Главная / Классному руководителю / Классный час на тему

Классный час на тему

Классный час на тему: «Все мы разные»


Эпиграф «В каждом человеке есть солнце,

только дай ему светить»


Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.


Задачи:

  • формировать представление о понятиях «человек, личность, толерантной и интолерантной личности».

  • способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);

  • обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;


Оборудование: ПК, проектор, листы бумаги для работы в группах, жетоны трёх цветов по количеству участников для рефлексии, листы бумаги в форме листьев дерева, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия, портрет Талейрана.


План классного часа:


  1. Понятие «Человек» + схема (работа по группам)

  2. Социальные роли человека (индивидуальная работа, выразить своё социальное «Я»)

  3. Переход к понятию «Личность» (кроссворд в группах)

  4. Задание «Учимся ценить индивидуальность» (индивидуальная работа, выразить свою индивидуальность)

  5. Притча о Рабби

  6. Понятие «Толерантность»

  7. Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность»

  8. Творческая работа «Дерево толерантности»

  9. Анкета «Насколько вы терпимы?»

  10. Рефлексия


Ход классного часа:


1. Понятие «Человек» + схема (работа по группам).


Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, что такое личность, что такое толерантность и толерантная личность.

Если каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.

Итак, начнём, человек уже рождается человеком! Банальная истина? Так что же такое ЧЕЛОВЕК? Какие понятия включает в себя это слово? Посмотрим на схему.


hello_html_m4c8aecbd.jpg






Учитель: Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться с некоторыми понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: лист ватмана с одним из этих понятий и карточки лото в конверте. За (3 минуты) каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску вой ватман по соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

1-я группа. Человек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

4-я группа. Человек – «я»

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Один из группы объясняет, почему они выбрали именно эти понятия).


2. Социальные роли человека (индивидуальная работа, выразить своё социальное «Я»).


Учитель: Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и то же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм» Предлагаю вам в течение 1 минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах.

Опишите свое социальное «я»

«Мозговой штурм» (1мин.). Обсуждение ответов.


3. Переход к понятию «Личность» (кроссворд в группах).


Учитель: Что же такое личность? «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще не личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течении (5 минут). (Группы заполняют).

Вопросы к кроссворду:

  1. «Ум легкомыслен и упорен.

В сужденьях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и опять, не так-то черен…»


  1. «Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал…»

  1. «Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.hello_html_m79d01d73.jpg

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…»


  1. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,

Ответственность несет всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В себя и в свой в делах успех…»


  1. «Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнем она,

Вечно горящим…»


  1. «Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Все нежданно поставит ребром?...»


  1. «Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз…»


  1. «Всегда бывает счастлив тот человек,

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живет для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит…»


Учитель: Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности?

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.


4. Задание «Учимся ценить индивидуальность».

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.


  1. Притча о Рабби.


Учитель: сейчас предлагаю вам послушать притчу о Рабби. (Рассказывает подготовленный ученик.)

Притча.


Рабби решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.


Беседа с ребятами.

  • Как вы поняли притчу?

  • Какой вывод вы сделали для себя?

  • Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

  • Хотели бы вы изменить себя?

Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.


6. Понятие «Толерантность».

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте, определим, что значит «толерантность»? (Дети, дают своё определение)


Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском – готовность быть терпимым;

  • во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.


  1. Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».


Учитель: Посмотрите на таблицу.



Толерантные люди


Интолерантные люди.


1.Знание самого себя.


Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план

(только не я).

5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.


6. Чувство юмора.


Толерантный человек способен посмеяться над собой.


Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.


Беседа по вопросам.

  1. Есть ли у вас качества из интолирантной колонки?

  2. К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?

  3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?

  4. Как вы себя чувствовали в той ситуации?

  5. Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?


Посмотрите ещё раз на эти характеристики.

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.


  1. Творческая работа «Дерево толерантности». (5минут)

Учитель: Выполняется задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.


9. Анкета «Насколько вы терпимы?».

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да; б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?

а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;

б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.


Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.


10. Рефлексия.

1) Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

2) Что больше всего понравилось на занятии?


Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. При выходе из кабинета отобразите свое настроение в виде звезд.


Большое всем спасибо!


Красная звезда – мне понравилось, было интересно, все понятно.

Желтая звезда – я не все понял, но я доволен, было интересно.

Зеленая звезда – многое мне не удалось, но кое-что я для себя взял.

Черная звезда– мне было не интересно, я зря потерял много времени.




Классный час на тему
  • Классному руководителю
Описание:

Данный классный час проводился в 8 классе. Посвящен единому дню толерантности. В разработке определены цели, задачи. Продумана практическая деятельность обучающихся. Цель мероприятия: развитие способности к познанию себя и других людей. 

С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, что такое личность, что такое толерантность и толерантная личность.

 

Автор Жолондковская Светлана Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 519
Номер материала 15578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓