В годы военного лихолетья, восстановления разрушенного войной хозяйства и в мирное время они, труженики, выдержали все на своих могучих плечах.

Читают студенты.



Сергей Барков

hello_html_51ee152e.jpghello_html_m25d31254.jpg

В возрасте 17 лет Сергей Барков добровольцем ушел на фронт, был разведчиком, принимал активное участие в боевых действиях против немецких захватчиков на Украине, в Румынии, Югосла­вии и закончил войну в Австрии. За боевые заслуги на фронте в 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1952 года СЕ. Барков работал слесарем и бригадиром по ремонту электровозов, передавая свой опыт молодым. Он активно участвовал в жизни коллектива депо Орел, им внесено и реализовано 82 ра­ционализаторских предложения, которые помогли значительно облегчить труд и повысить качество ремонтных работ. Сергей Его­рович награжден знаком «Почетный железнодорожник». Находясь на заслуженном отдыхе, СЕ. Барков активно сотрудничал с му­зеем локомотивного депо, передавал свои богатые навыки и знания учащимся профтехучилищ.

В 2007 году Сергей Егорович ушёл из жизни. И вот по решению сессии Орловского городского Совета народных депутатов в канун 64-й годовщины освобождения Орла на доме № 63 по улице 2-й Курской, где он проживал свои последние 10 лет жизни, открыта мемориальная доска.

7. Подведение итогов.










7



Классный час на тему "Дорога жизни"
  • Классному руководителю
Описание:

Представленный классный час проводился для студентов техникума. Он посвящен железной дороге в годы Великой Отечественной войны.

В данной разработке представлены различные формы работы: устный журнал, песня, стихотворения, видео ролики.

Задачи и цели, который преследуются при проведении  классного часа: продолжить формирование самосознания студентов, гражданской позиции, ответственности и преданности профессии.

В разработке представлено авторское стихотворение.

Уникальность этого классного часа состоит в том, что в мироприятии принимают участие все студенты группы: они перерабатывают материал, учат песню, читают стихотворения.

 

 

Автор Капусткина Надежда Михайловна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1046
Номер материала 6704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓