Главная / Школьному психологу / КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ И СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ:СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА»

КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ И СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ:СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА»

КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ И СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ:СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА»

Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экза­менам и поведения на экзамене.

Форма занятия: психологическая мельница.

Ход занятия:

Классный руководитель. Экзамены - это ответственный период в жизни лю­бого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «проговорим» своё будущее поведение и состояние перед экзаменом.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

  1. Познавательный - уровень знаний.

  2. Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодо­ление трудностей.

  3. Эмоциональный - способность выдержать напряжённый экзаменацион­ный марафон.

Чтобы экзамены не преподнесли нам неприятных сюрпризов, к ним необходимо основательно подготовиться. Поэтому «здесь и сейчас» мы попытаемся заглянуть в не­далёкое для всех нас будущее, проиграть ситуации, заранее обсудить вопросы, с кото­рыми, возможно, вы столкнётесь в момент подготовки и сдачи экзаменов.

Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции -это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его...» Поэтому для начала давайте уточним, каково ваше эмо­циональное состояние и отношение к этому важному периоду жизни.

Упражнение «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»

Попытайтесь закончить предложения:

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...

Откровенно говоря, когда я волнуюсь...

Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...

Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах...

Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации...

Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам...

Я хотел бы узнать, как во время экзаменов...

Психолог. Каждому, кто хоть раз сдавал экзамены, известно, что у препода­вательского стола происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто тре­бующая мобилизации всех умственных и душевных сил проверка личности.

Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчиво­сти. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.

Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаётся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене являет­ся эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что.


Итак, как подготовиться психологически?

  • Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели.

  • Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохра­няя спокойствие.

  • Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к изучению трудного материала.

  • В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуй­те, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.

Режим дня:

  • Раздели день на три части: учебный труд - 8 часов, отдых - 8 часов, сон -не менее 8 часов.

  • Организуй своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы.

Питание:

  • Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами.

  • Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.

  • Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока.

  • Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном переутомлении, психической усталости, спо­собствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом).

  • Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина (2 чайные ложки измельчённых семян на чашку).

  • Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, об­легчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С).

  • Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие необходимое мозгу вещество - серотонин.


Условия поддержки работоспособности:

  • Чередовать умственный и физический труд;

  • Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание:

  • Минимум телевизионных передач и работы за компьютером;

  • Стимулировать познавательные способности можно при помощи следующего упражнения: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавли­вать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сна­чала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем.

  • Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и вы­дохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важно чтобы при вдо­хе звук пелся поступательно вверх (представьте, что вместе с воздухом вы вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе поступательно вниз (при этом из вас вытекает ощущение усталости, утомления, скуки).

Следует помнить, что без учёта своих индивидуальных особенностей и способ­ностей все вышеуказанные действия обречены на неуспех. Как же сделать так, чтобы наши способности работали на нас? Необходимо, в первую очередь, знать свои силь­ные стороны и умело их использовать. Сейчас мы и попробуем с помощью несложных упражнений установить особенности восприятия вами учебной информации.


1. Определение уровня визуального восприятия. Методика «Узнавание фи­гур». В течение минуты учащиеся пытаются запомнить фигуры, затем воспроизво­дят их. По количеству воспроизведённых самостоятельно фигур определяется уро­вень визуального восприятия.



д

О

а

*

I

<—>

в

£

v

I

©

Т



t

Л

#

Q

9

*

2. Определение уровня аудиалъного восприятия. Методика «Пиктограмма или пляшущие человечки». В рассказе А. Конан Дойла «Пляшущие человечки» с помощью рисунков преступники обменивались зашифрованной информацией. Я предлагаю вам с помощью следующего упражнения исследовать свою способность запоминать информацию «на слух». Вам будет предложен перечень слов и слово­сочетаний. В качестве узелка на память вы на бумаге фиксируете любое изображе­ние, которое поможет вам воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изо­бражение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Качество рисунка не имеет значения. В процессе выполнения за­дания не допускается написание отдельных букв и слогов. Скорость и качество вы­полнения задания не должны вас беспокоить. После того как работа будет законче­на, вы должны будете, взглянув на изображение, вспомнить соответствующее ему слово или словосочетание и записать его рядом с изображением .

Слова зачитываются отчётливо, с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на изображение. Пе­дагог не вмешивается в процесс работы и не делает замечаний. Если учащийся чрез­мерно увлёкся процессом рисования, его можно несколько ограничить во времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

  1. Весёлый праздник. 7. Тяжёлая работа.

  2. Развитие. 8. Вкусный ужин.

  3. Смелый поступок. 9. Болезнь.

  4. Разлука. 10. Война.

  5. Обман. 11. Озябший мальчик.

  6. Власть. 12. Тёмная ночь.

3. Определение уровня кинестетического восприятия. Тест Мюнстерберга. Работа в парах - один из учащихся находит в тексте слова и пишет их пальцем на спине другого учащегося (не боле трёх слов), тот озвучивает их, затем учащиеся меняются местами и упражнение продолжается.


ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕ

ПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕССТФКЩАМАРКЕТИНГПДАТАХРКДОЧИС

ЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯИДБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКС

АКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИИЬКЦЩЪБСТУЛФПАЛЬТОЩКРРТДОВН

ИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТРКЩБФЩОБЩЕНИЕЯЯАО

ТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФКВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЁТТКЦШЩ

ПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФШЯФЦКАЧЕЛИКЖДОМБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖК

ТОЧКАПФЦК

Психолог. Копилка советов: как заучивать и запоминать информацию с учё­том личного ведущего уровня восприятия. При хорошей зрительной памяти;

  • Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками
    ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких
    листочках (карточках).

  • Письменно составляйте план ответа.

  • Используйте сокращённую запись материала.

  • Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.

  • Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.

Если ваш ведущий вид восприятия информации звуковой;

  • Читайте запоминаемый текст вслух.

  • Если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на аудиокас­сету, а затем периодически прослушивайте.

  • При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста.

  • Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки ос­новные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.

  • Изучив содержание вопроса, перескажите его.

  • Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понима- _ ния. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

При выраженной памяти на движения и ощущения:

  • Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выде­лив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мыс­ленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката.

  • Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (ра­дость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.

  • Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.

  • Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.

Классный руководитель. Важное условие успеха в момент экзаменационно­го марафона - своевременный совет и поддержка товарищей. Можете ли вы на них рассчитывать, мы узнаем после выполнения следующего блока заданий.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Перед вами листы с вопросами (на каждом - по одному вопросу). Как только я хлопну в ладоши, вы отвечаете письменно на поставленный вопрос. По моему следующему хлопку вы передаёте лист соседу слева. Так лист передаётся до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Затем, в течение трёх минут вы обсуждаете в группах полученные ответы и вырабатываете собственные правила поведения на экзамене, которые затем спикер озвучивает всем.

Вопросы для «мозгового штурма»:

Плюсы в поведении во время экзамена.

Минусы в поведении во время экзамена.

Как сосредоточиться во время экзамена.

Как избежать неудачи во время экзамена.

Как расположить к себе преподавателя во время экзамена.


Психолог. Как вести себя во время экзамена? Поведение до и в момент экзамена:

  • Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями.

  • Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю.

  • Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё получится.

  • Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окру­жающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь. Продумайте план ответа и запишите его (правила, примеры, отдельные положения, аргументы).


* Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем.
х Обязательно оставьте время для проверки своей работы.

Поведение во время ответа:

х Пользуйтесь листом самоподготовки.

х Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих

сомнений. х Если экзаменатор - человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ с

большим количеством пауз может его разочаровать.

  • Если экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживлённой мими­кой, жестикуляцией и громким голосом.

  • Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать само­стоятельно.

х Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего! Если экзамен сдан успешно:

  • Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес.

  • Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то, что...» (продолжи фразу по своему усмотрению).

х Побалуйте себя сюрпризом. Если вы «завалили» экзамен:

х Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в чём твоя ошибка?

х Скажите себе: «Отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться-ия смогу!»

х Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение мате­риала с удвоенной силой!

Классный руководитель.

А жизнь - это вечный экзамен. Но некому подсказать нам:

Да жаль, расписания нет. Мы с жизнью - один на один.

И в жизни мы часто тянем И здесь не спасут заклинания

Невыученный билет. И чей-то добрый совет...

И вспоминаем старательно, В жизни мы часто тянем

Задумчиво в пол глядим. Невыученный билет,..

Хочется надеяться, что этот классный час настроил вас на «позитивную вол­ну» и поможет благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода.

И тем не менее не забывайте о том, что экзамен - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к ре­шению одной из нормальных жизненных зад



КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ И СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ:СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА»
  • Школьному психологу
Описание:

Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экза­менам и поведения на экзамене.

Форма занятия: психологическая мельница.

Ход занятия:

Классный руководитель. Экзамены - это ответственный период в жизни лю­бого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «проговорим» своё будущее поведение и состояние перед экзаменом.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

1.  Познавательный - уровень знаний.

2.         Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодо­ление трудностей.

3.         Эмоциональный - способность выдержать напряжённый экзаменацион­ный марафон.

Чтобы экзамены не преподнесли нам неприятных сюрпризов, к ним необходимо основательно подготовиться. Поэтому «здесь и сейчас» мы попытаемся заглянуть в не­далёкое для всех нас будущее, проиграть ситуации, заранее обсудить вопросы, с кото­рыми, возможно, вы столкнётесь в момент подготовки и сдачи экзаменов.

 

Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции -это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его...» Поэтому для начала давайте уточним, каково ваше эмо­циональное состояние и отношение к этому важному периоду жизни.

Автор Шитикова Ольга Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 521
Номер материала 41442
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓