- 01.10.2020
- 744
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Дидактический метод обучения – просвещение.
Лекция: Толерантность как ценностное отношение человека к людям.
Цели: - знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»
- формирование духовно-нравственной культуры личности, формирование толерантной личности.
Количество участников: не более 30
Возраст: 14-17
Продолжительность: 30-45 минут
План занятия:
Введение, актуализация имеющихся знаний: (10мин.)
1) Что же это за слово такое – толерантность?
2) Какими чертами должен обладать толерантный человек?
1) Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи. Межэтническая толерантность - терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.
2) Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Виды толерантности: (10мин.)
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:
- политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
- научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
- административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт (Гордон Уиллард Олпорт 1897 —1967 — американский психолог, теоретик черт личности). Он выделил следующие параметры:
- ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);
- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).
Итак, основные черты толерантной личностиэто: (10 мин.)
Ч е р т ы
О п р е д е л е н и е п о н я т и я
Гуманность
активизация внимания к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;
Рефлексивность
глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию
Гибкость
умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;
Уверенность в себе
адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия
Самообладание
владение собой, управление эмоциями, поступками
Вариативность
многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений
Перцепция
умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир
Чувство юмора
ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности, цвета кожи и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям.
Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - это уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов, умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.
Выводы: (5мин.)
1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.
2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.
На заметку:
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Рефлексия: (10 мин.)
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
6 655 009 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Котрухов Юрий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.