Классный час «Доброта наших сердец».
1. Беседа
по теме
У человека есть два
вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа,
выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая,
духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У
французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире
человека доброта — это солнце».
А что такое доброта?
Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта, милосердие
выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче
жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2. Работа
с пословицами (интерактивная доска)
На доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало
пословиц, а во втором – конец. Соединить начало пословицы с концом. Объяснить
смысл пословиц.
Не
одежда красит
человека,
а добрый от радости.
Злой
плачет от
зависти,
а хвались добром.
Добрые
слова
а его добрые дела.
Не
хвались
серебром
дороже богатства.
3. Игра в добрые слова
Замените все плохие слова добрыми,
противоположными по смыслу:
1. грубость (вежливость)
2. ненависть (любовь)
3. обман (доверие)
4. злость (доброжелательность)
5. унижение (уважение)
6. равнодушие (внимательность).
4. Это
интересно!
Доброта, милосердие,
радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о
счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает
доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев
писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели
высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? Вот некоторые из
них (читают ученики):
Истинная доброта заключается
в благожелательном отношении к людям. (Жан-жак Руссо)
Доброта. Вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Знания должны
увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)
5. Ролевая
игра
Как вы думаете, есть ли
какие-либо правила доброты? Давайте разыграем сценку из известного вам с
детства произведения.
Действующие лица:
Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка:
Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не
хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин:
Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать
друг другу.
(Подходит Сиропчик и
Пончик).
Пончик:
Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет
лечить всех.
Сиропчик:
Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему
касторки.
Незнайка (замахивается
и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин:
Стой! Стой!
Незнайка:
Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор:
Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка:
А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка:
Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что
ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка:
А для чего же ты их собирал?
Незнайка:
Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу
волшебную палочку.
Кнопочка:
Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка:
А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка:
Ты должен совершать их так, из хороших побуждений.
6. Беседа
по теме
Какое правило доброты
вы услышали?
Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума»
Когда-то жил император, который любил
птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть
риса.
Услыхав об этом, мальчишки
перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков (петля для
ловли птиц) , и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец
из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше
они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.
- Каких птенцов? – удивился император.
- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу
беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не
принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми
птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый
император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и
добро без ума – не лучше.
-Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли
птиц, не причинив им вреда? (можно ввести в государстве должность охранника
птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за
каждую птичью семью, которую они охраняют).
-Легко ли всё-таки быть добрым?
7. Итог
урока
Добрые дела всегда живут с нами рядом! И
не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты
ждут близкие люди! Спешите делать добро. Это здорово!
Звучит песня «Дорогою
добра»
Желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами-
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры.
- Пусть эти золотые слова определяют все
ваши поступки в жизни!
- Я желаю вам добра, любви,
взаимопонимания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.