Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Рябковская
средняя общеобразовательная школа»
Классный
час
«БЛОКАДА
ЛЕНИНГРАДА»
Выполнила:
учитель математики
Логинова Галина Александровна
Рябки,
2013
Цель
– совершенствование духовно-нравственного развития учащихся, сохранение и
развитие чувства гордости за свою страну.
Задачи:
-
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
-
способствовать развитию мышления и познавательной активности.
Оборудование:
презентация Microsoft Power
Point
ХОД
КЛАССНОГО ЧАСА
Слайд 1.
Ученик
Суворова И.
стихотворение «Помните»
Помните!
Через
века, через года, -
Помните!О
тех,то уже не придет никогда, -
Помните!...
Встречайте
трепетную весну,
Люди
Земли.
Убейте
войну,
Прокляните
войну,
Люди
Земли!
Мечту
пронесите через года
И жизнью
наполните!..
Но о тех,
Кто уже не
придет никогда, -
Заклинаю,
-
Помните!
Слайд 2.
Ведущий
Российское
правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944
г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны.
Слайд 3.
27 января 1944
года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Блокада
Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путем
обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять
город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование
бросило к Ленинграду 40 отборных дивизий, свыше 1000 таков и 1500 самолетов.
Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941 до 27
января 1944 года. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400
тысяч детей) оказались в кольце окружения. На защиту родного поднялись все его
жители. В городе построили 35 км баррикад, 4170 дотов. Вместе со взрослыми
ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации. Они тушили
зажигательные бомбы.
Слайд 4
Ученик
Враги
ломились в город наш свободный,
Крошились
камни городских ворот…
Но вышел
на проспект Международный
Вооруженный
трудовой народ.
Он шёл с
бессмертным возгласом в груди:
- Умрем,
но Красный Питер не сдадим!
(О.Берггольц)
Слайд 5
Ведущий
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря
перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную
к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к
осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли
Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и
фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.
Слайд 6
На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во
время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!".
Слайд 7
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по
Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук
метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал
им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.
На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в
город - крепость.
Ведущий
21
октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой
наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и
отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт"
Слайд 8
Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли
окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.
Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских
танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю
собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли
разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали
врачам и медсестрам.
Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные
ленинградцы выступали перед ними концертами.
8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты
прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с
суши.
Слайд 9, 10
"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с
начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать
по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и
250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло
время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых
зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных
отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько
мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди
научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из
столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый,
липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все
ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые
лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце
декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная
часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.
Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч
трупов.
Как это было
описал Воскобойников в своем рассказе «Кусочек хлеба».
Рассказ «Кусочек
хлеба» Воскобойников
Погиб при обороне
Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась семья – жена и три дочери,
младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут
прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось шанс на
спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3
части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка
надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у
мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном
Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось... умерла дочка, но остались две
других. Их надо спасать Хлеба стало больше примерно на 20 г на каждого. Но мать
поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба на
память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький
кусочек хлеба насущного.
Карпушкины
выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье 30 лет. Потом уже внучка Анны
Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную
реликвию училищному музею.
Слайд 11
Ученик
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется :
А за Невою Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Пауза. Стук метронома.
Слайд 12
Ведущий
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы
Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии
Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в
конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть
Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася
и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария
Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья
Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и
сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких
трагических записей.
Слайд 13
·
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
·
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
·
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
·
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
·
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
·
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
·
"Савичевы умерли"
·
"Умерли все"
·
"Осталась одна Таня"
Слайд 14
Ученик
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".
Ведущий
При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в
Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19
мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города С.-Петербурга,
где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
Слайд 15, 16
В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и
некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни,
когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев
писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились.
Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на
улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из
пальцев.
Слайд 17
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия.
А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге
в школу, но случалось - и прямо в классе.
Слайд 18
Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма
хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну
Шатунову – было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в
отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости
требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость
пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила
нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь
оставаться человеком". "Все для фронта! Все для победы!" - это
был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических
дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10
миллионов снарядов и мин.
Слайд 19
Подростки-рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах,
в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14
часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Слайд 20
За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были
награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где
изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии
рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого
плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку,
где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов,
который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого
уважения коллеги называют его по имени - отчеству.
Слайд 21
Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на
котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий
Васильевич".
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой
Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной
осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска
замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября
1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд 22
Ученик
И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Слайд 23
Ведущий
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно
двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую
землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.
Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые
заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и
изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники.
Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.
Слайд 24
В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли:
на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и
подсобных хозяйствах.
Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было
тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом.
Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома.
Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков,
ослабленных людей.
В городе работали театры, музеи. Всё
то время, когда шла блокада, не замолкал ленинградское радио, где
выступали поэты и писатели.
Голос Ольги Берггольц
стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских
домах.
Слайд 25
2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия
Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в
осаждённом немцами Ленинграде.
Слайд 26
Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков
Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря
1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора
миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону
города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!
Слайд 27
Ведущий
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ
- в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час
окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по
ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую
армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более
800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.
Слайд 28
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой
прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Слайд 29
Ученик
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут.
Слайд 30 – 35
Ведущий
Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и
советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде
отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и
артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко
оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом
Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону
Ленинграда".
Слайд 36
Ведущий
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших
его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
(все встают).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.