Инфоурок Классному руководителю КонспектыКлассный час "Гудят колокола памяти"

Классный час "Гудят колокола памяти"

Скачать материал

                Классный час – устный журнал «Гудят колокола памяти»

 

Цель:

познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать  чувства гражданского долга и чувства благодарности  погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация мероприятия, кадры хроники Великой Отечественной войны с песней «Вставай, страна огромная», видеоклип «Колокола Хатыни», видеоклип «Птицы белые», запись музыки «Воспоминание» М.Таривердиева, Cekret Garden, Смерть Озе Э. Грига, Лакримоза А.Моцарта, перезвон хатынских колоколов, «Дерево пожеланий», стикеры-сердечки, скатерти, свечи на столах.

(Дети сидят за столами по несколько человек, когда рассказывают, встают, в начале и в конце выстраиваются ведущие).

 

                                                          Ход  мероприятия: 

 

В зале звучит музыка «Воспоминание» М. Таривердиева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».

 

Вступление учителя:

Ребята! У времени есть своя память – история. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне.70 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в  разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Сегодня мы расскажем вам о трагедии, которая постигла белорусскую деревню Хатынь в годы Великой Отечественной войны, и о том, как увековечена память о тех людях.

 

1-й. Слушайте люди!

К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. 22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Мирные жители – старики, женщины, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены. Фашистские варвары превратили в руины 9200 белорусских сёл и деревень, 209 городов и городских посёлков. От рук оккупантов пало 2 миллиона 230 тысяч советских граждан. Это никогда не будет забыто.

(Перезвон колоколов).

 

2-й. Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздаётся он.

Кажется, ты в пустыне,

Выжжено всё дотла-

В той, военной Хатыни

Плачут колокола. (Перезвон колоколов).

 

 

3-й. Скорбная тишина. Она годами хранит гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и стоны умирающих от пуль.

 

4-й. Как суровое напоминание потомкам хранит Хатынь печаль и тоску погибших.  «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допускайте такого!»

 

Приглушённый удар колокола, ему вторит второй, третий…

 

1-й. Хатынь – это суровая народная память. Хатынь-это бронза, камень, безмерная людская скорбь…

 

3-й. Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах–десятивёрстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно…

 

4-й. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.

 

1-й. (На фоне песни А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»).

Орудийные залпы, надсадный рёв самолётов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. Уже в  первые  минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озёр и нежный изумруд рощ.

 

 Видеофрагмент «Хроника Военных лет».

 

 

4-й. Три года длились чёрные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч партизан, подпольщиков боролись с лютым врагом.

 

2-й. Идут ребята, мужики,

Детишки, бабы, старики,

Идут подростки и девчата,

Горят их хаты,

Горит земля,

Леса с травой,

Огонь гуляет круговой,

Поля пылают.

Боже мой!

Огонь, как мост, встаёт до звёзд!

Звоня, звонят колокола (Перезвон колоколов).

Тревога землю обняла…

И от села и до села

Встаёт народ. (Музыка смолкает).

 

5-й. (Перезвон колоколов). Всё человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия произошла 2 марта 1943 года. Отряд карателей «Чёрная смерть» окружил белорусскую деревню, что миро стояла на краю леса.

 

Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они ещё ничего не знали. Но им уже был вынесен приговор. Их согнали в сарай, обложили соломой, облили бензином и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.

Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идёт, куда несёт его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в её глазах.

А ей казалось, что сынок всё понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к её груди, притаился под платком.

 

6-й. Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –

Сухими губами шептала,-

А может, не станут они над тобой!

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишни весенней порой,

Как груша в саду расцветала;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запаха талой земли

И тёплой коры на опушке;

Ни разу ещё не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печёной картошки с золою.

И хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочёл бы хоть первую книжку…

Ты слышишь, наш папка, приди, помоги!

Спаси не меня – так сынишку. (Пауза)

 

 

7-й. Нет! Никто не смог спасти маленького и ещё семьдесят пять таких, как он.

В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло ещё 149 человек.

Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни.

Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшего в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.

 

8-й. Из всех хатынских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.

 Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом. И тут её заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадёт - никак в неё не попасть.

И тогда один долговязый фашист бросился вдогонку. Догнал, выстрелил.

И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке.

 

9-й. «Ленка, Лена, родименькая, не умирай!» Склонился, взял её на руки, прижал , окровавленную, к груди. Она уже и не дышала, а он всё твердил: «Лена, доченька, не умирай!..»

 

Умерла Лена у него на руках. Он положил её возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашиста.

Они, тренированные, профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к сараю, где уже было полно людей: женщин, стариков, детей.

 

10-й. А из взрослых жителей Хатыни в живых остался один. Из мёртвых воскрес он в тот жуткий день. После войны он часто приходил на пепелище. Сняв шапку, медленными шагами шёл он к месту своего бывшего дома, туда, где играли когда-то его дети, где была его калитка. что выпустила родную семью в последний путь. Подходил и молча стоял, печально склонив голову.

Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть, как догорал сарай, как догорали в нём дети, догорали их матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни…

 Вот такой след оставили после себя фашистские каратели

(слайд с фотографиями сожжённой Хатыни)

 

11-й. Люди погибли, но нее покорились… Деревушка Хатынь…В чём же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

(На  экран – хатынская улица.  Звучит музыка Cekret Garden).

 

8-й. Хатынская улица… Никогда её не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.

 

9-й. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.

 

10-й. На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмёт к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.

 

11-й. В этой деревне никогда не будет свадьбы, не будет играть гармошка или скрипка, не послышатся песни.

 

12-й. В этом колодце никто никогда не зачерпнёт воды, не утолит жажду в знойный день…

(Музыка стихает)

 

11-й. Хатынь - памятник 186 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе - колокол

 (Файл с фотографией колоколов).

Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,

Но над другой плитой откликнется печально.

И вдруг призывом этот звук

Проймёт до дрожи в теле:

«Не забывайте наших мук,

Мы жить, мы жить хотели!»

Так день и ночь печаль и гнев

Блуждают по долине,

Над скорбным звоном в вышине

Лишь отзвук журавлиный.

 

13-й. А три берёзки?  Почему их именно три глядят на Вечный огонь?

Да потому, что каждый четвёртый житель Белоруссии погиб, сгорел  в адском пламени войны.

Три березки – тоже символ. Три берёзки – глубокий след, жгучее напоминание о войне.

 

1-й. Три берёзы шумят под ветрами, дождями, три берёзы четвёртую вспоминают.

Какой стройной была  она,

Неугомонной щебетуньей весной,

Веселухой, певуньей,

Как она партизан прикрывала  и грела,

Как поила их соком, провожала в походы,

Как порой заслоняла их от пуль беспощадных…

Три берёзы шумят над годами, над жизнью,

Три берёзы четвёртую вспоминают.

Если встать бы могла она из пепелища,

Поглядеть на родные земные просторы

И порадоваться снова мирному небу,

Услыхать, как  звенят жаворонки над житом,

И обмыть свои листья росою обильной!..

Три берёзы шумят под зарёю румяной,

Три берёзы четвертую вспоминают.

 

(Слайды мемориального комплекса)

2-й. Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс - память о людях, которые здесь жили и приняли мученическую смерть от фашистов. Хатынь - кладбище деревень.

 Рассказ о мемориальном комплексе. Указатель «Хатынь».

3-й. Бежит, устремляясь вперед, асфальтированная лента шоссе Минск - Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. Но вот на 54-м километре указатель «Хатынь».

 

4-й. Комплекс имеет планировку бывшей деревни «Хатынь» и состоит из отдельных фрагментов. В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

 

5-й. Как символ непокорённого советского человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстёгнутой обгоревшей рубашке с мёртвым ребёнком на руках. Он олицетворяет  человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть, выражены на его лице. А крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка. Он смотрит вдаль, и его размётанные ветром волосы похожи на серый клок дыма.

 И, кажется, бронзовые, натруженные уста непокоренного говорят: «будь проклят, фашизм!».

6-й. Бывало, что и он, Иосиф Каминский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет: «Люди…Дорогие мои… Это я.  А это – мой сын». Покажет рукой на черную бронзу и умолкнет: душат его слезы, спазмы сжимают горло…

7-й. Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся трагедии. Сколы в центре как бы подчеркивают ее кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши - плиты.

8-й. Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!..

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынских женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле.

Варвары и есть варвары. Они способны сжечь, убить миллионы людей. Но не смогли они сломить советский народ, который твёрдо верил в свою победу! Нельзя истребить, нельзя выжечь в человеческой душе стремление к свободе и счастью.

Хатынь – это безмерная людская скорбь! Хатынь – это памятник всем пепелищам земли! Со всего белого света едут в Хатынь, чтобы поклониться мужественным непокорённым людям, которые отдали свою жизнь, но не стали послушными рабами фашистских варваров.

 

9-й. Плачет камень,

Плачет камень,

И вся вселенная скорбит,

И мир дрожащими руками

Кладёт фиалки на гранит.

 

10-й. Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колено пред памятью павших,

И ложатся цветы на могильные плиты.

Да, никто не забыт и ничто не забыто!

 

(Возложение цветов к Вечному огню, изображение которого вместе с тремя березами и колоколами появляется на заднем плане) (Звучит музыка Э. Грига смерть Озе).

 

11-й. Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти»!

(файл с фотографией «стены памяти».)

 

Голос за кадром:

12-й. «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие.  Мы сгорели живыми в огне.  Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернуться в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

 

13-й. И есть ещё слова на «Стене памяти» - ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в чёрные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки  неугасим.  Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

 

(Музыка звучит громче. Перезвон колоколов)

Видеоклип «Колокола Хатыни» (в конце клипа на столах зажигают свечи)

Затем  - Моцарт «Лакримоза»

 

2-й. Отступает с годами горе... но мы не можем, не имеем права забыть про деяния фашистов. Это они оставили кровавые незаживающие следы.

В Польше – Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур.

В Чехословакии – Лидице, в России – Красуха.

На Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, в Белоруссии – Хатынь!

1-й.  Знаю:

песня тяжелых могил не откроет!

Но от имени сердца

От имени жизни повторяю:

Вечная слава Героям! Слава Героям! Слава!

И бессмертные гимны,

Прощальные гимны,

Над бессонной планетой

Плывут величаво...

Пусть не все герои,-

Те, что погибли, -

Павшим

Вечная слава!

Вечная слава!

2-й.  Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

 

3-й. Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

 

4-й. Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

     просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

 

5-й. Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

     помните!

 

Песню свою

        отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

          не споет,—

помните!

 

6-й. Детям своим

          расскажите о них, чтоб

запомнили!

Детям

    детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

       бессмертной

               Земли

помните!

К мерцающим звездам

          ведя корабли,—

о погибших

помните!

 

 7-й. Встречайте

          трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

     войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

 

Мечту пронесите

          через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

               никогда,—

заклинаю,—

помните!

 

Видеофрагмент Песня «Птицы белые»

 

Заключение. Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подарившим нам жизнь. Нам нужно всегда помнить, что  

«Народ, не помнящий своего   прошлого, не имеет  будущего», поэтому я предлагаю вам на память о сегодняшнем классном часе оставить пожелание прошлому, настоящему и будущему.(дети пишут свои пожелания на сердечках и вывешивают на лоске на «Дереве пожеланий»)

 

Сценарий разработан на основе материалов Р.Черненькой и Г.Федух, педагогов Волковинецкой школы – интерната Хмельницкой области. Они собрали большой фактический материал, напечатанный в  ж. «Юность» (1978г.), что и помогло создать впечатляющую картину трагических дней Хатыни.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Гудят колокола памяти""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

У времени есть своя память – история. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне.70 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в  разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

 

Сегодня мы расскажем вам о трагедии, которая постигла белорусскую деревню Хатынь в годы Великой Отечественной войны, и о том, как увековечена память о тех людях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.02.2015 649
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Енке Ирина Альбертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Енке Ирина Альбертовна
    Енке Ирина Альбертовна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13493
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов