Главная / Другое / Классный час на тему "Что такое толерантность"

Классный час на тему "Что такое толерантность"

Классный час о толерантности

 

Цель: способствовать развитию гражданско- патриотического воспитания, уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей.

Задачи:

  1. Обучающая: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

  2. Развивающая: Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми. воспитывать активную жизненную позицию, чест­ность, человеческую порядочность;

  3. Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, чест­ность, человеческую порядочность, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

  4. Коррекционно -развивающая работы – создание условий для реализации воспитанников их внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих их развитию.

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация (авторская разработка).

  2. Мультфильм «Ежик должен быть колючим?»

  3. Распечатки на каждую парту.

  4. Стихотворение

Предварительная подготовка:

  • подбор материалов для создания презентации, сценария классного часа урока, создание презентации и оформления кабинета, создание приложение к классному часу;

  • ученики и воспитатель задействованы в подготовке и проведении мероприятия.


Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Часть 1. Введение

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья». 

Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Воспитатель : Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе, с разными людьми)?

Воспитатель: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: 
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; 

  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; 

  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; 

  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). 

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Воспитатель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.


Тренинг.
^ 1. Тренинг  Учитель выдает учащимся картофелины или грецкие орехи.

- Сейчас я раздам вам картофелины.

- Внимательно рассмотрите их, постарайтесь запомнить все их особенности.

Потом картофелины складываются в мешок и перемешиваются.

- Ваша задача найти свою картофелину.

2. Лекция. Уникальность. - Как вам удалось найти свою картофелину. Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга картофелины. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей. 

Воспитатель : Ребята, давайте поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Оцените индивидуальность ваших товарищей. (Слайд «Какие мы?») 

  • Чем отличаются друг от друга ваши товарищи? 

  • Можете ли вы признать их достоинство? 

  • Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями? 

  • Почему (разные: воспитание, характер, возраст)?

  • А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)! 

  • А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)? 

Воспитатель : Чтобы наш коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива. 

Игра «Волшебная лавка»

Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение.

Продавец: а теперь возьмите свои покупки и наклейте на символический рисунок Дерева толерантности. 

Воспитатель: Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком. 

3.Мозговой штурм. Шаги к толерантности.

Задание для учащихся

Мозговой штурм.  

Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность? 

Учитель записывает все варианты ответов на доске. 

Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности? 

14 шагов к толерантности

  1. Желание быть толерантным.

  2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

  3. Не осуждать.

  4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

  5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

  6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

  7. Наблюдать.

  8. Улучшить самоконтроль.

  9. Развить в себе умение молчать/слушать.

  10. Менять точки зрения.

  11. Сопереживать.

  12. Не зацикливаться.

  13. Быть активным.

  14. Не оценивать.

Часть 3. Решение практических ситуаций.10 минут. 

разделить учащихся на группы и раздать ситуации для обсуждения ребятам или вынести их на общее обсуждение класса. Предполагается, что из избыточного набора ситуаций классный наставник выберет ситуации соответственно уровню подготовки класса.

Ситуация

1Из исторической повести К. Кунина «Хождение за три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке:

Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым.

- Пожар! Горит! — воскликнул Никитин.

- Где пожар? — спросил Хуррам. — Это? Это храм священного огня, наш храм!Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал:

- Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики: - Ла илла лилл алла. Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны. Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно:

- Зачем мешал? Мог ждать. День ждал - мог еще ждать.

- За товарищей тревожусь, - виновато пробормотал Никитин.

Задание для ребят. Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе.

Ситуация 2.

Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он взял палку и пошёл обратно к пруду.

- Может быть, Он успел уйти, - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею. Но у Того, в пруду, тоже была палка. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал. Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.

- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, — сказала Мама Енотиха. — Вернись назад, но на этот раз... не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!

- Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.

- Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха. — Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду. Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Задание для ребят.

Сформулируйте «обязательные условия» для начала диалога и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком. 

Часть 4. Заключение. Рефлексия. 

- Я предлагаю посмотреть вам мультфильм.Можно закончить классный час просмотром мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной ежиной семье родился необычный ежик – кудрявый. Остальные двое - колючие, как положено, а этот - кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога - парой оказались – белая ворона и кудрявый ежик. Это если не считать Голубого щенка. В конце мультфильма они вместе спели такую песенку:

Если ты другой немного,
И на прочих не похож,
Если ты другой дорогой
Скачешь, прыгаешь, идешь,
Если ты другого цвета, 
Масти, формы, высоты,
И не сходятся приметы 
С идеалом красоты,
Не горюй, не это важно,
Не колючки, не хвосты,
Будь веселым, будь отважным,
Все исполнятся мечты!
-Осины левые, березы правые! 
-Вороны белые, ежи кудрявые! 
-Осины левые! 
-Березы правые! 
-Вороны белые! 
-Ежи кудрявые!
- Великий мудрец сказал:

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

- Будьте терпимыми, добрыми, снисходительными. Благодарю всех за активное участие. Вижу, что занятие понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.


Классный час на тему "Что такое толерантность"
  • Другое
Описание:

В современном мире все больше внимания уделяется духовно- нравственным ценностям, воспитанию открытости к добру и умения противостоять злу. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется и в связи с необходимостью формирования и развития в регионах нашего государства толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности. Сегодня одно из главных  богатств России — огромное этническое разнообразие, превращающее  страну в уникальную мозаику культур.

Исходя из этих условий важно, чтобы современные школьники  осознавали важность принятия других культур и учились уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам-практикам в подготовке   и проведении мероприятия, направленного на воспитание у учащихся  терпимости и правовой культуры.

Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций:

- приобретение опыта организации классного часа по теме «Толерантность», который  может стать основой для проведения других мероприятий, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию подростков, развитию их творческого и познавательного потенциала;

- привлечение внимания учащихся и педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической и т.д.); 

- осознание важности принятия других культур,  уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

 



Автор Стариков Виталий Александрович
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 739
Номер материала 5112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓