Главная / Начальные классы / Классный час для учащихся 1-4 классов, посвященный 200-летию Бородинского сражения «Подвиг России бессмертен …»

Классный час для учащихся 1-4 классов, посвященный 200-летию Бородинского сражения «Подвиг России бессмертен …»

11



Конкурс методических разработок,

посвященных 200- летию Бородинского сражения









Классный час для учащихся 1-4 классов,

посвященный 200-летию Бородинского сражения

«Подвиг России бессмертен …»















Автор:

учитель начальных классов

МБОУ сош №12

Балковская Людмила Анатольевна.

Педагогический стаж 10 лет







2012 год

Цели и задачи мероприятия:

  • Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.



  • Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы.



  • воспитать у учащихся чувства патриотизма и гордости за своё Отечество, уважения к истории и традициям нашей Родины.



  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества.





  • Пробудить у учащихся любовь к земле русской, формировать нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитывать чувство долга перед страной.

.

Мероприятие рассчитано на учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ.



Оборудование:

  • Презентация «Подвиг России бессмертен…»

  • Компьютер и мультимедиа-доска.

  • Портреты полководцев Отечественной войны 1812 года.

  • Карта «Отечественная война 1812 года»

  • Цветные лепестки для « ромашки чувств»

  • Музыкальные записи:

симфония №7 Людвига ван Бетховена.3 часть,

симфония №7 Людвига ван Бетховена.2 часть,

вокализ Рахманинов,

солдатская песня времен Отечественной войны 1812 года

«Хоть Москва в руках французов…»,

марш «1812 года» Давида Тухманова.

http://miloman.net/mp3/1812







Звучит симфония №7 Людвига ван Бетховена.3 часть. http://miloman.net/mp3/1812



Дети под музыку проходят в класс и рассаживаются.



Звучат стихи:

Ученик:

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь— где узы плена,

Иль смерть— где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

Ф. Н. Глинка «ВОЕННАЯ ПЕСНЬ, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»

Учитель:

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века мы сегодня поговорим.



- Ребята, когда Вы слышите словосочетание «Отечественная война», что Вы себе представляете? (Великую Отечественную войну 1941-1945 г.)

- Но в истории нашей страны есть еще одна Отечественная война, которая тоже оставила след не только в истории России, но и истории всего мира. Это Отечественная война 1812 года.

Слайд 1

Об Отечественной войне 1812 года.

Звучит симфония №7 Людвига ван Бетховена.2 часть. http://miloman.net/mp3/1812



- Император Франции Наполеон мечтал о мировом господстве.

Слайд2



Он говорил: «Я буду господином мира!» К началу 19 века Наполеон I завоевал почти всю Европу.

Ни к одной из войн наполеон не готовился так тщательно .как к походу на Россию. Подробнейшим образом разрабатывал план действий, создавал огромные склады боеприпасов, обмундирования ,продовольствия. Были проведены новые наборы в армию. Под ружьё была поставлена огромная армия до 1 200 000 человек.

Слайд 3



К войне готовилась и Россия. Уже с 1808 года началось перевооружение русской армии ,укрепление границ, строительство крепостей.

Слайд 4



- 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в Россию. Громадная 640-тысячная армия перешла границу. Кроме французов, в армии Наполеона были итальянцы, поляки, немцы, испанцы.

Наполеон рассчитывал закончить войну с Россией за месяц, в худшем случае за два. Своим генералам он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, поражу её в сердце».

Слайд 5

- Силы были не равны, русским войскам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве.

- Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

Слайд 6



Не раз жизнь Кутузова была в опасности. Пулей был выбит глаз, прострелена шея. Наполеон называл Кутузова «старой лисой» за его умение перехитрить противника.

Солдаты обрадовались: «Пришел Кутузов бить французов».



Кутузов решил дать главное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино(124 км к западу от Москвы)В центре находилась высота Курганная Кутузов приказал установить на ней тяжёлую батарею под командованием генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского.

Слайд 7

Сражение произошло 26 августа 1812 года и длилось целый день!

- Великий русский поэт и писатель М. Лермонтов писал в своем стихотворении «Бородино»:



Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

Слайд 8

- Ни одной такой долгой и трудной битвы не было у Наполеона, хотя к этому времени он завоевал со своим войском много стран. Русские войны стояли насмерть. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши.

Жестокие бои шли за Курганную высоту. На ней находилась наша русская батарея – 30 пушек. Здесь сражались солдаты под командованием Николая Николаевича Раевского. Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

Слайд 9



Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Около шести часов они сдерживали натиск врага. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер.



Слайд 10

Ученик: Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блистал,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел,

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…



Учитель:

Поздно вечером бой был закончен. Огромные потери понесли обе стороны. Все Бородинское поле было усыпано телами французов и русских солдат.

Звучит Вокализ Рахманинов

http://miloman.net/mp3/1812



Узнав о больших потерях(около 60 000 убитыми-это половина солдат),Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска на исходные позиции. Стихли пушки и ружейные выстрелы.

Кутузов был доволен исходом сражения .Наполеон не сумел прорвать оборону русских. Кутузов думал готовиться к новому сражению, но посчитав потери, а они были порядка 40 000 человек, приказал отступить к Москве. Утром 27 августа русские войска покинули Бородинское поле.

Слайд 11

Разведка донесла, что у Наполеона есть войска, не участвовавшие в Бородинском сражении. Кутузов решил отдать Москву без боя. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия», - сказал Кутузов. И оказался прав.

Взяв Москву, Наполеон понял, что это не победа. Всюду действовали партизаны. Они перехватывали обозы с продовольствием, нападали на французов. Особенно прославились отряды славного гусара Дениса Давыдова.

Слайд 12

Отряды Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника, перехватывали обозы, брали пленных. Но никогда не допускали бессмысленной жестокости по отношению к врагу.

- Многие французские солдаты болели, страдали от голода. Сильный пожар уничтожил многие здания в Москве, жить было негде. И войска Наполеона покинули город.

Слайд 13

Звучит солдатская песня времен Отечественной войны 1812 года «Хоть Москва в руках французов…»

http://miloman.net/mp3/181

- Окрепшая русская армия преградила Наполеону путь к отступлению у Малоярославца. Наполеон был вынужден отступать по той разоренной дороге, по которой его войска вторглись в Россию, в лютый холод.

Слайд 14



В середине декабря захватчиков изгнали с территории России. Михаил Илларионович Кутузов поздравлял свои войска с победой и призвал «довершить поражение неприятеля на собственных его полях». К русским солдатам он обратился с приказом об окончании войны и с замечательными словами : « Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем…»

Звучит марш «1812 года» Давида Тухманова

http://miloman.net/mp3/1812



В честь победы русских в Москве была построена Триумфальная арка.

Зримым воплощением Славы России , её Веры и Величия свидетелем многих исторических событий стало возведение близ Кремля Храма Христа Спасителя.

Слайд 15



Подведем итоги.

- Ребята, почему войну 1812 года называют Отечественной? (Потому что сражались все люди нашей страны, старались делать все, что могли.)

- Где и когда произошло главное сражение в ходе этой войны? (26 августа у села Бородино.)

- Что Вы запомнили о Кутузове?

- Каких героев Отечественной войны вы запомнили?

Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное, и вы испытывали какие-то чувства.



А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:

у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета вот если вы испытали чувство

- гордости, восхищения, то возьмите красный лепесток;

- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета;

- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;

- никаких , лепесток коричневый.

На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток, либо учитель сам создает ромашку, а дети аргументируют, почему они выбрали этот лепесток. Затем ромашка крепится магнитом на карту «Отечественная война 1812 года» на доске. http://pedsovet.su/load/126-1-0-1221



Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине. На этом наш классный час окончен.



































Методические советы организаторам.

Классный час проводится в классе. Для создания необходимого настроя используется подборка музыкальных фрагментов, а так же отрывки из литературных произведений. На доске прикреплена карта «Отечественная война 1812 года»,висят портреты полководцев. На столе учителя приготовлены лепестки для « ромашки чувств». По ходу классного часа у детей могут возникнуть вопросы. Обсудите с детьми, что их интересует.



Использованная литература:



1. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырехлетней начальной школы. – М.: «Ассоциация XXI век», 2001.

2. А. Ишимова «История России в рассказах для детей»

3. Лермонтов М.Ю. Бородино. Стихотворение. – М.: Издательство «Детская литература», 1985 г.

4. Ю.Любченко «Война 1812 года»

5. Саплина Е.В. Окружающий мир. 4кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2010.

6. Статьи из ВИКИПЕДИИ-свободной электронной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

7. Энциклопедия «Аванта»













11


Классный час для учащихся 1-4 классов, посвященный 200-летию Бородинского сражения «Подвиг России бессмертен …»
  • Начальные классы
Описание:

Классный час для учащихся 1-4 классов , посвященный 200-летию Бородинского сражения "Подвиг России бессмертен..." С этой работой я победила на муниципальном конкурсе методических разработок по патриотическому воспитанию.Цели и задачи:

·        Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.

·        Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы.

·        воспитать у учащихся чувства патриотизма и гордости за своё Отечество, уважения к истории и традициям нашей Родины.

·         Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

·        Пробудить у учащихся любовь к земле русской, формировать нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитывать чувство долга перед страной.

Автор Балковская Людмила Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 723
Номер материала 29369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓