Главная / Классному руководителю / Классный час "Конфликт и пути его решения" (4 класс)

Классный час "Конфликт и пути его решения" (4 класс)



Классный час

«Конфликты» в 4 классе

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

  • ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;

  • повышение активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

  • формирование социально одобряемых форм поведения.

Ход занятия

Эпиграфы на доске:

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.


Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твоё настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

Э. Асадов

- Ребята, чтобы у вас было хорошее настроение, я преподнесла каждому из вас жёлтый тюльпан, который лежит у вас на парте.

Возьмите его в руки. Тюльпан – солнечный цветок.

Цветки тюльпанов жизнерадостные растения, поэтому они широко раскрываются солнцу и прячутся ночью и в пасмурную погоду. Так гласит и легенда, повествующая о бутоне жёлтого тюльпана, в котором было заложено счастье, до которого никто не мог добраться. Причина была в том, что он никак не раскрывался, но однажды к прекрасному цветку подошел маленький мальчик со счастливой улыбкой и тюльпан раскрылся перед ним. С тех пор счастье, отличное настроение и очаровательная, солнечная улыбка сопровождают подаренный тюльпан. 

- Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Готовясь к этому классному часу, вы рисовали ваше понимание конфликтной ситуации. Так давайте рассмотрим их (анализ рисунков учащихся)

Так что же такое конфликт?

Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые зачастую, при неправильном поведении, порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как бы вы поступили на месте козликов?



- У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)

- Как мы видим, для возникновения конфликта необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

- Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов?

Причины конфликтов:

  • несовпадение целей и желаний;

  • неуважение к другим людям;

  • неумение общаться;

  • разница чувств и состояний;

  • незнания правил и норм поведения, законов.

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Виды конфликтов.

  1. Внутренний конфликт или внутриличностный.

  2. Межличностный конфликт.

  3. Межгрупповой конфликт.

  4. Политический конфликт.

 На примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера давайте рассмотрим и назовём причину конфликта, вид конфликта и влияние конфликта на наше здоровье.

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

 

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка»

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты - дурачище!»

 

 

Борище взял тетрадище,

Да как треснет по лбищу Славищу.

 

 

Славище взял скамеище,

Да как треснет Борищу в шеищу.

 

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

 

- Какой же это вид конфликта? (Межличностный)

- Какова причина? (Использование при общении ругательных слов или конфликтогенов).

А пути предотвращения подобного конфликта следующие:                

  1. Не употреблять конфликтогенов.

  2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

  3. Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно    больше благожелательных посылов по отношению к нему.



Поссорившись, люди могут не общаться длительное время, долгие годы, могут затаить обиду и вынашивать планы мести, а это очень страшно.

В чём же вред конфликтов?

  • От конфликтов страдает достоинство человека.

  • На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.

  • Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.



Я предлагаю вашему вниманию анимационный фильм «Мост» (просмотр мультфильма)

Как вы думаете, а почему поступили герои именно так? (ответы детей)

Давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения во время конфликта.

Методы выхода из конфликта:

  • найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;

  • найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

  • найти компромисс спорного вопроса;

  • подчиниться, принять правила или точку зрения противника;

  • понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.

Практическая работа.

- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали и выбрали для себя?

- Что такое конфликт?

- Какие бывают конфликты?

- Почему возникают конфликты?

- Какими способами разрешения конфликтных ситуаций вы будете пользоваться?

- Ребята, а что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по теме нашего классного часа?



И в заключение нашего классного часа мне снова хочется прочитать мудрые строки моего любимого поэта Эдуарда Асадова, в которых, на мой взгляд, заложена формула бесконфликтного общения.

- А теперь при помощи солнечного цветка тюльпана выскажитесь о том, как вам понравился или не понравился наш классный час. Было ли вам интересно, актуально ли его содержание. Выходя из класса, поставьте цветок в соответствующую вазу.

(звучит песня о дружбе)



Используемые материалы ресурса ИНТЕРНЕТ:

  1. Час общения «Эти вредные конфликты» Е.П. Нехай

  2. «Секреты бесконфликтного общения» Е.А. Коржицкая

  3. Внеклассное мероприятие в 4-м классе «Конфликт и пути его решения» О.В. Паньшина

  4. Личностно-ориентированный классный час «Конфликты» М.Г. Исханова





Классный час "Конфликт и пути его решения" (4 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

   Классный час "Конфликт и пути его решения" предназначен для учащихся 4 классов в целях формирования конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения.

     В ходе занятия формируется представление четвероклассников о различных вариантах человеческого общения, происходит знакомство с понятиями "конфликт", "компромисс", развивается познавательный интерес учащихся, личностные качества такие, как рефлексия, эмпатия. Дети учатся уважительно относиться друг к другу, формируются социально одобряемые формы поведения.

     В ходе мероприятия четвероклассники смотрят и обсуждают мультфильм "Мост", участвуют в инсценировке сказки, декламируют стихи Г.Остера и делают выводы о том, что такое конфликт и каковы пути выхода из конфликтных ситуаций.

 

 

 

Автор Шумская Любовь Серафимовна
Дата добавления 19.04.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1701
Номер материала 59804
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓