Главная / Классному руководителю / Классный час "Что такое патриотизм"

Классный час "Что такое патриотизм"

Классный час

«Что такое патриотизм»

Цель:

Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;

Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.

Задачи:

Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,

Создать условия для развития у учащихся умений формулировать понятия,

убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,

расширить кругозор учащихся,

учить самостоятельности, коллективизму.

Оборудование: плакаты, презентация

На доске эпиграф : «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А.С. Пушкин

Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия

  2. Понятия: патриот, Родина, Отечество

  3. Герои Нижегородского края защищавшие нашу страну

  4. Патриот в современном обществе: кто он?

  5. Подведение итогов занятия.


  1. Сегодня мы с вами попытаемся понять что такое патриотизм, кто такой истинный патриот своей страны.

  2. Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. А вот что записано в словаре Ожегова: патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.


Другое определение патриотизма: особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Как вы считаете, что объединяет все эти определения?

Ответы учащихся.

Правильно, все эти определения объединяет одно: любовь к Родине, Отечестве, к своему народу и стремление защитить свою Отчизну. А как Вы думаете: защищать свою Отчизну можно только с оружием в руках?

Ответы учащихся.

  1. В годы Великой Отечественной войны наши с вами земляки защищали нашу страну от фашистов как и на фроне так и в тылу.

Три ученики выступают с сообщением о горьковчанах в годы Вов, параллельно идёт показ слайлов.

Во время Великой Отечественной войны на территории г. Горького и области формировались воинские части и соединения для Красной Армии. Это были стрелковые дивизии и танковые бригады, танковый корпус, подразделения лыжников, дивизион бронепоездов. Горьковчане вливались в авиационные части, пополняли экипажи морских судов и подводных лодок, воевали в кавалерии и артиллерии, сражались на всех фронтах. Славную биографию имеет 137 стрелковая Бобруйская дивизия, в которой были преимущественно горьковчане. Она участвовала в ликвидации Орловского плацдарма гитлеровских войск, первой форсировала Десну, освобождала Украину и Белоруссию, первой вступила на территорию Южной Пруссии, активно участвовала в ликвидации восточно-прусской группировки противника. Таким же героическим был путь 322-й стрелковой Житомирской дивизии, 279-й стрелковой Лисичанской, 85-й гвардейской стрелковой Рижской, 89-й гвардейской стрелковой Белогородско-Харьковской, 8-го гвардейского танкового корпуса, Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов, артиллерийских полков и других частей и соединений, которые формировались в Горьком, и в которые входило много горьковчан.

Более трехсот наших земляков заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а генералы В.Г.Рязанов и А.В.Ворожейкин удостоены этого звания дважды. Сорок восемь человек стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Многие земляки совершили настоящие подвиги: закрывали грудью амбразуры вражеских дзотов, бросались под вражеский танк со связкой гранат, таранили на самолетах фашистские бомбардировщики, взрывали свои машины, чтобы пламенем предупредить товарищей о высадке десанта противника, таранили на горящем танке вражеский бронепоезд…

Не менее героическим был труд тыловиков. На предприятиях области выпускались танки, самолеты, самоходные установки, танковые моторы, минометы, знаменитые "катюши" и другая военная продукция, шилось военное обмундирование.

За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод "Красное Сормово" награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы "Красная Этна", имени В.И.Ленина, Богородский ремонтный завод. Правительственными наградами был отмечен труд выксунских и кулебакских металлургов, дзержинских химиков.

Горьковская железная дорога стала одной из ведущих магистралей страны, она перевозила огромное количество грузов. Для нужд фронта были оборудованы вагоны-пекарни, вагоны-бани.

В битве за Сталинград отличились наши речники. Суда Верхне-Волжского речного пароходства под непрерывными бомбежками и обстрелами вывозили из осажденного города раненых, эвакуировали гражданское население, доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие.

Жители области создавали фонды обороны, куда вносили свои денежные средства. На них строились танки и самолеты. Тысячи горьковчан, прежде всего женщин, в годы войны стали донорами.

Несмотря на то, что вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин и детей, планы урожайности по основным культурам ежегодно перевыполнялись. За годы войны горьковские колхозы дали государству около 70 млн. пудов хлеба, десятки тысяч тонн картофеля, овощей, тысячи тонн мяса, молока. При том, что сами питались картофельным хлебом, добавляя в него крахмал, полученный из гнилой картошки, оставшейся после уборки на полях. В картофельное тесто добавляли головки клевера и пекли лепешки – почти единственное доступное лакомство. Доходы от личного подворья уходили на уплату государственных налогов.

В городах так же, как и в колхозах, на рабочие места ушедших на фронт мужчин вставали женщины, дети и старики. За одну смену выполняли 2-3-х сменную норму выработки. Питание было скудное: 800 граммов хлеба для работающих на тяжелых работах, 500 г – для остальных, на иждивенцев – 300 г. В обед выдавали бесплатный талон, по которому в столовой полагалось 200 г хлеба, первое и второе: летом - щи из крапивы со свекольной ботвой и жидкая овсяная каша, зимой - овсяные каша и суп. По карточкам повышенной категории (как, например, в Дзержинске) полагалось от 700 до 1000 г хлеба в день.

Несмотря на тяжелое бытовое и продовольственное положение, во время войны область приняла десятки тысяч детей, эвакуированных из западных районов страны. Детские дома и интернаты были созданы в 18-и районах области – Шатковском, Перевозском, Сергачском, Пильнинском, Дальнеконстантиновском, Городецком и других. Особенной заботой были окружены дети из блокадного Ленинграда, которым привозили продукты питания жители многих окрестных деревень и сел. В Шатковском районе находится памятник и могила известной ленинградки Тани Савичевой, небольшой дневник которой послужил одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

За выдающиеся заслуги горьковчан в годы войны область в 1967 году была награждена орденом Ленина.


Родина помнит подвиг героев военнослужащих. На территории нашего с вами района установлены памятники и мемориалы, в честь защитников Отечества.


Три ученика рассказывают о героях войны, параллельно показ слайдов.

Лаврентий Андреевич Чванов (род. 23 августа 1914, дер. Чаглава Шелокшанской волости (теперь Кстовского района Нижегородской области) — 2 февраля 1945, на Одере) — советский офицер, танкист, в годы Великой Отечественной войны — лейтенант, командир роты 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, Герой Советского Союза.

Подвиг

6 ноября 1943 лейтенант Л. А. Чванов в бою за село Хотов Киево-Святошинского района Киевской области с двумя солдатами вышел к шоссе, по которому двигалась колонна фашистов, и, открыв внезапный огонь, вызвал панику в его рядах, в результате чего, отступавшие гитлеровцы попали под огонь наших танков и автоматчиков и были полностью уничтожены. Отличилась его танковая рота и на Правобережной Украине, совершая дерзкие вылазки в тыл врага.

В честь него в деревне Бешенцево названа улица, на которой установлен обелиск воинской славы.

ПАНИН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1920—1943). Летчик. Младший лейтенант. Родился в Горьком в семье рабочего. Окончил семилетку, поступил на завод имени Фрунзе учеником слесаря. На фронте с октября 1942 года. Участвовал в боях на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Воронежском фронтах в составе гвардейского авиационного полка. Был летчиком пикирующего бомбардировщика Пе-2, затем – командиром авиазвена. Считался одним из лучших летчиков соединения. На фронте вступил в партию. В мае 1943 года произвел в сложных условиях фотографирование Харьковского аэроузла противника. 4 августа 1943 года при выполнении боевого задания Борис Панин вместе с экипажем погиб в районе Белгорода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года гвардии младшему лейтенанту Борису Владимировичу Панину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На территории завода имени Фрунзе ему был установлен памятный бюст.

ЛАРИН МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1911—1945). Пехотинец. Лейтенант. Родился в селе Надеждине Мордовской АССР в семье крестьянина. Действительную военную службу проходил в Белоруссии в кавалерийском полку, учился в полковой школе. В 1935 году, уволившись в запас, переехал в город Горький и поступил работать в 8-е отделение милиции Ждановского района. В августе 1942 года добился отправки на фронт. Воевал на Калининском фронте пулеметчиком. Участвовал в освобождении Великих Лук, Смоленска. На фронте ему было присвоено звание младшего лейтенанта, он стал командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен.

Фашисты упорно сопротивлялись на клайпедском плацдарме, на косе Куршю-Неринга. В ночь на 29 января взвод Ларина в жестокой схватке выбил противника из первых траншей. Немцы бросили крупные силы пехоты, поддержав их артиллерийским огнем. За один день взвод Ларина отбил пять контратак. Отбивая шестую контратаку, в рукопашном бою Ларин уничтожил 15 вражеских солдат, но и сам погиб смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года лейтенанту Михаилу Федоровичу Ларину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В честь этого героя названа одна из улиц Приокского района и установлен на этой улице памятный знак (ул. Ларина, д.1).


Но воины, защищают наш покой и казалось бы и в мирное время. В 2002 году в парке «Швейцария» был установлен мемориал памяти воинов, погибших в локальных конфликтах в Афганистане и Чечне.


Два ученика читают стихи ветерана Приокского района Щёголевой Тамары Семеновны:

*****


Стоят друзья у обелиска

Плечом к плечу так близко - близко

И просят павшего, чтоб встал

И крепко руки всем пожал.

Припомнишь годы боевые,

Пути - дороги фронтовые,

Чтоб с нами рядом посидел

И на друзей бы поглядел.

Друзья, конечно, постарели,

Виски давно их побелели,

А он остался молодым

И в сыновья годится им.

Но друг по фронту - вечный друг

И не стереть ту память вдруг.

Цветы, венки у обелисков

От всех друзей, родных и близких.


*****


Седая женщина подходит к обелиску

Лицо в морщинах, с крупною слезой.

Целуя надпись, наклонилась низко

И тихо шепчет: «Здравствуй, мой родной!»

Глаза закрыла, вспомнила мальчонку:

Он только вырос – началась война.

Оставил мать, любимую девчонку.

С тех пор и мать одна, и девушка одна.

Прожил он мало, но зато навечно

Был удостоен «золотой звезды»

И к обелиску цепью бесконечной

Приходят люди и несут цветы.

Стояла мать его в молчаньи,

Душой сказала сыну своему:

«Теперь я вижу, сын, твои старанья.

Ты – жив», - скажу я сердцу своему.


  1. Ребята, скажите, а как мы с вами можем проявить любовь и уважение к своей Родине, к России? Как, какими делами, поступками мы можем заявить о том, что мы граждане России и готовы защищать свою Отчизну?

Размышления детей, обсуждение

А сейчас давайте создадим портрет современного патриота.

Дети предлагают свои ответы, учитель записывает на доске в форме схемы.

hello_html_m3708bc6a.gif





Ученик читает стихотворение «Быть патриотом…» Ковалёва Е.


Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.


Творческая мастерская. У нас в классе представлены различные плакаты патриотического содержания: плакаты времён Великой Отечественной войны, призывающие отдать все свои силы на борьбу с фашистами, современные плакаты. А сейчас мы с вами попробуем создать свои патриотические плакаты, отражающие любовь и уважение к Отчизне.

Дети деляться на 4 группы. На листах выполняют творческие работы, затем рассказывают, какую идею хотели передать в своём плакате.

  1. Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в делах, поступках. В жизни патриотизм проявляется не в пламенных речах с трибуны, а в обычной посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать билетики на землю, выходя из автобуса. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это мера ответственности человека. Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая может переживать не лучшие времена. Патриотизм – это своими поступками делать жизнь в своей стране лучше, а не ругать порядки, законы в своей Родине. Патриотизм это любовь и уважение ко всему что нас окружает: к дому, семье, школе, улице где ты живёшь, школе, где ты учишься; это ответственность за себя, за свои поступки, за своё образование; это дружба, верность, труд на благо Отечеству, забота о близких, умение восхищаться природой родного края и стремление беречь её.

И на прощание давайте прослушаем песню «С чего начинается Родина..» написанную Вениамином Баснером на слова Михаила Матусовского в 1968 год.



Классный час "Что такое патриотизм"
  • Классному руководителю
Описание:

Разработка классного часа "Что такое патриотизм" может быть использована для учеников 2-4 классов. 

Цель:

 Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;

 Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.

Задачи:

Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,

Создать условия для развития у учащихся умений формулировать понятия,

убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,

расширить кругозор учащихся,

учить самостоятельности, коллективизму.

Автор Баранова Полина Дмитриевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1004
Номер материала 5497
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓