Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКлассный час на тему: Толерантность как ценностное отношение человека к людям. (7-11 классы)

Классный час на тему: Толерантность как ценностное отношение человека к людям. (7-11 классы)

Скачать материал

Дидактический метод обучения – просвещение.

Лекция: Толерантность как ценностное отношение человека к людям.

Цели: - знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»

- формирование духовно-нравственной культуры личности, формирование толерантной личности.

Количество участников: не более 30

Возраст: 14-17

Продолжительность: 30-45 минут

План занятия:

Введение, актуализация имеющихся знаний:                                   (10мин.)

1) Что же это за слово такое – толерантность?

2) Какими чертами должен обладать толерантный человек?

1) Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи. Межэтническая толерантность - терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции.        Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.

2)  Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

 

 

Виды толерантности:                                                                    (10мин.)

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:

- политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

- научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.    

- административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт (Гордон Уиллард Олпорт 1897 —1967 — американский психолог, теоретик черт личности).  Он выделил следующие параметры:

- ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

Итак, основные черты толерантной личности это:           (10 мин.)

Ч е р т ы

О п р е д е л е н и е   п о н я т  и я

Гуманность

активизация внимания к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

Рефлексивность

глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию

Гибкость 

умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

Уверенность в себе 

адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия

Самообладание 

владение собой, управление эмоциями, поступками

Вариативность 

многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений

Перцепция

умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир

Чувство юмора 

ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности, цвета кожи и веры. 
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям.

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - это уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов, умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.

Выводы:                                                                                                        (5мин.)

1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

На заметку:

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

     Рефлексия:                                                                                            (10 мин.)

                                         Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под­держали. Расстроитесь?

 а) да; б) нет.                                                 

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

    Что вы предпочтете?      

   а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;                      

   б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?                             

     а) вы терпеливо ждете, находя для себя  какие-то занятия, например, читаете  или отгадываете кроссворд;   

   б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.                                

 5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно  отличаются от вас своими привычками?                      

а) мне трудно было бы это сделать;                 

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

     а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

     б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит­ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

     а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима­ние отвлечено от меня;

     б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                

б) вступаете в спор.

 

 

 

 

Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед­нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че­ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор­лом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете    принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд  поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Психологическая сущность толерантности // VII Державинские чтения. Психология. Педагогика. Физическая культура спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2002 г. - Тамбов, 2002. - С. 76-77. 
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001, -272с. М.С. Мириманова, А.С. Обухов. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. 
3. Терминологический словарь современного образования (глоссарий). Учителям, студентам, школьникам, родителям. - Красноярск: 2001.- 100с. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час на тему: Толерантность как ценностное отношение человека к людям. (7-11 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дидактический метод обучения – просвещение.

Лекция: Толерантность как ценностное отношение человека к людям.

Цели: - знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»

- формирование духовно-нравственной культуры личности, формирование толерантной личности.

Количество участников: не более 30

Возраст: 14-17

Продолжительность: 30-45 минут

План занятия:

Введение, актуализация имеющихся знаний:                                   (10мин.)

1) Что же это за слово такое – толерантность?

2) Какими чертами должен обладать толерантный человек?

1) Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи. Межэтническая толерантность - терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции.        Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.

2)  Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

 

Виды толерантности:                                                                    (10мин.)

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:

- политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

- научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.  

- административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт (Гордон Уиллард Олпорт 1897 —1967 — американский психолог, теоретик черт личности).  Он выделил следующие параметры:

- ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

Итак, основные черты толерантной личностиэто:           (10 мин.)

Ч е р т ы

О п р е д е л е н и е   п о н я т  и я

Гуманность

активизация внимания к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

Рефлексивность

глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию

Гибкость 

умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

Уверенность в себе 

адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия

Самообладание 

владение собой, управление эмоциями, поступками

Вариативность 

многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений

Перцепция

умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир

Чувство юмора 

ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности, цвета кожи и веры. 
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям.

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - это уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов, умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.

Выводы:                                                                                                        (5мин.)

1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

На заметку:

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

     Рефлексия:                                                                                            (10 мин.)

                                         Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под­держали. Расстроитесь?

 а) да; б) нет.                                                 

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

    Что вы предпочтете?      

   а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;                      

   б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?                             

     а) вы терпеливо ждете, находя для себя  какие-то занятия, например, читаете  или отгадываете кроссворд;   

   б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.                                

 5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно  отличаются от вас своими привычками?                      

а) мне трудно было бы это сделать;                 

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

     а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

     б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит­ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

     а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима­ние отвлечено от меня;

     б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                

б) вступаете в спор.

 

Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед­нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че­ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор­лом, когда можно победить более достойно?

 

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете    принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд  поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1096
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Котрухов Юрий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Котрухов Юрий Александрович
    Котрухов Юрий Александрович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5989
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 141 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 786 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 977 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек