Инфоурок Классному руководителю КонспектыКлассный час "День народного единства"

Классный час "День народного единства"

Скачать материал

 

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

 

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

     Кившенко_А Минин

                                                                                                                   Файл:Minin&Pozgarsky.jpg      Лисснер_Э Польские паны, осажденные в Московском Кремле, сдаются русскому ополчению

Цель: раскрыть решающую роль народных масс, К. Минина и Д. Пожарского в борьбе против интервенции и освобождении страны;  показать роль  национального самосознания русского народа; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать интернационализм; межэтническое и межкультурное взаимопонимание.

 

Ход классного часа

К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время. Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Фёдора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооружённым сбродом, явился второй самозванец – ещё один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением в стране, на неё пошли войной поляки и шведы.

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие города на западе. Шведы захватили всё побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародёрство, организованная и обычная преступность.

Праздник День народного единства установлен в память о событиях, произошедших 4 ноября 1612 года в Москве. В этот день  народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от интервентов.

 В 1818 г. в Москве в честь этого знаменательного события был установлен памятник народу-освободителю, его предводителям – К. Минину и Д. Пожарскому в благодарность за спасение России от польско-шведской интервенции. Этот исторический факт запечатлён в стихотворении поэтессы Н. Кончаловской «1611 год»:

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

Он отмечен годом, днем,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия». (Н. Кончаловская)                                                           

 - За что благодарная Россия поставила памятник гражданину Минину и князю Пожарскому? Правильно, за то, что они избавили от бесчестия свою страну.

 - Что автор понимает под «бесчестием»? Какое непоправимое и трагическое событие могло случиться с нашей страной, если бы народ, возглавляемый старостой Кузьмой Мининым и князем Д. Пожарским, не уничтожили бы врага?           Русский трон и русскую землю в 1612 г. захватили поляки и шведы, поэтому наш народ был на грани потери своей государственной и национальной независимости.

В память об этих событиях в декабре 2004 г. Государственная Дума утвердила праздничный календарь, и ныне 4 ноября вся страна отмечает праздник – День народного единства.

- Что следует понимать под «народным единством»? Единение людей в служении обществу, в совместном построении государства  на благо  Родины.   

- Скажите, какой народ сильнее, единый или разобщенный?  Почему? Правильно, потому что когда народ един, он представляет огромную силу и никакому врагу его не одолеть. Если народ един и скреплен крепкой дружбой, он сможет свою страну вывести из любого кризиса политического или экономического. Ярким   примером такого единения  является борьба русского и нерусских народов Поволжья  против иноземных захватчиков в начале XVII в.

- Какие события предшествовали складыванию кризиса власти и Смуты в стране в конце XVII в.? 

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. Он безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты – будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на севере готовилась высадка английского десанта. Русь разваливалась на глазах. У бояр с дворянами не было согласия. Послушайте содержание Договора 17(27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем: «Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Фёдор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетской, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Дуговской послати бити челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича.

А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые люди, и стрельцы, и казаки, и всех чинов служилые люди Московского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовати святой животворящий кресс Господень на том, что нам ему вовеки служити, как прежним прирожденным государям».

- К каким последствиям могло привести заключение подобного договора?      

Послушайте, как эти события описывает поэтесса Н. Кончаловская:

 

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги: полковник Струсь –

Кремлёвский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждёт,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт.

Придёт, займет московский трон,

И Польшей станет Русь.

- Какими  словами автор этих стихов передает сложное положение русской земли? Правильно, «горит, пылает, стонет Русь».

- Что сделали враги с Москвой? Ограбили, обобрали.

- На что рассчитывали польские паны? Они надеялись, что московский трон будет захвачен польским королевичем Владиславом.

- Если бы это произошло, то Русь какой страной бы стала? Польшей.

Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчетам историков, за годы Смуты в Росси объявилось ни много, ни мало семнадцать самозванцев. Двое из этой пестрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти 2 года осаждал столицу государства.

В это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства. В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулись на Москву. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту русской земли Кузьме Минину.

Посадский староста Кузьма Минин, разговаривая в земской избе с приходящими по делам посетителями, указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззванием ко всему нижегородскому народу. На спуске, что идет от ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Вот как описывает выступление Минина на соборной площади Нижегородского кремля автор книги «Минин и Пожарский» Виктор Шкловский:

 

« - …Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов?

Гул пошёл по толпе…

Минин вытер рукавом пот со лба.

- Воюем мы… врозь. Псков – особо, а Казань – особо, а Астрахань – особо же. Коли так будет, осилят нас…, прибьют нам на шею железное ярмо железными гвоздями, и будем и мы и дети наши холопами, и родину свою забудем, и родной язык забудем».

- О какой особенности военных действий говорит Минин? Правильно, «воюем врозь».

- К каким последствиям может привести разрозненность действий? Враги нашу страну быстро осилят.

- В случае такого исхода какой может стать судьба русского народа? Все станут холопами, забудут родную речь и родину свою забудут.

«Молчание.

- Граждане новгородские! – продолжал Минин в наступившей тишине.- Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать в ополчение служилых дворян. По деревням да городам собирать и простых ратных людей – кто захочет, созывать всех в одно место, давать им коней да оружие, да одевать, да кормить добро, чтобы было доброе войско».

- Какой план был у Минина? Как вы считаете он был необходим стране?

«Минин перевёл дух.

- Денег надо много! – выкрикнул он… коли подымать ополчение, коли идти…всей землей, денег надо великую силу! И железо надо – оружие ковать. И медь надо – пушки лить! И свинца надо, и селитры…

Голос Минина снова зазвучал со страшною силою:

- Так неужто ж не станет нам доброй воли? Неужто добро своё, рухлядишку свою пожалеем, а землю родную не пожалеем?!

- Миныч! Миныч! – кричали люди.

- Миныч, прими сукно! Шапку давай!

- Головы свои отдадим! – кричал человек в толпе.

Плачущие женщины неверными пальцами вынимали серьги из ушей.

Одежды, свёртки сукон, шапки с деньгами, сапоги, кафтаны, оружие грудой вырастали на каменном полу паперти…

- А воеводой кто будет? – мрачно сказал из толпы Алябьев.

- есть один воевода! – крикнул Роман из толпы. – Пожарский Дмитрий, что бился в Москве.

Замолчала толпа.

- О Пожарском думал и я, - сказал Минин».

- Поддержал ли народ Кузьму Минина? Как вы думаете почему?

Послушайте, как эти же самые события поэтически описала Н. Кончаловская:

От москвичей призыв идёт,

            По городам до волжских вод.
            Всю землю нашу охватив,
            Дошёл до Нижнего призыв,
            До старосты, до мужика —
            Нижегородца-мясника,
            Что звался Минин-Сухорук.
            Он весь народ собрал вокруг:
          «Волжане! Православный люд!
            Повсюду русских ляхи бьют!
            Ужели враг непобедим?
            Ужели землю отдадим?
            Нет! За собой народ ведя,
            Пойдём мы, жизни не щадя!
            Не пощадим домов, клетей,
            Ни золота, ни серебра!
            Заложим жён своих, детей!
            Пришла пора!
            Несите жемчуг, серебро,
             Несите всё своё добро,
             Всё, что "копили много лет!
            А у кого богатства нет —
            Отчизну, родину любя,
            Нательный крест сними с себя!
            Давайте всё, кто чем богат,
            Ничуть, нимало не тая.
            Поможем все, как брату брат,
            Одна семья!»
            И понесли ему добро:
            И жемчуга, и серебро,
            Иконы, ризы и меха,
            Одежды, платья вороха.

 

Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней,
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, —
Ну, словом, всё, что лишь могли,
На площадь Минину несли,
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Пустели сёла у реки,
Лишь дети, бабы, старики
Шли до околиц провожать
Ещё не виданную рать,
Что неотступно шла вперёд, —
Народ!

- Как вы думаете: в этих строках показан пример народного единения или разобщения?

- Что такое ополчение? Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

- В стихотворении встречаются следующие строки: «Волжане! Православный люд!» и «Поволжье Минин призывал». Скажите, в Поволжье проживают только русские или и другие народы? Правильно, там проживают, кроме русских, татары, чуваши, мордва, мари. Все народы Поволжья вместе с русскими на щадили ни своей жизни, не пожалели ни своего достатка во имя спасения отечества своего – России.

- Почему стало возможным такое единение, единство в борьбе против общего врага? Все ощущали себя народом одной страны. Людей объединяло национальное самосознание. Национальное самосознание – осознание народом своего значения в жизни страны, общества и мировой истории.

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский. 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле. С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали поляки гетмана Ходкевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные  дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к донскому монастырю. На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

Итак, в судьбоносную осень 1612 г. Второе Земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет. Но и сделало решающий шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей Русское государство почти два десятилетия.

22 – 26 октября (1 – 5 ноября по новому стилю) 1612 года, победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль. Эти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество – гражданин своей страны.

В 1612 году на защиту страны выступила «земля», т. е. народ. Широкие слои населения, сплотившиеся для решительной борьбы, создали одно за другим, два мощных ополчения – сначала на Рязанской земле, а затем и в Нижнем Новгороде, и освободили, очистили Россию от польских и шведских интервентов.

В феврале 1613 года был избран новый царь, 16-летний Михаил Фёдорович, в стране появилась законная власть и новая династия.

И хотя выход из порожденного Смутой глубочайшего кризиса занял еще долгие годы, главное было сделано: разрушение государства было остановлено, а народ, объединившийся в борьбе за свободу, показал пример торжества духи и единства.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течении почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной – селом Богородским в нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины 19 века центральное место на гробнице занимала надпись – «Избавитель Москвы – Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло- Архангельском соборе Кремля.

В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но Александр I прекрасно понимал, что Франция все равно нападёт на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издаёт манифест о создания по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы.

- Назовите войну,  в которой весь многонациональный народ плечом к плечу мужественно сражался с врагом. Правильно это Великая Отечественная война. Она показала, что когда народ сплочен и един его невозможно победить.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Чернова, М. Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс / М. Н. Чернова, В. Я. Румянцев. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.

Шестаков, А. В. История СССР в художественно-исторических образах: С древнейших времен до конца XVIII века. Хрестоматия для учителя / Сост. А. В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "День народного единства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Классный час предназначен для работы классных руководителей, учителей истории и обществознания. Цель разработки: раскрыть решающую роль народных масс, К. Минина и Д. Пожарского в борьбе против интервенции и освобождении страны;  показать роль  национального самосознания русского народа; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать интернационализм; межэтническое и межкультурное взаимопонимание. 

    Разработка состоит из двух частей - конспекта занятия и небольшой, но яркой презентации, которая вызовет у учеников интерес, и скорее всего побудит их узнать побольше и о Смутном времени, и о национальных героях Минине и Пожарском.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 519
    • DOCX 283 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панова Марина Николаевна
    Панова Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4718
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 157 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 77 человек